Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 21:25, контрольная работа
Немецкая классическая философия является кульминацией развития европейского рационализма. Соответственно, и эпический рационализм достигает в начале 19 века наивысшей точки. От изучения внешнего мира - сверхъестествен- ного (Бог) и естественного (Природа) – разум перешёл к анализу собственной внутренней структуры, занявшись этико-философской рефлексией. Впервые были сделаны попытки обосновать автономное существование морали как самодостаточ- ного принципа, не зависящего от социальной среды и жизненного опыта личности.
1.Дать характеристику этическому учению И.Канта.
2.Дать характеристику категориям: «количество», «качество», «мера».
3. В чём состояла главная мировоззренческая ошибка профессора Ф.Ф.Преображенского из повести М.Булгакова «Собачье сердце»?
1.Дать характеристику этическому учению И.Канта.
2.Дать характеристику категориям: «количество», «качество», «мера».
3. В чём состояла
главная мировоззренческая
1.Дать характеристику этическому учению И.Канта.
Немецкая классическая философия является кульминацией развития европейского рационализма. Соответственно, и эпический рационализм достигает в начале 19 века наивысшей точки. От изучения внешнего мира - сверхъестествен- ного (Бог) и естественного (Природа) – разум перешёл к анализу собственной внутренней структуры, занявшись этико-философской рефлексией. Впервые были сделаны попытки обосновать автономное существование морали как самодостаточ- ного принципа, не зависящего от социальной среды и жизненного опыта личности.
И.Кант в «Критике чистого разума», «критике практического разума», «Основах метафизики нравственности» разделил все структуры сознания на 2 типа:
1. изначально доопытно (априори) данные человеку способности познания (восприятие, суждение и др.), в том числе и всеобщий нравственный закон – категорический императив;
2.полученное на протяжении жизни из опыта (апостериори) знание, в том числе и гипотетический императив, обусловленный воспитанием, исторической эпохой, окружающей человека реальностью.
Так же в своей теории этики Кант утверждает примат практического разума над собственно теоретическим, главенство деятельности над познанием. Труды И.Канта особенно выделяются среди философских трактатов по этике. Его этика во всех смыслах явилась вершиной философии морали Нового времени.
Среди классиков немецкой философии Кант уделил наибольшее внимание нравственности и его этическая концепция, последовательно развитая в целом ряде специальных трудов, была наиболее разработанной, систематической и завершенной.
Кант выдвинул ряд
критических проблем,
Так же он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы — вопросы теоретического разума — от вопроса практического разума: Что я должен делать? В этике Кант развивает учение об автономии морали: утверждая свободу, человек выступает творцом собственного нравственного мира, он сам себе предписывает закон действий. Кант провозглашает нравственную установку, характер и законы которой, существенно отличаются от тех, что преобладают в периоды спокойного и размеренного постепенного развития, отличаются радикализмом предъявленных требований: «эти законы повелевают безусловно, каков бы ни был исход их исполнения, более того, они даже заставляют совершенно отвлечься от него», людям «достаточно того, что они исполняют свой долг, что бы ни было с земной жизнью и даже если бы в ней, быть может никогда не совпадали счастье и достойность его» .
В отличие от условных правил поведения долг выступает по своей сущности абсолютным требованием, следовать которому надлежит безусловно. В обстановке громких требований прав человека и его свобод Кант своим категорическим императивом напомнил об ответственности, требования всегда поступать так, чтобы максима поступка могла в то же время стать принципом всеобщего законода тельства. Действие не «сообразно с долгом», а «из чувства долга» - вот что имеет истинно нравственную ценность. Человек поистине нравственен только тогда, когда исполняет долг не ради какой-либо внешней цели, а ради самого долга. Для Канта нравственное начало сводится лишь к субъективному сознанию долга. Долг есть долг — чистый долг, исполнять его следует единственно из уважения к нему.
