Рефераты по философии

Наука и научное познание

10 Января 2012, контрольная работа

В наши дни наука пронизывает все сферы деятельности человека. Она стала мощным фактором достижений человечества в самых различных областях. Однако, человечеству потребовалось пройти большой путь, чтобы перейти от донаучных форм познания к научным.

Наука и ненаука. Принципы разграничения

21 Мая 2013, реферат

В философии науки проблема разграничения науки и ненауки назы¬вается проблемой демаркации (от англ. demarcation — разграничение) и является одной из центральных в философии науки. Почему она важна? Наука пользуется в обществе заслуженным авторитетом, и люди доверяют знанию, которое признается научным.

Наука и нравственность в философии

14 Декабря 2014, реферат

До появления концепции единого, трансцендентного, личностного и нормативного Бога, закрепленной в сегодняшних мировых религиях, стояла проблема относительности морали, и это не случайно. В политеистическом мировоззрении не могут существовать абсолютные ценности, так как каждый Бог представляет свои интересы, и мораль, попадая в зависимость от каждого отдельного Бога, становится относительной. Кроме того, боги в концепции политеизма смертны; конечность богов не позволяет ценностям, исходящим от них, быть объективными. Высшими ценностями являются у греков ценности не религиозные, а интеллектуальные, соответственно понятие морали строится на разуме, на понимании ее самим человеком, что делает мораль элитарной и относительной. Греческие философы фактически отделяют мораль от религии.

Наука и паранаука

13 Октября 2013, доклад

С точки зрения философского метода наука: 1)есть результат деятельности ра-циональной сферы сознания; 2)наука это объективный тип сознания, опирающийся в су-щественной степени на внешний опыт; 3)наука в равной степени относится как к познава-тельной, так и к оценочной сфере рационального сознания. Наука - как рационально-предметный вид познания Ее цель – построение мысленных моделей предметов и их оценка на основе внешнего опыта

Наука и религия

19 Января 2014, творческая работа

Причины атеизма в мировоззрении ученых коренятся прежде всего в социальных условиях и господствующих идеях вре¬мени, в которое живет и творит ученый. Во времена Коперника, Нью¬тона, Галилея церковь представляла собой могучую силу, располагавшую огромной властью над умами и жизнью людей. Общественная и личная жизнь человека была пропитана религиозным духом, религиозные традиции сопровождали его от рождения и до смерти. Любое выступление против церковных догм грозило костром или пыткой. Не всякий ученый рисковал открыто высказывать свои взгляды, если они противоречили религиозным установлениям. Да и сами данные, которыми располагала в те времена наука, не могли еще объяснить многие явления природы и тем более общества, исключить идею творца из всех областей знания.

Наука и религия

30 Января 2014, реферат

Вопрос относительно соотношения науки и религии является классическим в европейской культуре, ведь проблема их взаимопонимания имеет длинную историю, от возникновения новоевропейских наук по сей день, и еще более длинную предысторию, от зарождения рациональной мысли до Нового времени.

Наука и религия в современном мире

14 Октября 2013, контрольная работа

Теория происхождения видов Чарльза Дарвина, шокировавшая общество XIX века, а так же обобщающая ее теория эволюции, захватили умы людей уже боле полутора века назад. Несмотря на то, что теория эволюции является основной научной доктриной современности, религиозная теория креационизма находит своих сторонников и в наши дни.

Наука и социальные технологии в современном обществе: бизнес

14 Мая 2014, реферат

Основная суть бизнеса в философии с научной точки зрения — выявить важные особенности, главные принципы, гипотезы организации и работоспособности делового мира.
Основная задача философии бизнеса – узнать сущность экономической работы и экономического образа действий в самом широком и глубоком смысле этих явлений. Рассматривая под этим углом, в качестве прилагающихся элементов компетенции о сущности экономической работы состоят из объяснений, определения, идеи, замыслов, устава, субъективного восприятия и тому подобное.

Наука и философия

20 Декабря 2010, реферат

Цель данной работы: Обосновать взаимосвязь философии и науки. Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой задачи:

1.Определить понятие науки, ее функций в обществе;
2.Рассмотреть основные этапы развития науки и научного знания;
3.Рассмотреть взаимосвязь между наукой и философией;
4.Охарактеризовать науку внутри предмета философии;
5.Рассмотреть место философии в системе научного познания.

Наука как основа мировоззрения

23 Декабря 2013, реферат

Каждый человек имеет свой взгляд на окружающий его мир, с помощью которого он выражает свое отношение к нему и дает ему оценку, но такой взгляд носит индивидуальный характер. Поэтому еще в первобытную эпоху стихийно возникают коллективные воззрения на мир, в которых выражается согласованное мнение различных сообществ людей на устройство мира, отношение и оценку его, закрепляемое и передаваемое будущим поколениям.

Наука как социальный институт

01 Июня 2014, реферат

Вопрос о соотношении философии и науки важен для более глубокого понимания смысла и назначения философии.
В наши дни наука пронизывает все сферы деятельности человека. Она стала мощным фактором достижений человечества в самых различных областях. Однако очевидно, что так было не всегда. Человечеству потребовалось пройти большой путь, чтобы перейти от донаучных форм познания к научным.

