Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 21:42, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является рассмотрение выбранной мною темы: «Этика делового общения в учении Конфуция». Для раскрытия темы необходимо ответить на следующие вопросы: дать основные понятие этики, раскрыть понятие «этика» в традиционном обществе, рассмотреть общие этические принципы.
Введение 3
Глава 1. Этические особенности делового общения 6
1.1 Основные понятия этики 6
1.2 Общие этические принципы и характер делового общения 14
Глава 2. Этика делового общения традиционного общества 17
2.1 Деловое общение в традиционном мире 17
2.2 Этика делового общения в учении Конфуция 22
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Вот несколько
необходимых этических норм и
принципов, которые можно использовать
в деловом общении с
Этика делового общения "по горизонтали". Общий этический принцип общения "но горизонтали", т.е. между коллегами (руководителями или рядовыми членами группы), можно сформулировать следующим образом: "В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам". Если вы затрудняетесь, как вести себя в той или иной ситуации, поставьте себя на место вашего коллеги.
Применительно
к коллегам-управляющим
Вот несколько принципов этики делового общения между коллегами.
1.2 Общие этические принципы и характер делового общения
Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой; между предприятиями; внутри одного предприятия ~ между руководителем и подчиненными, между подчиненным и руководителем, между людьми одного статуса. Между сторонами того или иного вида делового общения существует своя специфика. Задача и состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали бы каждому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей. Вместе с тем они должны служить надежным инструментом координации деятельности людей, вовлеченных в деловое общение.
Общий нравственный принцип человеческого общения содержится в категорическом императиве И. Канта: "Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства". Применительно к деловому общению основной этический принцип можно сформулировать таким образом: в деловом общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон.
Таким образом, в основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация, интересов. Естественно, если оно осуществляется этическими средствами и во имя морально оправданных целей. Поэтому деловое общение должно постоянно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него. При этом сделать этически правильный выбор и принять индивидуальное решение часто дело совсем непростое. Рыночные отношения предоставляют свободу выбора, но вместе с тем увеличивают количество вариантов решений, порождают комплекс моральных дилемм, поджидающих деловых людей на каждом шагу в процессе их деятельности и общения.
Предлагаем вашему вниманию для размышления и обсуждения 14 затруднительных с этической точки зрения ситуаций, приводимых Филиппом Котлером, в которые может попасть специалист по маркетингу, вступающий в деловое общение.4
При этом если
во всех случаях он остановит свой
выбор на действиях, дающих сиюминутный
эффект, его поведение можно будет,
пожалуй, считать безнравственным
и аморальным. Если же он не предпримет
ни одного из таких действий, то может
оказаться несостоятельным как
управляющий и постоянно
Однако, несмотря на всю проблематичность и трудность выбора нравственной позиции, в общении имеется ряд таких положений, следуя которым можно в значительной степени облегчить деловое общение, повысить его эффективность и избежать промахов в процессе взаимодействия с другими в бизнесе. Помните, что:
Особое внимание следует обратить на золотое правило этики общения: «Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам.» В отрицательной форме в формулировке Конфуция оно гласит: "Чего не пожелаешь себе, того не делай другим ". Это правило применимо и к деловому общению, но по отношению к отдельным его видам: "сверху-вниз" (руководитель-подчиненный), "снизу-вверх" (подчиненный-руководитель), "по горизонтали" (сотрудник-сотрудник) требует конкретизации.
Глава 2. Этика делового общения традиционного общества
2.1 Деловое общение в традиционном мире
В социально-философском плане этика делового общения определяется общественно-экономическим строем общества, структурой его социальной организации и господствующим типом общественного сознания. В традиционном обществе (обществе "механической солидарности" по Эмилю Дюркгейму), основанном на общности социальной жизни, коллективных представлениях, мифологическом сознании и межличностных отношениях, основным механизмом делового общения являются ритуал, традиция и обычай. Им соответствуют нормы, ценности и стандарты этики делового общения.
