Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 17:57, контрольная работа
Эта работа призвана раскрыть основополагающие понятия и термины феноменологии, что бы убедится в исключительной независимости этого учения, а также в его необходимости в наши дни, по средствам изучения работ Гуссерля и его основных идей.
План работы.--------------------------------------------------------------------------
Цель работы .--------------------------------------------------------------------------
Введение. ------------------------------------------------------------------------------
Задачи и методы феноменологии.-------------------------------------------------
Основные идеи.-----------------------------------------------------------------------
Заключение.---------------------------------------------------------------------------
Литература.----------------------------------------------------------------------------
По мнению В.Н. Молчанова, «… феноменология означает новый, дескриптивный, философский метод, на основе которого в конце прошлого столетия была создана:
1) априорная психологическая
наука, способная обеспечить
2) универсальная философия,
которая может снабдить нас
инструментарием для
Гуссерль говорит о
феноменологии так: «…Сфера феноменологии
универсальна, поскольку не существует
априори, которое не зависело
бы от своего интенционального
конституирования и не
… феноменология познает присущую ей функцию трансцендентальной человеческой "жизни" посредством универсальной самоотнесенности. Она может постигать первичные формы жизни и изучать первичные телеологические структуры жизни, феноменология есть не менее, чем целостное самовоспитание человека, совершаемое во имя универсального разума. Открывая основания жизни, он действительно освобождает поток нового сознания, направленного на безграничную идею целостного человечества, человечества действительного и истинного.
Метафизические, телеологические, этические проблемы, проблемы истории философии, проблемы суждения, все значительные проблемы вообще, а также трансцендентальные связи, объединяющие их, лежат в границах возможностей феноменологии…»[15]
Молчанов считает, что
на первый план феноменология
выдвигает «… в сфере
5. Итоги
Рассматривая
«… Таким образом,
по мере развития
Список использованной литературы:
1. Блинников Н.В. Краткий
словарь философских персоналий
(#"#">www.philosophy.ru/texts…
3. Гуссерль Э. Феноменология.// «Логос» 1991 №1, с.12-21 (#"#">#"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Новейший философский словарь, сост. Грицанов А.А.
[2] Суворова А.Н. Введение в современную философию.
[3] Там же.
[4] Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии.
[5] Гуссерль Э. Феноменология
[6] Гуссерль Э., там же
[7] Суворова А.Н., указ. соч.
[8] Суворова А.Н., указ. соч.
[9] Там же
[10] Новейший философский словарь, сост. Грицанов А.А..
[11] Суворова А.Н., указ. соч.
[12] Гуссерль Э., указ. соч.
[13] Суворова А.Н. указ. соч.
[14] Молчанов В.И. (вступление к публикации «Феноменологии» Гуссерля в ж. «Логос»)
[15] Гуссерль Э., указ. соч.
[16] Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии
[17] Гуссерль Э. Феноменология
Вадим Руднев
Феноменология - (от древнегр. phainomenon - являющийся) - одно из направлений философии ХХ в., связанное прежде всего с именами Эдмунда Гуссерля и Мартина Хайдеггера.
Специфика феноменологии как философского учения состоит в отказе от любых идеализаций в качестве исходного пункта и приятии единственной предпосылки - возможности описания спонтанно-смысловой жизни сознания.
Основная идея феноменологии - неразрывность и в то же время взаимная несводимость, нередуцируемость сознания, человеческого бытия, личности и предметного мира.
Основной методологический прием феноменологии - феноменологическая редукция - рефлексивная работа с сознанием, направленная на выявление чистого сознания, или сущности сознания.
С точки зрения Гуссерля, любой предмет должен быть схвачен только как коррелят сознания (свойство интенциальности), то есть восприятия, памяти, фантазии, суждения, сомнения, предположения и т. д. Феноменологическая установка нацелена не на восприятие известных и выявление еще неизвестных свойств или функций предмета, но на сам процесс восприятия как процесс формирования определенного спектра значений, усматриваемых в предмете.
"Цель феноменологической
редукции, - пишет исследователь
феноменологии В. И. Молчанов, - открыть
в каждом индивидуальном
С точки зрения феноменологии (ср. индивидуальный язык в философии Л. Витгенштейна), переживание значения возможно вне коммуникации - в индивидуальной, "одинокой" душевной жизни, а следовательно, языковое выражение не тождественно значению, знак лишь одна из возможностей - наряду с созерцанием - осуществления значения.
Феноменология разработала свою оригинальную концепцию времени. Время рассматривается здесь не как объективное, но как временность, темпоральность самого сознания. Гуссерль предложил следующую структуру темпорального восприятия: 1) теперь-точка (первоначальное впечатление); 2) ретенция, то есть первичное удержание этой теперь-точки; 3) протенция, то есть первичное ожидание или предвосхищение, конституирующее "то, что приходит".
Время в феноменологии - основа совпадения феномена и его описания, посредник между спонтанностью сознания и рефлексией.
Феноменология разработала также свою концепцию истины.
В. И. Молчанов пишет по этому поводу: "Гуссерль называет истиной, во-первых, как саму определенность бытия, то есть единство значений, существующее независимо от того, усматривает ли его кто-либо или нет, так и само бытие - "предмет, свершающий истину". Истина - это тождество предмета самому себе, "бытие в смысле истины": истинный друг, истинное положение дел и т.д. Во-вторых, истина - это структура акта сознания, которая создает возможность усмотрения положения дел именно так, как оно есть, то есть возможность тождества (адеквации) мыслимого и созерцаемого; очевидность как критерий истины является не особым чувством, сопровождающим некоторые суждения, а переживанием этого совпадения. Для Хайдеггера истина - это не результат сравнения представлений и не соответствие представления реальной вещи; истина не является и равенством познания и предмета [...]. Истина как истинное бытие укоренена в способе бытия человека, которое характеризуется как раскрытость [...]. Человеческое бытие может быть в истине и не в истине - истинность как открытость должна быть вырвана, похищена у сущего [...]. Истина по существу тождественна бытию; история бытия - история его забвения; история истины - это история ее гносеологизации".