Наука с античных времен

14 Ноября 2013, реферат

Существуют две крайние точки зрения по вопросу возникновения науки. Сторонники одной объявляют научным всякое обобщенное абстрактное знание и относят возникновение науки к древности, когда человек стал делать первые орудия труда. Другая крайность - отнесение происхождения науки к сравнительно позднему этапу истории (XV-XVII вв.), когда появляется опытное естествознание.

Наука, как деятельность, социальный институт и система знания

08 Января 2014, контрольная работа

Понятие «социальный институт» отражает степень закрепленности того или иного вида человеческой деятельности. Институциональность предполагает формализации всех типов отношений и переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений (соглашения, переговоры) к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование и регламент. Цель и назначение науки как социального института – производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций. Научная деятельность сегодня – это совместная работа творческих коллективов.

Научение и его виды

04 Апреля 2014, доклад

Научение наполняет всю нашу жизнь. Люди соприкасаются с научением в общении друг с другом, в процессе эмоционального развития и социального роста. Человек научается любить или ненавидеть, вести себя правильно или неправильно и т. п. Научение в самом общем виде определяется как формирование нового индивидуального опыта в процессе активного взаимоотношения организма с внешней средой. При этом совокупность поведенческих актов, которые приспособлены к конкретным условиям среды, следует понимать как индивидуальный опыт.

Научная база логики и теория познания Аристотеля

08 Июля 2012, курсовая работа

Сам Аристотель пользовался термином «первая философия». Предмет первой философии (протофилософия) чистое беспримесное бытие, сущее как таковое, в отвлеченности от отдельных материальных тел. Однако это чистое беспримесное бытие нигде не может существовать, кроме единичных тел. Чистота и беспримесность бытья состоит, по Аристотелю, в том, что оно как общее находится в единичном, но не зависит от него. Значит, общее является самодовлеющем, самозначашим. Такое неизменное основание вещей, в отличие от изменяющегося облика единичной вещи, Аристотель назвал первой сущностью.

Научная деятельность Аристотеля

10 Апреля 2014, контрольная работа

Творчество Аристотеля в области философии и науки считается вершиной античной мысли. Он подвёл итог развитию целого периода в древнегреческой культуре – с её начало вплоть до IV века до нашей эры. Ему принадлежит заслуга в систематизации знаний и выделении ряда научных областей, которые в последующем стали отпочковываться в самостоятельные направления.

Научная картина мира и ее функции

05 Ноября 2012, реферат

1) Картина мира как онтология научного знания. Одна из важнейших функций картины мира в науке состоит в том, что она устанавливает связь между научным знанием и тем реальным бытием, которое служит предметом его исследования. Именно поэтому она осуществляет онтологическую функцию в науке. Эта функция состоит в том, что научная картина мира формирует представления об объектах, фундаментальных понятиях и принципах, на которые опираются различные понятия и теории науки. Последние связываются с исследуемым реальным миром не прямо и непосредственно, а опосредованно через картину мира соответству

Научная рациональность и современный этап развития науки

15 Декабря 2014, реферат

Научная рациональность: в широком смысле - стиль мышления, в узком - логико-методологические представления. Точка отсчета – деятельность, которая рациональна, если люди друг друга понимают и если она эффективна. В науке не всегда понятно, где эффект, важнее социальный аспект. Нормы, правила, стандарты; метод как стандартизированная процедура.
Современные ученые, размышляя о специфике развития науки, подчеркивают, что она прежде всего отличается своей рациональностью, представляет собой развертывание рационального способа освоения мира. С рациональностью в первую очередь следует связать образ мыслей и действий, обладающий разумностью, целесообразностью, ясностью, отчетливостью.

Научно-технический прогресс и перспективы современной цивилизации.

09 Декабря 2013, реферат

В современной цивилизации наука играет особую роль. Технологический прогресс 20 века, приведший в развитых странах Запада и Востока к новому качеству жизни, основан на применении научных достижений. Наука не только революционизирует сферу производства, но и оказывает влияние на многие другие сферы человеческой деятельности, начиная регулировать их, перестраивая их средства и методы. Проблемы будущего современной цивилизации не могут обсуждаться вне анализа современных тенденций развития науки и ее перспектив. Хотя в современном обществе существуют и антисциентические движения, в целом наука воспринимается как одна из высших ценностей цивилизации и культуры.

Научное и обыденное познание

29 Марта 2014, реферат

Известно, что люди приобретали необходимые им знания о свойствах и качествах вещей и явлений, с которыми они сталкивались в повседневной практической деятельности, задолго до возникновения науки. И сейчас немало нового для себя мы узнаем с помощью обыденного познания. Нередко, отмечая качественное отличие научного знания от обыденного, забывают о связи и преемственности между ними. Эта связь состоит прежде всего в том, что они имеют общую цель – дать объективно верное знание о действительности – и поэтому опираются на принцип реализма, который в обыденном сознании ассоциируется с так называемым здравым смыслом.

