Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 02:11, контрольная работа
Понятие «социальный институт» отражает степень закрепленности того или иного вида человеческой деятельности. Институциональность предполагает формализации всех типов отношений и переход от неорганизованной деятельности и неформальных отношений (соглашения, переговоры) к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование и регламент. Цель и назначение науки как социального института – производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций. Научная деятельность сегодня – это совместная работа творческих коллективов.
Введение………………………….……………………………………………………4
Особенности научного познания и научной истины. Формы развития научного знания………………………………………………………………………………….5
Понятие метода и методологии. Уровни и методы научного познания…..……..10
Наука как социальный институт. Гуманистическое измерение современной науки…………………………………………………………………………………13
Литература…………………………………………………………………………17
Учреждение образования
«Белорусский государственный
университет информатики и
Контрольная работа по философии
Тема контрольной работы №28:
НАУКА, КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И СИСТЕМА ЗНАНИЯ
Выполнила: Таратынко Анна Николаевна
студентка 1 курса ФКТ,
специальность ИСИТ в экономике
группа №382373
Минск 2013
Содержание
План работы…………………………………………………
Введение………………………….……………………………
Особенности научного познания
и научной истины. Формы развития
научного знания………………………………………………………………
Понятие метода и методологии. Уровни и методы научного познания…..……..10
Наука как социальный институт. Гуманистическое
измерение современной науки………
Литература……………………………………………………
План работы
В этом вопросе нужно показать отличие научного познания от других видов познания, показать отличие научной истины от других результатов познавательной деятельности, рассмотреть формы научного познания.
Требуется показать работу
метода и методологии на эмпирическом
и теоретическом уровнях
Исследовать проблемы творческой свободы и социальной ответственности ученого, проблемы современного этоса науки, гуманитарной и этической экспертизы научных проектов, экологии, глобальных проблем современности.
Введение
Наука по самой своей сути явление социальное. Она создается сообществом ученых на протяжении уже более двух тысячелетий и представляет собой, конечно, не только отношение ученого к познаваемой им действительности, но и определенную систему взаимосвязей между членами научного сообщества.
Понятие «социальный институт»
отражает степень закрепленности того
или иного вида человеческой деятельности.
Институциональность
Научная деятельность сегодня
– это совместная работа творческих
коллективов. Это специализация
не только по отдельным областям науки
или даже отдельным ее проблемам,
но и распределение различных
функций в научной
Основная масса знаний приобретается людьми в процессе повседневной практики и через системы обучения. Но в обществе уже давно существует особый социальный институт, основное предназначение которого - добывать систематизированное, теоретическое, концептуальное и обоснованное знание. Таким институтом выступает наука.
Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.
Наука как особая отрасль
рациональной человеческой деятельности
по производству объективно истинного
знания об окружающем нас мире возникает
как естественное продолжение обыденного,
стихийно-эмпирического
Научное познание - особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку новых, систематизированных, объективных знаний, процесс перехода логики бытия (сущности, законов) в логику мышления, в ходе которого приобретаются новые знания. Все виды знания как элементы духовной культуры равноценны и одинаково необходимы для понимания природы познавательной деятельности человека.
Первые шаги научного объяснения мира зарождались в рамках других форм общественного сознания, например, религии. Но научное знание коренным образом отличается от веры, то есть от слепого принятия за истину того, что в принципе не поддается никакой практической проверке и логическому доказательству. Вера (слепая) в бога, в чудеса, в сверхъестественное, вера как предрассудок, как суеверие, как вера в приметы, сны ничем не доказывается. Если наука делает человека могущественным перед силами природы, то религия, вера, наоборот, дезориентирует человека, вселяет в него беспомощное чувство обреченности.
Научное познание мира существенно отличается от эстетической формы познания. Хотя наука и искусство есть отражение действительности, но в науке это отражение осуществляется в форме понятий и категорий, а в искусстве – в форме художественных образов. Художественные произведения неповторимы, а результаты научных исследований всеобщи. Наука есть продукт общего исторического развития в его абстрактном итоге. В искусстве же допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего в таком именно виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности.
Отличия научного познания
ярче всего выясняются при его
сравнении с обыденным
Научное познание обычно не
имеет дело непосредственно с
самими материальными объектами, как
обыденное. Повседневный опыт зиждется
на голом авторитете общественного
мнения, мнимой очевидности. Научное
же знание в своём идеале рационально,
доказывается логически, подтверждается
не ограниченным опытом индивида, общины,
поколения, но более широким
Истина - это цель, к которой устремлено познание. Как справедливо писал Ф. Бекон: « Знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Истина есть знание». Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.
Рассмотрим, что является критерием истины.
