Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 14:40, статья
В нормах научной этики находят свое воплощение, во-первых, общечеловеческие моральные требования и запреты, такие, например, как «не укради», «не лги», приспособленные, разумеется, к особенностям научной деятельности. Скажем, плагиат в науке оценивается как нечто, подобное краже, когда человек выдает научные идеи, результаты, полученные кем-либо другим, за свои; ложью считается преднамеренное искажение (фальсификация) данных эксперимента.
Во-вторых, этические нормы науки служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно дня науки ценностей. Первой среди них является бескорыстный поиск и отстаивание истины.
Вопрос 34
Этика науки |
В науке, как и в любой области человеческой деятельности, взаи-моотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических норм, определяющих, что допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприемлемым для ученого в различных ситуациях. Эти нормы воз-никают и развиваются в ходе развития самой науки, являясь результатом своего рода «исторического отбора», который сохраняет только то, что необходимо науке и обществу на каждом этапе истории.
В нормах научной этики находят свое воплощение, во-первых, общечеловеческие моральные требования и запреты, такие, например, как «не укради», «не лги», приспособленные, разумеется, к особенностям научной деятельности. Скажем, плагиат в науке оценивается как нечто, подобное краже, когда человек выдает научные идеи, результаты, полученные кем-либо другим, за свои; ложью считается преднамеренное искажение (фальсификация) данных эксперимента.
Во-вторых, этические нормы
науки служат для утверждения
и защиты специфических, характерных
именно дня науки ценностей. Первой
среди них является бескорыстный
поиск и отстаивание истины. Широко
известно, например, изречение Аристотеля:
«Платон мне друг, но истина дороже»,
смысл которого в том, что в
стремлении к истине ученый не должен
считаться ни со своими симпатиями
и антипатиями, ни с какими бы то
ни было иными привходящими обстоятельствами.
История науки, да и история человечества
с благодарностью чтят имена подвижников
(таких, как Дж. Бруно), которые не
отрекались от своих убеждений перед
лицом тяжелейших испытаний и
даже самой смерти. За примерами, впрочем,
не обязательно углубляться в
далекую историю. Достаточно вспомнить
слова русского биолога Н. И. Вавилова:
«Мы на крест пойдем, а от своих
убеждений не откажемся», оправдавшего
эти слова собственной
В повседневной научной деятельности обычно бывает непросто сразу же оценить полученное знание как истину либо как заблуждение. И это обстоятельство находит отражение в нормах научной этики, которые не требуют, чтобы результат каждого исследования непременно был истинным знанием. Они требуют лишь, чтобы этот результат был новым знанием и так или иначе – логически, экспериментально и прочее – обоснованным. Ответственность за соблюдение такого рода требований лежит на самом ученом, и он не может переадресовать ее кому-нибудь другому. Для того чтобы удовлетворить этим требованиям, он должен: хорошо знать все то, что сделано и делается в его области науки; публикуя результаты своих исследований, четко указывать, на какие исследования предшественников и коллег он опирался, и именно на этом фоне показывать то новое, что открыто и разработано им самим. Кроме того, в публикации ученый должен привести те доказательства и аргументы, с помощью которых он обосновывает полученные им ре-зультаты; при этом он обязан дать исчерпывающую информацию, позволяющую провести независимую проверку его результатов.
Нормы научной этики редко формулируются в виде специальных перечней и кодексов; как правило, они передаются молодым исследователям от их учителей и предшественников. Однако известны попытки выявления, описания и анализа этих норм, предпринимаемых главным образом в философии и социологии науки. В качестве примера можно привести исследование американского социолога Р. К. Мертона [Merton P. K. The sociology of scince. Chi., 1973]. С его точки зрения, нормы науки строятся вокруг четырех основополагающих ценностей. Первая из них – универсализм – убеждение в том, что изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково и что истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует. Требование универсализма предполагает, в частности, что результаты маститого ученого должны подвергаться не менее строгой проверке и критике, чем результаты его молодого коллеги. Вторая ценность – общность, смысл которой в том, что научное знание должно свободно становиться общим достоянием. Тот, кто его впервые получил, не вправе монопольно владеть им. Публикуя результаты исследования, ученый не только утверждает свой приоритет и выносит полученный результат на суд критики, но и делает его открытым для дальнейшего использования всеми коллегами.
Третья ценность – бескорыстность,
когда первичным стимулом деятельности
ученого является поиск истины, свободный
от соображений личной выгоды (обретения
славы, получения денежного
Предпринятый Р. Мертоном
анализ ценностей и норм науки
неоднократно подвергался уточнениям,
исправлениям и даже резкой критике
в специальной литературе. При
этом выяснилось, что наличие такого
рода норм, пусть не именно этих, но
в чем-то сходных с ними, очень
важно для существования и
развития науки, для самоорганизации
научной деятельности. Безусловно,
нередки случаи нарушения этих норм.
