Финансовая политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:18, реферат

Краткое описание

Финансы предприятий занимают ведущее место в системе финансов страны. Экономические реформы, связанные с переходом к рыночным отношениям, обусловили существенные изменения в системе финансов России. Значительно изменились и условия хозяйствования для российских предприятий.
Повышение роли негосударственного сектора в экономике, расширение границ финансовой самостоятельности предприятий с одновременным усилением их полной ответственности за результаты хозяйственной деятельности придают особую значимость рыночным методам регулирования финансовых отношений.

Содержание

1. Введение
2. Понятие финансовой политики предприятия
3. Этапы финансовой политики
4. Принципы организации финансовой политики организации
5. Виды финансовой политики организации и их характеристика
6. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

фин политика.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)


 

Содержание

 

1.

Введение

3

2.

Понятие финансовой политики предприятия

4

3.

Этапы финансовой политики

6

4.

Принципы организации финансовой политики организации

7

5.

Виды финансовой политики организации и их характеристика

10

6.

Литература

15




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Финансы предприятий  занимают ведущее место в системе  финансов страны. Экономические реформы, связанные с переходом к рыночным отношениям, обусловили существенные изменения в системе финансов России. Значительно изменились и  условия хозяйствования для российских предприятий.

Повышение роли негосударственного сектора в экономике, расширение границ финансовой самостоятельности  предприятий с одновременным  усилением их полной ответственности  за результаты хозяйственной деятельности придают особую значимость рыночным методам регулирования финансовых отношений.

Основная цель предпринимательской  деятельности - это получение прибыли. Именно прибыль является основным источником развития предприятия, повышение конкурентоспособности, роста его доходов и доходов собственников. Для достижения этой цели необходимо решить множество задач, связанных с формированием финансовых ресурсов и определением направлений их использования, с выбором рациональных форм и методов финансирования организаций, определением оптимальной структуры и стоимости их капитала, с необходимостью планирования финансовых результатов деятельности предприятий.

Решение этих задач во многом зависит от финансового состояния  предприятия и от наличия высококвалифицированных  специалистов в области управления финансами организаций, не только знающих теоретические основы предприятия и управления финансами, но и обладающих практическими навыками финансового анализа, прогнозирования, использования финансовых инструментов в управлении производством и сбытом и др.

Оборотные активы составляют существенную долю всех активов предприятия. От умелого управления ими во многом зависит успешная предпринимательская  деятельность хозяйственного объекта. Управление оборотными активами занимает особое место в работе финансового менеджера, поскольку является постоянным, ежедневным и непрерывным процессом.

Развитие рыночных отношений  определяет новые условия организации  оборотного капитала и новые подходы  управления им на предприятии. Высокая  инфляция, снижение объемов производства и потребительского спроса, неплатежи, разрыв хозяйственных связей, высокий уровень налогового бремени, снижение доступа к кредитам вследствие высоких банковских процентов и другие кризисные явления вынуждают предприятия изменять свою политику по отношению к оборотным средствам, искать новые источники пополнения, изучать проблему эффективности их использования. Значительный объем финансовых ресурсов, инвестируемых в оборотные активы, многообразие их видов и конкретных разновидностей, определяющая роль в ускорении оборота капитала и обеспечении постоянной платежеспособности, а также ряд других условий определяют сложность задач финансового менеджмента, связанных с управлением оборотными активами. Комплекс этих задач и механизмы их реализации получают отражение в разрабатываемой на предприятии политике управления оборотными активами.

 

Понятие финансовой политики предприятия

 

Финансовая политика организации - составная часть её экономической политики, она выражает совокупность мероприятий по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач, качественно определенного направления развития, касающегося сфер, средств и форм его деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиций организации во внешней среде.

Финансовая политика есть искусство влиять на объект управления финансами производства - хозяйственную  систему и ее деятельность. Поэтому  финансовая политика бывает направлена на централизацию доходов объекта  финансового управления в специальных  фондах финансовых и кредитных ресурсах, которыми располагает субъект финансовой политики - учредители и руководство.

Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между:

-предприятиями в процессе  приобретения товарно-материальных  ценностей, реализации продуктов и услуг;

-предприятиями и вышестоящими  органами, при создании централизованных  фондов денежных средств и  их распределении;

-государством и предприятиями  при уплате ими налогов в  бюджет;

-государством и гражданами  при внесении ими налогов и  других платежей;

-предприятием, гражданами  и внебюджетными фондами при  внесении ими платежей и получении  ресурсов;

-отдельными звеньями бюджетной  системы;

-органами имущественного и личного  страхования, предприятиями и  населением, при уплате страховых  взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая.

Предмет финансовой политики — внутрифирменные и межхозяйственные финансовые процессы, отношения и операции, включая производственные процессы, образующие финансовые потоки и определяющие финансовое состояние и финансовые результаты, расчетные отношения, инвестиции, вопросы приобретения и выпуска ценных бумаг и т.п.

Субъект финансовой политики — учредители организации и руководство (работодатели), финансовые службы, которые разрабатывают и реализуют стратегию и тактику финансового менеджмента в целях повышения ликвидности и платежеспособности предприятия посредством получения и эффективного использования прибыли.

