Этапы развития европейской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 09:09, практическая работа

Краткое описание

Основные этапы развития европейской философии, периодизация: (5 периодов), основные идеи, представители, труды.

Вложенные файлы: 1 файл

табл №1Этапы развития европейской философии.docx

— 37.10 Кб (Скачать файл)

Этапы развития евро. ф-фии / хрон. г-цы

Под этапы/хрон. г-цы

Основные идеи

Основные представители

Труды

1.АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

( VI в. до  н. э. - III в. н.э.)

 

 

 

 

Досократический

(VII — V вв. до н. э.)

 

Деятельность "досократиков": милетской, элейской, школ атомистов, др. ф-ов.

 

Поиск первоначала мироздания, его  происхождение и устройство.

 

  • Первоэлементы: вода (Фалес), воздух (Анаксимен), земля(Ксенофан),огонь(Гераклит); первоначала: апейрон-нечто вечное и беспредельное (Анаксимандр), числа(Пифагор), бытие(Парменид), идеи (Платон), атомы(Демокрит).
  • Миром правит разумное начало – Логос;
  • Учение об истинном бытии доступно одной только мысли;
  • Человеческий разум это огонь;
  • Не боги творят людей, а люди богов, по своему образу и подобию.
  • Истина выявляется посредством спора или истолкования противоположных мнений. 
  • Космоцентризм-центром философского мышления выступает космос.
  • Существует только бытие, то оно неделимо. Движение частей бытия возможно только тогда, когда между частями бытия существует некое небытие. Поэтому движения в мире также нет.

Фалес (625 – 547 гг. до н.э.)

«О началах», «О солнцестоянии».

Анаксимандр(610 – 546 гг. до н.э.) 

«О природе», «Карта Земли».

Анаксимен( 585 – 528 г. до н.э.) 

Прозаическое сочинение.

Гераклит 

( 520 - 460 гг.)

“0 природе”

Ксенофан (570-478)

«Учение о богах».

Пифагор (570-496 гг. до н.э.)

"О воспитании", "О государстве", "О душе", "О мире",

Демокрит 

(460 —  370 гг.)

«Судьба атомизма» «О добродетели», «О чувствах».

Парменид, (2-я пол. 6-го – нач. 5 вв. до н.э.) 

“О природе” 

Классический

(сократический)

(середина V - конец IV вв. до  н. э.)

 

Расцвет древнегреческой философии.

  • Человек есть мера всех вещей;
  • Знание – ср-во для достижения жизненного успеха;
  • Вне человеческого сознания ничего не существует;
  • Сущность человека-душа;
  • Зло происходит от незнания своего подлинного блага.
  • Путь к знанию в самопознании;
  • Государство - важнейшая форма бытия человека.
  • Каждая вещь имеет свою сущность и прообраз.
  • Смысл жизни-совершенствование себя как человека.

П. Абдерский (490—420 )

«Истина»,  «О первоначальном состоянии»,  «О богах».

Сократ

 (470-390 гг.)

«Познай самого себя»,  (Сократический диалог).

Платон (428— 348 или 347)

 «Идеальное государство».

Аристотель (384—322)

 «Об истолковании», «Метафизика».

Эллинистический

 (конец IV - II вв. до н. э.)

 

Исследуется смысл жизни, цели человеческого бытия.

 Основные направления: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм.

  • Мышление-восприятие опосредственное.
  • Высшее наслаждение есть душевное равновесие и невозмутимость духа.(эпикурейцы)
  • Природа не нуждается в сверхъестественных силах;
  • Мир - божественный организм, пронизанный и полностью управляемый огненным разумным началом (стоики);
  • Мир - различные образования атомов (эпикурейцы);
  • Воздерживайся от какого-либо утверждения о мире! (скептики);
  • Блаженство человека в безмятежном состоянии духа, достигаемом путем избавления от ложных мнений, страхов, приводящих к страданиям.

