Этика как философия искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2015 в 01:07, реферат

Краткое описание

По характеру постановки проблемы и своей смысложизненной направленности этика является отраслью философии. Она осмысливает нравственность в свете определенной философско- исторической концепции, даёт ей мировоззренческую интерпретацию. В отличие от других наук этика не ограничивается анализом определенных локальных связей нравственности с другими формами общественного сознания и областями деятельности (с религией, искусством и т.д.)? а раскрывает качественный тип этих связей, все их внутреннее богатство. Иными словами, этика доводит изучение нравственности до выявления её философско- мировоззренческой сути. Это наука философская.

Содержание

Задание №12
1. Этика как философская наука
1.2. Моральные и этические нормы
1.3 Этические нормы
2. Философия Возрождения: гуманизм
3. Мысли и работы Данте

Вложенные файлы: 1 файл

Философия Задание 12.docx

— 30.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Задание №12

1. Этика как философская наука

1.2. Моральные и этические нормы

1.3 Этические нормы

2. Философия Возрождения: гуманизм

3. Мысли и работы  Данте

 

1. Этика как философская наука

По характеру постановки проблемы и своей смысложизненной направленности этика является отраслью философии. Она осмысливает нравственность в свете определенной философско- исторической концепции, даёт ей мировоззренческую интерпретацию. В отличие от других наук этика не ограничивается анализом определенных локальных связей нравственности с другими формами общественного сознания и областями деятельности (с религией, искусством и т.д.)? а раскрывает качественный тип этих связей, все их внутреннее богатство. Иными словами, этика доводит изучение нравственности до выявления её философско- мировоззренческой сути. Это наука философская.

Каково же место этики в системе философского знания? Традиционно считается, что философия включает в себя онтологию, гносеологию, этику, эстетику. В различных философских системах прошлого и настоящего акцент делается в зависимости от различных обстоятельств (историко-культурных, субъективных) на те или иные отрасли философии. В целом ряде философских школ акцент делается именно на нравственную философию, которая как бы, не без основания считалось, венчает собой жизненную мудрость. Крупнейший русский философ Н.А.Бердяев, подчёркивая это высокое значение этики как нравственной философии, писал: «Этика есть завершающая часть философии духа, в ней пожинаются плоды философского пути жизни».

Этика как философская дисциплина в той или иной степени решает многие философские вопросы, в том числе и вопросы онтологии и теории познания. Для того, чтобы ответить на смысложизненные вопросы, необходимо выйти на основополагающие представления об устройстве мироздания, на представления онтологического характера. Думается, не случайно первая глава этики Б. Спинозы (1632-1677) называется «О боге». В ней Спиноза раскрывает исходные понятия своего философского учения (субстанции, модуса, атрибутов и т.д.). Этик в процессе обоснования морали выходит не только на онтологию, но и гносеологию, поскольку он должен исходить из уверенности, что мир нравственных ценностей не только существует, но и что человек в состоянии познать многие проявления этого мира. В противном случае рассуждения о добре и зле, совести, справедливости, долге потеряют реальную основу. Человек стремится получить знание о порядке организации мира в целом именно для того, чтобы выводы об общих целях его жизни, ценностных приоритетах, его нравственной позиции были более правильными и убедительными. Человек всегда стремится прожить более счастливо и желает иметь надежные критерии определения этой цели.

Поэтому-то философия всегда и пыталась достичь целостного знания о мире. Понятно, что приобрести такое знание, сделать выводы о всеобщем и бесконечном, опираясь лишь на отдельные области знания, исследуемые конкретными науками, нельзя. Невозможно достичь его и на основе простого суммирования знания конкретных наук. Это породило бы больше вопросов, чем ответов. Но знание о всеобщем и бесконечном в то же время нельзя получить ниоткуда, кроме как из конкретного знания. Получается сложная ситуация: знание о всеобщем и бесконечном нужно построить на основе познания ограниченных областей реальности, но обладая лишь таким знанием, нельзя быть до конца уверенным в истинности выводов. В этом двойственном положении, вообще говоря, заключается природа философского знания, которое стремится быть доказательным и в то же время не может полностью быть таковым в силу бесконечности мира, неисчерпаемости бытия.

Общая философская «картина мира» содержит в себе также человеческое, эмоциональное отношение к миру, его оценку с точки зрения судеб, поведения и действий индивида и человечества. Если учесть, что философия более всего мировоззренческая наука и ее основным «носителем» является человек, можно сказать, что нравственные вопросы не только предшествуют научному поиску, но и необходимо завершают философское познание в наиболее глубоком (неутилитарном) смысле нравственных оснований индивидуального человеческого бытия. На этом уровне мораль уже представлена не в плане простых обязательств («будь честен», «не убий» и др.), она выступает как поле поиска смысла разделенных с другими людьми целей бытия, этическое знание пытается определить здесь критерии человеческого достоинства, которое просто невозможно утвердить, не вступая в отношения с другими людьми, не воспринимая их оценок.