Учение о нравственности находится в центре всей системе Канта. Этика Канта - это оригинальная, терминологически разработанная теория, имеющая глубокие корни в западной философской традиции. Центральная проблема этики Канта, как и Сократа, а также стоиков - проблема свободы.
Канту удалось обозначить, если и не объяснить полностью, целый ряд специфических черт морали.
Нравственность не
есть психология человека как
такового, она не сводится ни
к каким-то присущим всем
Нравственность, конечно, может принимать форму тех или иных психологических явлений в сознании человека, но лишь через воспитание, через подчинение стихии чувств и побуждений особой логике морального долженствования.
Вообще, мораль не сводится
к «внутренней механике»
Долг по Канту — односторонняя и прочная цельность, реальная альтернатива моральной мягкотелости и противостоит последней как принципиальность компромиссам. Одна из исторических заслуг Канта в развитии понятия морали состоит в его указании на принципиальную всеобщность нравственных требований, которая отличает мораль от многих иных схожих с ней социальных нормативов (обычаев, традиций).
Кант обратил внимание на роли личного самосознания и самопонуждения в морали, на специфический характер нравственной свободы, на связь этой свободы с особенностями морального долженствования. Свобода рассматривается им как один из определенных аспектов нравственного разума.
Парадокс кантовской этики состоит в том, что, хотя моральное действие и направлено на осуществление природного и морального совершенства, достичь его в этом мире невозможно.
Кант пытался наметить и разрешение парадоксов своей этики, не прибегая к идее Бога. Он видит в нравственности духовный источник коренного преобразования и обновления человека и общества. Хотя корни его этики лежат еще глубже - в золотом правиле нравственности.
Главное открытие Канта - что в морали человек выступает собственным (и одновременно всеобщим) законодателем.
Постановка Кантом проблемы автономности этики, рассмотрение этического идеала, размышления о практическом характере нравственности и т. д. признаются неоценимым вкладом в философию.
2.Дать характеристику категориям: «количество», «качество», «мера».
Качество - такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов. При утрате качественной определенности предмет перестает быть самим собой, приобретает новые черты, определяющие его принадлежность уже к другому классу предметов.
Количество - характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.
Оценка количественных характеристик реальных “вещей” начинается с выявления в них общих свойств, присущих как однородным, так и качественно различным по своей природе “вещам”. Такими свойствами, по которым можно сравнивать разнородные предметы, могут быть линейные размеры, скорости движения, масса, температура тел. Для человеческих организмов речь может идти о весе, росте, объеме легких и т. д.
Рассмотрение различных предметов с количественной точки зрения на основе некоторого общего свойства как бы стирает их качественные различия. Так, качественно различные товары - хлеб, одежда, автомобили - “уравниваются” при их погрузке, разгрузке, транспортировки на основе того, что все они имеют вес и габариты. “Уравнивание” качественных различий предметов, привидение их к некоторому единству делает возможным измерение, которое предполагает установление соответствующей единицы измерения (метр, килограмм). Количественные характеристики предметов, явлений, процессов широко применяются в общественной практике: при планировании и финансировании производства, строительства, социального развития, при составлении расписаний движения транспорта и т. д.
То есть качественные и количественные методы анализа, изучения, оценки широко применяются в различных разделах науки и практики. Кроме того, понятия “качество” и “количество” важны для осмысления условий перехода экономики с экстенсивного на интенсивный путь развития. В первом случае выпуск продукции увеличивается за счет введения новых предприятий, увеличения посевных площадей, производственных мощностей, числа работающих и т. д. Во втором случае увеличение выпуска продукции обеспечивается увеличением производительности труда при том же или даже меньшем количестве работников и средств производства путем улучшения качества технологического оборудования, повышения квалификации рабочих и т. п.
Качество и количество выражают противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой характеристики предметов. Эта их связь в философии выражается понятием меры.