Научное и религизное мировоззрение

25 Января 2014, реферат

Мировоззрение человека, определяя его подход к предметам и явлениям мира, не может не оказывать влияния (порой очень серьезного) на все стороны его жизни, на трудовую деятельность и духовные запросы. Отсюда вытекает необходимость воспитания у всех советских людей научного, материалистического мировоззрения, дающего возможность правильно подходить к явлениям действительности, познавать их, раскрывать закономерный характер развития природы и общества, преобразовывать их в своих интересах.

Научное познание

16 Декабря 2013, реферат

Человек с самого момента своего появления на свет стремится познать мир. Делает он это разнообразными путями. Одним из самых верных способов сделать происходящее в мире понятным и открытым является научное познание. Поговорим о том, чем же оно отличается, например, от ненаучного познания. Самая первая особенность, которой обладает научное познание – это его объективность. Человек, приверженный к научным взглядам, понимает, что все в мире развивается независимо от того, нравится нам это или нет. Частные мнения и авторитеты ничего с этим поделать не могут. И это замечательно, потому что невозможно себе представить иную ситуацию.

Научное познание и его особенности

04 Июня 2015, контрольная работа

Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 % всех научно-технических достижений были сделаны в наше время).

Научное познание как единство эмпирического и теоретического

19 Сентября 2014, контрольная работа

Наука — особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи, прогнозировать.

Научное познание как социокультурный феномен

01 Июня 2013, реферат

В современной цивилизации наука играет особую роль. Технологический прогресс ХХ века, приведший в развитых странах Запада и Востока к новому качеству жизни, основан на применении научных достижений. Наука революционизирует не только сферу производства, но и оказывает влияние на многие другие сферы человеческой деятельности, начиная регулировать их, перестраивая их средства и методы.
Неудивительно, что проблемы будущего современной цивилизации не могут обсуждаться вне анализа современных тенденций развития науки и её перспектив. Хотя в современном обществе существуют и антисциентистские движения, в целом наука воспринимается как одна из высших ценностей цивилизации и культуры.

Научное познание, его сущность и специфические характеристики. Структура, формы и методы научного познания

24 Февраля 2014, шпаргалка

В структуре научного знания выделяют уровни знания - эмпирический и теоретический. Им соотв-ют два вида познавательной деят-ти - эмпирическое и теоретическое исследование. Эмпирическое - два подуровня наблюдения и эмпирические факты. Переход наблюдения -> эмпирические факты предполагает 1) рациональную обработку данных наблюдения 2) поиск в них устойчивого инвариантного содержания. Наука имеет дело с особым набором объектов, не сводимых к объектам обыденного опыта. Особенностями объектов научного исследования можно объяснить основные особенности научных знаний как продукта научной деятельности. Их достоверность уже не может быть обоснована только их применением в производстве и обыденном опыте.

Научное познание. Методы и формы

09 Марта 2014, контрольная работа

Споры о сущности сознания длятся уже много веков и не утихают по сей день. В идеализме сознание, идеальное истолковывается как первичная субстанция, будто бы стоящая над материальным миром и его порождающая. Для материалистов сознание - способность идеального воспроизведения действительности. Материалистическая философия и психология исходят их трех кардинальных принципов: 1) признание сознания функцией мозга; 2) признание сознания как активного отражения внешнего мира в ходе практики; 3) понимание сознания как продукта общественного развития. Сознание - это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности в ходе общественной практики. Сознание связано с понятием отражение.

Нации и национальное самосознание

24 Мая 2012, контрольная работа

Социальная структура общества вместе с другими аспектами характеризуется наличием и взаимодействием социально-этнических общностей. Социология изучает генезис, сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэтнические (межнациональные) отношения и разрабатывает основные методологические принципы их исследования. Этносоциологическое изучение современного общества имеет прежде всего практическую ценность. Исследования социологических аспектов этнических процессов, отношений, различий особенно значимы для полиэтнических, многонациональных государств, в том числе и для Российской Федерации

Национализм

20 Мая 2012, реферат

Национализм и коммунизм - две острые болезни, разделяющие современную европейскую культуру, уже и без того тяжко больную капитализмом. Национализм, быть может, болезнь даже более опасная, чем коммунизм. Коммунизм после русского опыта начинает терять очарование, коммунистическая волна спадает и, м(ожет) б(ыть), недалек уже час заката коммунизма. Национализм - наоборот - все растет и грозит рядом новых губительных войн. Мир задыхается в отравленной атмосфере социальных и национальных страстей, особенно - национальных. Многим из нас такая характеристика национализма может показаться странной. Мы привыкли со словом «нация» соединять мысль о России, привыкли в слово «нация» влагать священное и даже религиозное содержание, привыкли воспринимать нацию,

Национальные культуры и их взаимодействие

02 Июня 2013, контрольная работа

Многие современные социологи не просто констатируют возрастание роли культуры как движущей силы общественного развития, но и отмечают то, что социальные изменения получают в основном культурную мотивацию. В самом деле, окружающая человека реальность наполнилась сегодня культурными содержаниями. Люди используют культуру для организации и нормализации собственной жизни и деятельности. Культура регулирует взаимодействия людей, определяет единый масштаб для соотнесения поступков индивида с требованиями социума.