В последние десятилетия феноменология обнаруживает тенденцию к сближению с другими философскими направлениями, в частности с аналитической философией. Близость между ними обнаруживается там, где идет речь о значении, смысле, интерпретации.
Молчанов В.И. Феноменапогия // Современная западная философия: Словарь, - М., 1991.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/
Феноменоло́гия (нем. Phänomenologie — учение о феноменах) — направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт.
Феноменология началась с тезиса Гуссерля «Назад, к самим вещам!», который противопоставляется распространенным в то время призывам «Назад, к Канту!», «Назад, к Гегелю!» и означает необходимость отказаться от построения дедуктивных систем философии, подобных гегелевской, а также от редукции вещей и сознания к каузальным связям, изучаемым науками. Феноменология, таким образом, предполагает обращение к первичному опыту, у Гуссерля — к опыту познающего сознания, где сознание понимается не как эмпирический предмет изучения психологии, но как «трансцендентальное Я» и «чистое смыслообразование» (интенциональность).
Выявление чистого сознания предполагает предварительную критику натурализма, психологизма и платонизма и феноменологическую редукцию, в соответствии с которой мы отказываемся от утверждений относительно реальности вещественного мира, вынося его существование за скобки[1].
Основателем направления был Эдмунд Гуссерль (1859 - 1938), к непосредственным предшественникам можно отнести Франца Брентано и Карла Штумпфа. Исходный пункт феноменологического движения — книга Гуссерля «Логические исследования», ядром которой выступает понятие интенциональности.
Главные моменты в развитии феноменологии: возникновение её многообразных интерпретаций и противостояние её основных вариантов, учений Гуссерля и Хайдеггера (отношение которого к феноменологии называют противоречивым[2]); появление феноменологической психологии и психиатрии (Ф. Базалья[3]:680, Л. Бинсвангер[3]:680, Д. Г. Купер[3]:680, Р. Д. Лэйнг[3]:680, Е. Минковский, Э. Страус, В. фон Гебсаттель, Г. Элленбергер, К. Ясперс[3]:680), этики (М. Шелер), эстетики (Р. Ингарден, М. Дюфренн), права (А. Райнах) и социологии (феноменологическая социология А. Щюца, социальный конструктивизм), философии религии, онтологии (Ж.-П. Сартр, Р. Ингарден, отчасти Н. Гартман), философии математики и естествознания, истории и метафизики (Ландгребе), теории коммуникаций (Вилем Флуссер), герменевтики (Шпет); влияние на экзистенциализм, персонализм, герменевтику и другие философские течения; широкое распространение в Европе, Америке, Японии и некоторых других странах Азии. Крупнейшие центры феноменологии — Архивы Гуссерля в Лувене (Бельгия) и Кёльне (Германия), Международный институт перспективных феноменологических исследований и образования (США), издающий ежегодник «Analecta Husserliana» и журнал «Phenomenology Inquiry».
Гуссерль выдвигает цель построения универсальной науки (универсальной философии, универсальной онтологии), относящейся к «всеобъемлющему единству сущего», которая имела бы абсолютно строгое обоснование и служила обоснованием всем прочим наукам, познанию вообще.[4] Такой наукой должна стать феноменология.
Феноменология исследует и приводит в систему априорное в сознании; сводя априорное к «последним… сущностным необходимостям», она тем самым задаёт основные понятия наукам[5]. Задача феноменологии — «в познании полной системы образований сознания, конституирующих» (имманентно) объективный мир[6].
Методами осуществления феноменологического исследования являются непосредственное созерцание (очевидность) и феноменологические редукции.
Непосредственное созерцание, как метод феноменологии, означает, что последняя является дескриптивной наукой, и её материалом служат исключительно данные непосредственной интуиции.
Феноменологические редукции делятся на три вида. Во-первых, чистая феноменология отвлекается от естественной установки, то есть наивной погружённости во внешний мир, и сосредоточивает внимание на самом акте (переживании) сознания, в котором мир нам даётся (феноменолого-психологическая редукция). Во-вторых, феноменология берёт эти переживания сознания не как конкретные факты, а как идеальные сущности (эйдетическая редукция). В-третьих, феноменология не останавливается на редукции к переживаниям сознания, и далее уже не только внешний мир, но и сферу душевного, сознание — как поток переживаний конкретного эмпирического субъекта — редуцирует к чистому сознанию (трансцендентальная редукция).
Итак, феноменология, отвлекаясь от существующего, рассматривает сущности — возможное, априорное в сознании. «Старинное учение онтологии — познание „возможностей“ должно предшествовать познанию действительности — это, на мой взгляд, великая истина, — если только она понята верно и верно поставлена на службу делу»[7]. Кроме того, это дескриптивная наука, ограниченная непосредственной интуицией (очевидностью), то есть её метод — прямое интуитивное созерцание сущностей (идеация)[8]. Более того, это дескриптивная наука о сущности трансцендентально чистых переживаний[9]. Таким образом, феноменология — дескриптивная наука о сущностях трансцендентально чистых переживаний в пределах непосредственной интуиции. «…Поле феноменологии — это анализ раскрываемого в непосредственной интуиции априори, фиксаций непосредственно усмотримых сущностей и взаимосвязей таковых и их дескриптивное познание в системном союзе всех слоев в трансцендентально чистом сознании»[10].
Информация о работе Э. Гуссерль и основные идеи феноменологической философии