Мера - диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Мера выступает как “третий член”, связующий качество и количество в единое целое. Например, производительность труда как мера имеет две стороны: качество труда и его продуктивность (количество произведенного продукта). Но мало сказать, что мера есть единство качества и количества, а также что она суть граница, в которой качество проявляется в своей определенности. Мера глубочайшим образом связана с сущностью, с законом, закономерностью. Обратим внимание на то, что смыслообразующим корневым элементом слова “закономерность” является именно мера. Мера - это зона, в пределах которой данное качество модифицируется, варьируется в силу изменения количества и отдельных несущественных свойств, сохраняя при этом свои существенные характеристики.
3. В чём состояла главная мировоззренческая ошибка профессора Ф.Ф.Преображенского из повести М.Булгакова «Собачье сердце»?
Каждый раз, откладывая на следующий день написание ответа на этот вопрос, приводил меня к тому, что всё равно было неизбежным. Я не скрываю, и не скрывала, что это произведение Михаила Булгакова мне не нравится. Но и все мои знакомые так или иначе связанные с литературой по работе или по призванию отвечали, что с этим вопросом мне помочь не могут. Наши мнения по этому произведению в какой-то мере схожи. Да, это мировая литература, но о вкусах, как и о религии не спорят. А ошибка Филипп Филипповича Преображенского одна – мир не переделать – даже если ты гениальный хирург и врач от бога. И такую ошибку может сделать каждый, и делает, и не одну. Каждый хочет сделать мир лучше, но не все начинают с себя.
Вечная проблема лучших умов в России - взаимоотношения интеллигенции и народа. Какова роль интеллигенции, каково ее участие в судьбах народа - над этим и заставил задуматься читателя автор. Если бы Булгаков жил в наше время – пищи для его новых произведений было бы предостаточно. Достаточно только поменять фамилии и политической сатирой можно было бы подорвать рынок продаж детективов и бульварных романов. Ведь повесть «Собачье сердце» и есть и было политической сатирой на руководство государства середины 20-х годов прошлого столетия. В частности, что Шариков-Чугункин — это Сталин, проф. Преображенский — это Ленин, его ассистент доктор Борменталь, постоянно конфликтующий с Шариковым — это Троцкий.
В рассказе - элементы фантастики сочетаются с бытовым фоном. Профессор Преображенский - демократ по происхождению и убеждениям, типичный московский интеллигент, каких было немало в то время. Он свято хранит традиции студентов Московского университета: служить науке, помогать человеку и не навредить ему, дорожить жизнью любого человека - хорошего и плохого. Его помощник доктор Борменталь благовейно относится к своему учителю, восхищается его талантом, мастерством, человеческими качествами. Но в нем нет той выдержки, того святого служения идеям гуманизма, какие мы видим у Преображенского. Ведь по своей сути профессор интеллигентнейший человек, культурен и образован. И всеми фибрами своей души хочет сделать добро всем.
Однако, результат получился с научной точки зрения неожиданный и феноменальный, но в бытовом, житейском плане он привел к самым плачевным результатам. Анализируя происходящее, ученый приходит в отчаяние от того, что он из милейшего пса получил такую мразь. И весь ужас в том, что у него уже не собачье, а именно человечье сердце, и самое паршивое из всех, которые существуют в природе. Он уверен, что перед ними — Клим Чугункин со всеми его кражами и судимостями. Мне кажется, что название повести «Собачье сердце» имеет двойной смысл. Повесть могла быть так названа в честь самого эксперимента, произведенного профессором Преображенским, он пересадил человеческое сердце в тело собаки. Также смысл названия может заключаться в самих людях, таких, как Швондер. Им никто не пересаживал собачьих сердец, они у них с рождения.
Швондер – это человек - оболочка человека с пустотой внутри, бездельник, хам, воспитанник пролетариата. Пролетариат – это группа людей, поющих о светлом будущем, но ничего при этом не делающих целыми днями. Именно эти люди не знали не жалости, ни скорби, ни сочувствия. Они не культурны и глупы. У них собачьи сердца с рождения, хотя не все собаки имеют одинаковые сердца.