Эпикур (342/341 — 271/270)

«Большой обзор», «Малый обзор», «Главные мысли», «О природе».

Зенон (. 335 —262 гг.)

Писания по этике, диалектике, физике и поэзии.

Плотин (205 - 270 гг.)

54 труда «Эннеады», «О добродетелях», «О диалектике»,

«О счастье».

Римский

(I в. до н. э. - V в. н.  э.)

 

Взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий.

  • Первоначало всего сущего – Единое, которое превыше бытия и мысли и постижимо только в единении с ним (экстазе);
  • Природа собственной силой богата и от нас не зависит;
  • Если не можешь изменить обстоятельства, то измени к ним свое отношение;
  • Смысл жизни заключается в достижении душевного покоя, в преодолении страха перед смертью, в совершенствовании себя.

Марк Аврелий

(121—180 гг.)

«К самому себе».

Сенека Л. А. (4— 65 гг.)

«Диалоги»,  «О снисходительности», «О благодеяниях».

Тит Лукреций Кар

 (99 — 55 гг.)

«О природе вещей».

2. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

(V — XVI вв.)

Патристика

 (II-VI век н.э.)

  1. апостольский период (до сер. II века)
  2. апологетика (сер. II века – нач. IV в.)
  3. зрелая патристика(IV-VI)

Становление системы христианской теологии на основе религиозных убеждений.

  • Бог как абсолютное бытие;
  • Бог как сосредоточие блага, справедливости;
  • Бог как Абсолют не имеет атрибутов и не поддается определениям;
  • Все существующее и изменяемое сотворено Богом из ничего;
  • Бог постоянно контролирует созданный им мир;
  • Человек - "персона",  обладающая разумом и волей, сотворенная по образцу и подобию Бога и наделенная совестью;
  • Самый надежный и достоверный способ познания - постижение смысла Священного писания.

Ориген 

(185-254гг.)

«Исповедь», «Град Божий».

В.  Великий (330-379 гг.)

«Против Евномия», «О Святом Духе».

Г. Нисский (335-394 гг.)

«Послание о жизни святой Макрины», «Об устроении человека».

А. Аврелий (354 - 430 гг.)

«Учение о двух Градах: небесном и  земном».

Боэций

(480-524 гг.)

"Утешение" философией".

Схоластика

(VII-XIV)

  1. начальный период –

(XII в.)

  1. расцвет схоластики –   (XIII в.)
  2. период упадка схоластики – (XIV в.)

 

Окончательное оформление учения о "двух истинах".

  • Божественная истина - в священных текстах, человеческая - в философских размышлениях;
  • Оправдание веры – разум;
  • Прообразы мира – это “внутренняя речь” Бога, а возникающий мир – отображение его Слова;
  • Истина - согласованность между разумом и вещью;
  • Нравственное поведение формируется через созерцание Бога и нацелено на подготовку к вечной жизни;
  • Все сущее зависит от Абсолюта и сотворено им;
  • То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать через большее.

А. Кентерберийский

«Proslogion».

Ф. Аквинский

( 1225-1274)

Богословские сочинения, «Сумма теологии».

Аквивант

«Сумма теологии».

Д. Скот

(1266-1308)

Комментарии на Аристотеля, Порфирия и  Петра Ломбарда.

Роджер Бэкон (1214-1294)

«Большой труд», «Меньший труд» и  «Третий труд».

У. Оккам

(1285-1349)

«Сумма логики».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

(XIV — XVII вв.)

Гуманистический п-д

(XIV - XV вв.)

 

Убежденность в самодостаточности человека, вера в его способности.

  • Человек - результат соединения природного и божественного начал, существо, принадлежащее 2 мирам;
  • Духовное богатство невозможно без чувственного богатства, без телесного благополучия;
  • Жить без наслаждения невозможно, а без добродетели – можно;
  • Природа человека – быть свободным, т. е. самому определить свою сущность, сотворить себя.