Таким образом, сложившаяся и развивающаяся в лоне философии этика исторически выделила и закрепила свой специфический предмет исследования, отличающий её от других философских наук. Мораль, рассматривающаяся в целом в философии как одна из форм общественного сознания, в то же время является специфическим способом социальной регуляции, что, в свою очередь, ведет к необходимости самостоятельного изучения её главной социальной функции. Не случайно Аристотель, а вслед за ним и многие другие философы рассматривали этику как практическую философию, конечной задачей которой является производство не знания, а ценностей.

1.2.Моральные и этические нормы

Нормы морали (нравственности) — это правила общего характера, основанные на представлениях людей о добре и зле, справедливости, достоинстве и т.д., служащие регулятором и мерилом оценки деятельности людей и их объединений. Общее между правом и моралью:

  • по сравнению с другими регуляторами общественных отношений мораль и право имеют наибольшую сферу действия;
  • нормы морали и нормы права предполагают относительную свободу воли индивидов, сознательный выбор своей позиции;
  • нормы морали и нормы права обладают преемственностью основных категорий и принципов.

Отличия правовых и моральных норм: моральные нормы по своему происхождению не связаны с государственной властью, они существуют устно и реализуются на основе внутреннего убеждения человека, на основе внутреннего общественного мнения. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания и их нарушение встречает общественное осуждение.

Таким образом, требования права и морали и их сфера действия в значительной степени пересекаются. Однако, зачастую действуя в одних и тех же областях, право и мораль остаются самостоятельными образованиями.

Если говорить строго, то между нормами морали и нормами нравственности имеется существенное различие. В то время как нормы морали определяют, прежде всего, внутренние мотивы и побуждения человека, нормы нравственности (как, впрочем, и нормы права) лежат в основе внешних поступков людей.

Нередко наряду с понятиями “мораль”, “нравственность” используется слово “этика”, которое означает установленный порядок поведения. Нормы эстетики закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей, в производстве и в быту. Одним словом, это правила, связанные с представлениями о красоте человеческих поступков. Негативные оценки в этом случае сочетаются с моральным порицанием.

1.3 Этические нормы

Этические нормы служебных отношений базируются на общечеловеческих ценностях, нормах и правилах поведения, но имеют некоторые особенности. Деловая этика в широком смысле — это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организации, в сфере управления и предпринимательства. Она включает элементы разного порядка: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации: профессиональную мораль; моральный климата коллективе; нормы деловой этики — ритуальные внешние нормы поведения. Уровень морального развития как отдельной личности, так и организации в целом в настоящее время определяется ориентацией на сформировавшиеся в XX веке универсальные принципы справедливости, равенства прав человека и уважение достоинства человека; принцип благо силу жизни. Исходя из этого, от организации требуется решение таких социальных проблем: улучшение качества жизни наемных работников, защита окружающей среды; благотворительность. Общей основой профессиональной этики является понимание труда как нравственной ценности в отличие от древнего представления о труде как о мере наказания, проклятия. Труд становится моральной ценностью, если она воспринимается не как источник существования, а как способ формирования человеческого достоинства. Индивидуальная мораль в профессиональной сфере предполагает также осознание профессионального долга. Достижения успеха в любой профессии связано с определением самоограничения, без чего невозможна профессиональная реализация личности и выражается в желании сформировать в себе такие качества, как дисциплинированность, организованность, деловитость, аккуратность, настойчивость. Руководители организации отвечают за реализацию профессиональных возможностей работников, их карьеру, а значит — за социальный статус и этические нормы поведения. Моральные и деловые качества людей для менеджера по управлению персоналом являются объектом профессиональной деятельности. Они должны способствовать формированию у своих работников таких качеств: профессиональных — профессиональный уровень знаний, навыков, умений, знание иностранных языков; морально-психологических как профессиональных — целеустремленность, выдержка, честность, принципиальность, требовательность; нравственных- доброта, гуманность, достоинство, уважение других, порядочность, мужество, честность, справедливость. Администрации необходимо знать, какие этические нормы складываются в коллективе. От их качества зависит работа организации. Главная задача состоит в том, чтобы работников воспринимали не как рабочую силу, а как личность, одинаковыми правами и достоинством, как руководителей, а трудовые отношения формировались как партнерство. Трудовые отношения требуют от человека напряжения ума, физических и духовных сил. Многие руководители не учитывают душевного состояния своих работников. В таких случаях работать долго и эффективно работник не может. Все транснациональные корпорации мира большое внимание уделяют вопросам деловой этики, и это не случайно, поскольку корпоративная мораль позволяет усилить самоорганизацию и самодисциплину работников.

 

2. Философия Возрождения: гуманизм

Гуманизм эпохи Возрождения - это совокупность учений, представляющих человека мыслящего, умеющего не только плыть по течению, но и способного сопротивляться и действовать самостоятельно. Основным его направлением является интерес к каждому индивидууму, вера в его духовные и физические возможности. Именно гуманизм эпохи Возрождения провозгласил иные принципы формирования личности. Человек в этом учении представляется как созидатель, он индивидуален и не пассивен в своих мыслях и поступках.