Однако тот, кто их нарушает, рискует
рано или поздно потерять уважение
и доверие своих коллег. А между
тем признание коллег является для
ученого высшей наградой, более значимой,
как правило, чем материальное вознаграждение.
Особенность научной
Отдельные нарушения этических
норм науки, хотя и могут вызы-вать
серьезные трудности в развитии
той или иной области знания, в
общем все же чреваты большими
неприятностями для самого нарушителя,
чем для науки в целом. Однако,
когда такие нарушения
Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого. При всей своей нынешней актуальности проблема социальной ответственности ученого имеет глубокие исторические корни. На протя-жении веков, со времени зарождения научного познания, вера в силу разума сопровождалась сомнением: как будут использованы его плоды? является ли знание силой, служащей человеку, и не обернется ли оно против него? Широко известны слова библейского Екклесиаста: «...во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь».
Вопросом о соотношении
истины и добра задавалась и античная
философия. Уже Сократ исследовал связь
между знанием и добродетелью,
и с тех пор этот вопрос стал
одним из вечных вопросов философии,
предстающим в самых разных обличьях.
Сократ учил, что по природе своей
человек стремится к лучшему,
а если творит зло, то лишь по неведению,
тогда, когда не знает, в чем состоит
истинная добродетель. Тем самым
познание оказывалось, с одной стороны,
необходимым условием благой, доброй
жизни, а с другой – одной из
главных ее составных частей. Вплоть
до нашего времени такая высокая
оценка познания, впервые обоснованная
Сократом, оставалась и остается в
числе основоположений, на которые
опирается европейская
Это не значит, впрочем, что
сократовское решение вопроса не
подвергалось сомнению. Так, уже в
Новое время, в ХVIII в., Ж. Ж. Руссо
выступает с утверждением о том,
что развитие науки ни в коей мере
не способствует нравственному прогрессу
человечества. С особым трагизмом
тема соотношения истины и добра
прозвучала у А. С. Пушкина, заставившего
нас размышлять о том, совместимы
ли гений и злодейство… Таковы
лишь некоторые крупицы
Среди областей научного знания,
в которых особенно остро и
напряженно обсуждаются вопросы
социальной ответственности ученого
и нравственно-этической оценки
его деятельности, особое место занимают
генная инженерия, биотехнология, биомедицинские
и генетические исследования человека;
все они довольно близко соприкасаются
между собой. Именно развитие генной
инженерии привело к
Мораторию предшествовал
резкий рывок в исследованиях
по молекулярной генетике. Перед учеными
открылись перспективы
Наряду с этим началось бурное развитие биотехнологии на основе применения методов генной инженерии в пищевой и химической промышленности, а также для ликвидации и предотвращения некоторых видов загрязнения окружающей среды. В невиданно короткие сроки, буквально за несколько лет, генная инженерия прошла путь от фунда-ментальных исследований до промышленного и вообще практического применения их результатов.
Однако другой стороной этого
прорыва в области генетики явились
таящиеся в нем потенциальные
угрозы для человека и человечества.
Даже простая небрежность
Такого рода опасения и заставили ученых пойти на столь беспрецедентный шаг, как установление добровольного моратория. Позднее, после того как были разработаны чрезвычайно строгие меры безопасности при проведении экспериментов (в их числе – биологическая защита, т. е. конструирование ослабленных микроорганизмов, способных жить только в искусственных условиях лаборатории) и получены достаточно достоверные оценки риска, связанного с проведением экспериментов, исследования постепенно возобновлялись и расширялись. Однако некоторые наиболее рискованные типы экспериментов до сих пор остаются под запретом.
Тем не менее дискуссии вокруг этических проблем генной инженерии отнюдь не утихли. Человек, как отмечают некоторые их участники, может сконструировать новую форму жизни, резко отличную от всего нам известного, но он не сможет вернуть ее назад, в небытие... «Имеем ли мы право, – спрашивал один из творцов новой генетики, американский биолог, лауреат Нобелевской премии Э. Чаргафф, – необратимо противодействовать эволюционной мудрости миллионов лет ради того, чтобы удовлетворить амбиции и любопытство нескольких ученых? Этот мир дан нам взаймы. Мы приходим и уходим; и с течением времени мы оставляем землю, воздух и воду тем, кто приходит после нас».
Порой в этих дискуссиях
обсуждаются достаточно отдаленные,
а то и просто утопические возможности
(типа искусственного конструирования
человеческих индивидов), которые могут
открыться с развитием
И здесь использование
средств философского анализа, обращение
к многовековому опыту
Развитие генной инженерии и близких ей областей знания, да и не их одних, заставляет во многом по-новому осмысливать и тесную связь свободы и ответственности в деятельности ученых. На протяжении веков многим из них не только словом, но и делом приходилось утверждать и отстаивать принцип свободы научного поиска перед лицом догматического невежества, фанатизма суеверий, просто предубеждений. Ответственность же ученого при этом выступала, прежде всего, как ответственность за получение и распространение проверенных, обоснованных и строгих знаний, позволяющих рассеивать мрак невежества.