Данте Алигьери (1265-1321)

«Божественная комедия».

Ф. Петрарка (1304-1374)

«Книги песен», трактат «О презрении к миру».

Лоренцо Балла (1407— 1457)

Трактат «О наслаждении как об истинном благе».

Неоплатонический п-д

(сер. XV - XVI вв.)

 

Внимание к постановке и решению онтологических вопросов, опираясь на философское наследие Платона.

  • Бытие имеет иерархическую структуру, высшей из которых является Бог, а низшей - телесные качества;
  • Человек является высшим и наиболее значимым творением Бога, микрокосмом;
  • Земля не есть центр Вселенной, а таковым может быть только Бог;
  • Мироздание - иерархия трех миров: ангельского, небесного и элементарного;
  • Истинное познание - это познание непосредственных причин.

Н. Кузанский (1401-1464)

«О католическом согласии», «Об ученом незнании», «О предположениях».

Дж.  Мирандола (1463-1494)

«900 тезисов».

Н. Макиавелли (1469—1527)

«Государь».

Т. Мор (1478 —1535)

«Утопия».

Натурфилософ

ский п-д

(16 -нач.17 в.)

 

Борьба  против схоластической картины природы, опираясь на более высокий уровень естественнонаучных знаний.

 

  • Единое - это бытие, в котором совпадают сущность и существование и которое  является причиной самой себя;
  • Вселенная едина, бесконечна и неподвижна, не сотворена Богом;
  • Познавая природу, можно познать Бога;
  • Познание начинается с чувственного опыта, который, в соединении с принципами математики и механики дает истинное знание природы;
  • В мире нет центра, границ, верха, низа.

Н. Коперник (1473-1543)

 

«Очерк нового механизма мира»,

«О вращениях небесных сфер».

Дж. Бруно (1548-1600)

«О причине, начале и едином», «О бесконечности, Вселенной и мирах».

Г. Галилей (1564-1642)

«Пробирных дел мастер», «Письма  к Инголи».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

(XVII—XIX вв.)

Европейскую философию Нового времени XVII—XIX веков принято называть классической.

Рационалистическая философия и эмпиризм

(XVII в.)

Век развития экспериментального математического естествознания, которое постепенно завоевывает приоритетное место в интеллектуальной жизни.

  • «Знание — сила»;
  • Идолы - заблуждения разума, искажающие познание;
  • Философское знание должно выводиться из разума и обосновываться им;
  • Подлинная философия должна быть единой как в своей теоретической части, так и по методу;
  • Любое утверждение о мире,  Боге и человеке может вызвать сомнение;
  • «Мыслю, следовательно, существую» - несомненно;
  • Интуиция и дедукция — это основной путь, ведущий к познанию всего возможного;
  • Государство на место законов природы должно ставить  законы общества.

Ф. Бэкон (1561 - 1626 гг.)

«Новый Органон».

Р. Декарт (1569-1650 гг.)

«Рассуждение о методе», «Метафизические размышления».

Т. Гоббс (1586-1679 гг.)

  «Основы философии».

Дж. Локк (1624-1704 гг.)

«Опыт о человеческом разуме».

Философия

Просвещения

(XVIII в.)

 

Век, соединивший в себе идейное  и политическое самосознание формировавшейся буржуазии.

 

(Англия и Франция)

  • Только путем избавления «просвещенного разума» от религиозных предрассудков можно перестроить общество на разумных началах;
  • Делай то, что хотел бы, чтобы делали по отношению к тебе;
  • Природа есть великое целое, получающееся от соединения различных веществ, наблюдаемых нами во Вселенной;
  • Основа всех процессов природы –материя;
  • Человек подчинен законам природы и в этом состоит его судьба и несвобода;
  • Быть добродетельным, значит любить общество и способствовать счастью других.

Ш. Л. Монтескье (1689 —1755)

«О духе законов».

Вольтер   (1694-1778)

«Философские письма»,  «Метафизический трактат».