Гуманисты эпохи Возрождения распространяли идеи равенства всех людей перед Господом на их земное бытие, утверждая их равенство в своих правах и возможностях быть разумными, свободными и достойными существами. Защищая свободу и достоинство человека независимо от его происхождения и социального статуса, они связывали ценность человека с его деятельностью и заслугами. Творчество гуманистов пронизано убеждением в безграничности возможностей человека в самосовершенствовании, требованием к человеку стремиться к активной деятельности и добиваться полноты самореализации, ибо они полагали, что целью и назначением человеческой жизни являются познание и совершенствование себя и мира и получение от этого наслаждения и счастья. Вывод: В этот исторический период постепенно преодолевалась феодальная раздробленность и формировались крупные централизованные монархии — предпослки создания буржуазных национальных государств, что отразилось в творчестве гуманистов в идее патриотизма и гражданственности. Нет такой исторической эпохи, которая бы не отличалась своеобразием своей культуры. Отличительной чертой культуры эпохи Возрождения в Италии явилось осмысление и углубление индивидуалистических устремлений человека. Опорой этого процесса явилась античность, чем и вызван особый интерес к ней у возрожденцев. Возрожденческая культура охватила многие города Италии, но центром ее была Флоренция. Термин «Возрождение» впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства эпохи Возрождения Джордже Вазари (1512-1574) в своей книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (XVI в.) Он имел в виду возрождение античности. В дальнейшем, в основном с XVIII в. эпоха итальянского Возрождения характеризовалась преимущественно как эпоха Возрождения человека, как эпоха гуманизма. Однако, истоки такого толкования культуры Италии XIV-XV вв. берут начало в самой этой эпохе. Колюччо Салютати и Леонардо Бруни собственно ввели в обиход слово hwnanitas (в пер. с латинского - человеческая природа, человеческое достоинство). Как бы ни спорили ученые-историки о том, является ли Возрождение мировым феноменом или этот культурный процесс присущ только Италии, в любом случае уникальная и неповторимая культура итальянского Возрождения выступает своеобразным образцом, с которым сравниваются возрожденческие явления в культурах других стран. Основными чертами культуры Возрождения являются:

• антропоцентризм,

• гуманизм,

• модификация средневековой христианской традиции,

• особое отношение к античности - возрождение античных памятников искусства и античной философии,

• новое отношение к миру.

Названные черты тесно связаны друг с другом. Изучение одной в отрыве от других грозит потерей объективности в оценке этого интересного времени.

 

3. Мысли и работы  Данте

Всемирной славой овеяно имя великого итальянского поэта Данте Алигьери. Его творения знает весь цивилизованный мир. Их читают, переводят, изучают во всех концах земли; во многих европейских странах специально созданные общества ведут систематическую работу по собиранию, исследованию и популяризации его наследия, а юбилейные даты поэта становятся крупными событиями в жизни культурного человечества.

Семьсот лет назад, когда родился Данте, человечество стояло на пороге великих перемен. Близился грандиозный исторический переворот, изменивший весь облик европейского общества. На смену средневековому миру с его феодальным угнетением, анархией и разобщённостью, с засилием церкви шло общество свободных товаропроизводителей, время могущественных национальных государств.

Затем, что волю силой не задуть,

Она как пламя борется упорно,

Когда б его сто раз насильно гнуть…

Эти гордые слова принимает Данте – последнему поэту средневековья и в то же время первому поэту нового времени. Первым стоит он в ряду титанов Возрождения. Первым бросил он вызов насилию, жестокости, мракобесию средневекового мира. Первым поднял знамя гуманизма. И этим шагнул в бессмертие

Работы Данте.

«Божественная комедия» — величавый итог всего поэтического пути Данте. Она вобрала опыт целой жизни, все то, что годами крепло в душе поэта, питало его мысль и художественный гений. Вдохновенный лиризм «Новой жизни», философская мысль «Пира», национальная идея трактатов «О народном красноречии» и «О монархии» — все слилось в «Божественной комедии» в величественный синтез, все получило новую даль и широту.

Верный давней клятве, Данте посвятил поэму Беатриче. Ее образ живет в «Комедии» как светлое воспоминание о великой, единственной любви, о ее чистоте и вдохновляющей силе. В этом образе поэт воплотил свои искания истины и морального совершенства.

Но Беатриче — образ-символ, образ - идея. Рядом с призраком умершей возлюбленной в «Комедии» встает другой образ — живой, трепетный, реальный. То образ родины поэта — Италии.

Беатриче и Италия — два спектра «Комедии», два основных ее плана: моральные искания поэта неотделимы от его мечтаний о возрождении родины. Созданная в эпоху великого исторического перелома «Божественная комедия» отразила яростную схватку двух миров, двух идеологий, двух культур. Старое и новое, архаичное и передовое, традиционное и новаторское переплелись в ней причудливым образом. И все это в брожении, становлении, в борьбе. Старое рассеивается на глазах, дает трещину за трещиной, а новое выступает еще в ветхом одеянии средневековой схоластики. Но страстная, ищущая мысль поэта одну за другой срывает обветшалые одежды, рвет оковы богословской догматики, рушит старые каноны и выходит, на широкие просторы нового реалистического искусства.

Информация о работе Этика как философия искусства