Отличительной особенностью этого типа общности является то, что здесь еще нет того разрыва между этическими нормами делового общения и общими представлениями о нравственной жизни, который появится в обществе с развитыми рыночными отношениями. Общие нормы морали являются здесь и нормами делового общения. По большей части они еще не отделяются друг от друга и не противопоставляются друг другу, подобно тому, как деловая жизнь не противопоставляется личной жизни. Но и тогда, когда в рамках традиционного общества возникают частные и корпоративные интересы, общие нормы нравственности все еще продолжают играть главную роль.
В условиях отсутствия товарного фетишизма и всеобщего отчуждения хорошее выполнение самого дела рассматривается как нравственный долг и служит основным способом самоутверждения личности. Человек традиционного общества еще не выработал в себе холуйскую психологию и не гнет спину, стараясь во всем угодить своему начальнику, ибо этические ценности имеют здесь самодовлеющее значение.
Такие понятия,
как справедливость, честь, достоинство,
свобода, ответственность имеют
здесь экзистенциальный жизненно важный
для человеческого
Такой характер этики делового общения мы обнаруживаем уже в Древней Индии. Все человеческое поведение и общение, в том числе и в деловой сфере, подчинено здесь высшим (религиозным) ценностям. Человек этого общества должен "не обращать внимания на то, что другие люди скажут или подумают о нас, или сделают; идти на работу так же, как солдаты идут на сражение, не заботясь о последствиях; расценивать хорошую репутацию, честь, имя, удобные обстоятельства, комфорт, людские привязанности как ничто, если религиозное обязательство потребует пожертвовать ими".6
Первостепенная роль этическим нормам ритуала, обычая отводится в деловом общении и древнекитайского общества. Не случайно знаменитый Конфуций (551—479 до н.э.) именно долг, справедливость, добродетель ставит на первое место в отношениях между людьми, подчиняя им выгоду и пользу, хотя и не противопоставляет их друг другу. Его идеальный человек, благородный муж (цзюнь-цзы)" сначала проявляет долг, затем приобретает выгоду". С этим связано и отличие его от неблагородного, "малого человека", которое состоит в том, что: "Благородный муж постигнул справедливость, малый человек постигнул выгоду".
Сформировавшаяся в определенную систему взглядов нормативная традиция во многом определяла параметры духовной культуры чжоуского Китая. Однако политическая реальность (порой резко расходившаяся с ней) не могла не оказывать на традиции своего корректирующего воздействия. Социально-политические изменения, децентрализация и дефеодализация чжоуского Китая предъявляли к сфере идей новые требования, суть которых сводилась к поиску оптимальных форм организации общества.
Необходимость обновления идей требовала новых теоретических построений, новых мыслителей и реформаторов. Одним из первых появилось учение Конфуция (Кун-цзы), которое по сути и форме было наиболее близко традиции, основам чжоуского Китая. Уроженец царства Лу, где свято поддерживался культ его основателя (Чжоу-гуна), Конфуций с юных лет проявлял глубокий интерес к древности, видя именно в ней эталон для подражания: "Учитель сказал: Я продолжаю - не творю; я верю в древность и люблю ее чистосердечно" (" Луньюй ", 7, 1,). И действительно истоки учения Конфуция восходят ко временам Чжоу-гуна, который большое внимание уделял укреплению централизованной администрации, основанной на высоком этическом стандарте. Вместе с тем было совершенно очевидно, что старые, провозглашенные Чжоу-гуном и зафиксированные в "Шуцзине" идеи нуждались в обогащении и развитии, в придании им иных оттенков и акцентов.
Именно этим занялся Конфуций и весьма успешно. Его учение оказалось в итоге очень глубоким и оригинальным по мысли, лишь внешне совпадающим с тем, что было прежде. Поэтому неудивительно, что созданная на основе обновленных идей концепция получила имя ее основателя, который сам считал себя лишь передающим мудрость древних. Характерными чертами учения Конфуция считается подчеркнутый рационализм, дидактика, большое внимание к социальной этике и ритуалу, к администрированию - словом, к тому, что было в центре внимания мыслителей до него.
Информация о работе Этика делового общения в учении Конфуция