Д. Дидро (1713-1784)

«Мысли философа», « Философские принципы материи и движения».

П. Гольбах (1723—1789)

 «О законах мира физического  и мира духовного».

Немецкая классическая философия

(XIX в.)

 

  1. немецкая классическая философия (пер.  пол. XIX в.);
  2. материализм (сер.  XIX в.);
  3. иррационализм (в. п. XIX в.)
  • Проверка разумом должна исключить из религии “суеверия” и заменить их разумной верой в Бога;
  • Бог создал мир совершенным и более не вмешивается ни в дела природы, ни в дела человеческие;
  • Наилучшее почитание Бога – это добродетельный образ жизни “в миру”, среди людей;
  • Каждый имеет святое право строить своё благополучие по собственному разумению, таким способом, который не противоречит  точно такому же праву каждого другого человека;

И. Кант (1724—1804)

«Критика чистого разума».

И. Фихте (1762—1814)

«Основные черты современной эпохи».

Ф. Шеллинг (1775 —1854)

«Система трансцендентального идеализма».

Г. Гегель (1770—1831)

«Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук».

Л. Фейербах (1804—1872)

«История новой философии»,  «Теогония».

5.НОВЕЙШАЯ ФИЛОСОФИЯ (СОВРЕМЕННАЯ)

(XX в.)

Неклассическая философия

(первая половина XX в.)

 

Отказ от рациональной метафизики, от понятия философии как высшей науки.

  • Жизнь - первичная реальность, целостный органический процесс, для познания которой возможны лишь: интуиция, понимание, вживание и др;
  • Бытие человека – это не мышление, не абстрактное “самосознание”, а акты воли и свободы;
  • Свобода не основывается на разуме;
  • Всё, что мыслится – “абстракция”, не реальность;
  • Воля к власти – это самая суть жизни.
  • Бытие человека – драма;
  • Язык – конкретный механизм формирования опыта, стихия понимания.

О. Конт

(1798 —1857)

«Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики».

К. Маркс (1818—1883)

«Манифест коммунистической партии», «Капитал».

Г. Фреге (1848—1925)

«Исчисление понятий».

Э. Гуссерль (1859—1938)

«Логические исследования»,  «Философия как строгая наука».

Б. Рассел (1872 —1970)

«Проблемы философии».

Постнеклассическая философия

(вторая половина XX - начало XXI в.)

 

Осмысление всего «не­структурного»  в структуре, на выявление парадоксов, возникающих при попытке объективного познания человека и об-ва с помощью языковых структур.

  • Вне текста нет ничего;
  • Все в конечном счете— политика;
  • Письмо - след, указывающий на присутствие какого-либо содержания, которое требует дальнейшего раскрытия ;
  • Деконструируется всё - и системы, и методы, и философская критика;
  • Деконструкция привлекает особое внимание к тем сторонам метафизики, которые ранее считались маловажными;
  • Деконструкция создает своего рода строительные леса для будущего метафизики и гуманитарных наук, стимулирует чисто гуманитарные поиски и изобретения.
  • Деконструкция снимает запреты, порожденные жесткостью традиционной культуры и философии;
  • Мыслить - значит сталкиваться со "смыслом", но последний дан лишь в виде бесформенного, в виде непостижимых "знаков", завораживающих и тревожащих разум;
  • Желание не имеет ни исходной структуры, ни исходного объекта, оно никогда заранее не детерм-но.

Ж.-Ф. Лиотар (1924—1998)

«Состояние Постмодерна»,  «Феноменология».

Жиль Делёз (1925-1995)

«Анти-Эдип», «Различие и повторение» и «Логика смысла».

Ж. Деррида (1930—2004)

"Голос и явление", "Письмо  и различие", "О грамматологии"

 

 

 

 

Ж. Бодрийяр (1929—2007)

 

 

 

«Система вещей», «Общество потребления».





Информация о работе Этапы развития европейской философии