Поиск такого надежного критерия идет в философии издавна. Рационалисты Декарт и Спиноза считали таким критерием ясность. Ясность годится как критерий истины в простых случаях, но критерий этот субъективен, а потому и ненадежен: ясным может представляться и заблуждение. Другой критерий: истинно то, что признается таковым большинством. Этот подход кажется привлекательным. Ведь иногда мы пытаемся решать многие вопросы по большинству голосов, прибегая к голосованию. Тем не менее и этот критерий абсолютно ненадежен, в науке вообще проблемы истины не могут решаться большинством голосов.
Прагматический подход - истинно то, что полезно. В принципе истина всегда полезна, даже тогда, когда она неприятна. Но обратное заключение: полезное всегда есть истина - несостоятельно. При подобном подходе любая ложь, если она полезна субъекту может считаться истиной. Порок критерия истины, предлагаемого прагматизмом, также в его субъективной основе. Ведь в центре здесь стоит польза субъекта.
В практической деятельности мы соизмеряем, сопоставляем знание с объектом, опредмечиваем его и тем самым устанавливаем, насколько оно соответствует объекту. Практика выше теории, поскольку она обладает достоинством не только всеобщности, но и непосредственной действительности, так как в практике воплощено знание, а вместе с тем она предметна.
Осваивая действительность самыми разнообразными методами, научное познание проходит различные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма развития знания. Основными из них являются факт, теория, проблема, гипотеза.
Факт - это явление материального или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего знания, фиксация какого-либо явления, свойства и отношения. Факты выражаются, например, в высказываниях: "Вода при давлении в 1 атм закипает при 100° С", "Медь - хороший проводник электричества", "Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года".
Научные факты генетически связаны с практической деятельностью человека. В повседневном опыте происходил отбор фактов, которые составили фундамент науки. Фактом становится лишь такое знание, в истинности которого может убедиться любой ученый, используя научные методы в оговоренных условиях.
Теория – это высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях некоторой области действительности и представляющая собой знаковую модель этой сферы.
Положения теории отображает существенные
связи некоторой области
В развитой науке теория и факт - соотносимые понятия. Наличие одного из них немыслимо без наличия другого, одно из этих понятий имеет своей предпосылкой другое.
Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать. В структуре проблемы прежде всего выявляется неизвестное (искомое) и известное (условия и предпосылки проблемы). Неизвестное здесь тесно связано с известным (последнее указывает на признаки, которыми должно обладать неизвестное), таким образом, даже неизвестное в проблеме не является абсолютно неизвестным, а представляет собой нечто такое, о чем мы кое-что знаем, и эти знания выступают ориентиром и средством дальнейшего поиска.
Расхождение теории с фактами, противоречие между ними свидетельствует об ограниченности теоретической системы знания, что приводит к постановке новых проблем в науке.
Гипотеза - это предположительное решение некоторой научной проблемы. Важнейшее требование к гипотезе – ее принципиальная проверяемость фактическим материалом, означающая возможность соотнесения гипотезы с данными экспериментов, наблюдений, измерений. Связь между гипотезой и соотносимыми с ней фактами характеризуется логической, или индуктивной, вероятностью, означающей, что факты обеспечивают ту или иную вероятность истинности гипотезы.
Хорошо удостоверенная гипотеза становится теорией или ее фрагментом – научным законом. Методами обоснования гипотезы, превращения ее в достоверное знание выступают, прежде всего, подтверждение и доказательство.
Понятие метода означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Основная функция метода – регулирование познавательной и иных видов деятельности в качестве простого и доступного "инструмента" научного открытия. Известный отечественный физик Л.Д. Ландау говорил, что: "Метод важнее открытия".
Методология – система принципов деятельности. Изучая закономерности человеческой познавательной деятельности, методология вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.
Классификация научных методов осуществляется в зависимости от уровня научного знания, на котором они функционируют. Так, основными методами эмпирического уровня являются наблюдение и эксперимент.
Наблюдение – совокупность преднамеренных действий человека, предпринимаемых с целью выявления существенных свойств и отношений объекта. Наблюдение, несмотря на относительную пассивность, всегда заранее планируется и осуществляется целенаправленно в соответствии с определенной схемой. Результаты наблюдения во многом зависят от того, насколько корректно составлен предварительный план и сформулированы исследовательские задачи. Наблюдение, таким образом, всегда имеет избирательный характер.
Эксперимент – это метод исследования, с помощью которого заранее запланированным образом производятся изменения в исследуемом объекте с целью выявления его общих и необходимых свойств и отношений. Эксперимент в отличие от наблюдения предполагает более активную роль человека, осуществляется в точно заданных условиях, которые могут воспроизводиться другим исследователем с целью проверки полученных результатов. Эксперимент в отличие от наблюдения позволяет выявить такие свойства и отношения объекта, которые в естественных условиях остаются скрытыми. Особая форма эксперимента – это мысленный эксперимент, в котором в идеальном плане осуществляется преобразование воображаемых объектов.
Информация о работе Наука, как деятельность, социальный институт и система знания