 

Этапы финансовой политики

 

Этапы финансовой политики делятся  на долгосрочные и краткосрочные. Наиболее существенное различие состоит во временных характеристиках денежных потоков. Долгосрочная финансовая политика призвана принимать решения, влияющие на деятельность предприятия в течении длительного промежутка времени, как правило, больше года. Например, стратегическое планирование предполагает решение по закупке оборудования, которое будет относиться на финансовые результаты в течении нескольких лет. Краткосрочная политика нацелена на принятие текущих решений на срок до одного года или на период продолжительности операционного цикла, если он не более 12 месяцев. Так, краткосрочные финансовые решения принимают, когда компания заказывает производственные запасы, платит и планирует продажу готовой продукции, синхронизирует денежные потоки и т.д.

Финансовая политика учитывает многофакторность, многокомпонентность и многовариантность управления финансами для достижения намеченной цели и выполнения поставленных задач. Таким образом, долгосрочная финансовая политика устанавливает директивы для изменений роста фирмы на перспективу, без детального изучения отдельных финансовых компонентов. Краткосрочная финансовая политика связана главным образом с анализом вопросов, влияющих на текущие активы и текущие обязательства. Разработку и реализацию финансовой политики нужно постоянно контролировать. Очень сложно отнести этап контроля к тому или иному виду финансовой политики. Контроль должен соединить эти два вида в общую финансовую стратегию фирмы.

 

Принципы организации финансовой политики организации

 

Организация финансовой политики строится на определенных принципах.  Принцип самоокупаемости и самофинансирования. Самоокупаемость предполагает, что средства, обеспечивающие функционирование организации, должны окупиться, т.е. принести доход, который соответствует минимально возможному уровню рентабельности. Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование средств в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости — за счет банковских и коммерческих кредитов. Реализация этого принципа — одно из основных условий предпринимательской деятельности, обеспечивающее конкурентоспособность организации. В странах с развитой рыночной экономикой уровень самофинансирования считается высоким, если удельный вес собственных средств предпринимательской фирмы достигает 70% и более. 

Принцип самоуправления или хозяйственной самостоятельности заключается в самостоятельном определении перспектив развития организации (в первую очередь на основе спроса на производимую продукцию, выполняемые работы или оказываемые услуги); самостоятельном планировании своей деятельности; обеспечении производственного и социального развития фирмы; самостоятельном определении направления вложения денежных средств в целях извлечения прибыли; распоряжении выпущенной продукцией, реализуемой по ценам, самостоятельно устанавливаемым, а также самостоятельном распоряжении полученной чистой прибылью. В условиях рыночной экономики права организаций существенно расширились, однако о полной хозяйственной самостоятельности говорить нельзя, так как отдельные направления хозяйственной деятельности предпринимательских организаций определяет и регулирует государство. 

Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности организации за ведение и результаты хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны для отдельных организаций, их руководителей и работников в зависимости от организационно-правовой формы. В соответствии с российским законодательством организации, нарушающие договорные обязательства (как правило, по срокам и качеству), расчетную дисциплину, допускающие несвоевременный возврат банковских ссуд или погашение векселей, нарушение налогового законодательства, привлекаются к различного вида ответственности в зависимости от характера финансового правонарушения. В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» несвоевременное исполнение предпринимательской фирмой — должником по своим обязательствам или обязанностям в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения является признаком банкротства. По отношению к такой организации арбитражным судом может быть возбуждено дело о банкротстве в том случае, если задолженность ее в совокупности составляет не менее 500 минимальных размеров оплаты труда в месяц.

Заинтересованность в результатах деятельности. Объективная необходимость этого принципа определяется основной целью предпринимательской деятельности — систематическим получением прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности в равной степени присуща работникам, руководству организации и государству. Чтобы заинтересовать работников фирмы в результатах деятельности, руководство разрабатывает формы, системы и размеры оплаты труда, стимулирующие и компенсирующие выплаты, а также использует определенные социальные гарантии. 
Принцип осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организации. Финансы организации выполняют контрольную функцию, поскольку данная функция объективна, то на ней основывается субъективная деятельность — финансовый контроль.

Различают несколько  видов контроля в зависимости  от субъектов, осуществляющих его.

Общегосударственный (вневедомственный контроль) осуществляют органы государственной  власти и управления. В Российской Федерации — это высшие органы государственной власти и правления — Федеральное Собрание и его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации. Федеральное Собрание РФ образует Счетную палату как постоянно действующий орган государственного финансового контроля. Важную роль в осуществлении финансового контроля играют Министерство финансов Российской Федерации и его органы на местах. Ведомственный контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы осуществляют проверку финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятии.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляют финансовые службы предпринимательских организаций, в первую очередь финансовый отдел  или финансовый департамент, бухгалтерия, ревизионная комиссия. В их функции  входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений. Основная задача внутрихозяйственного контроля — это внутренний аудит, проверка по поручению руководства фирмы. Внутренний аудит должен проводиться непрерывно и охватывать все участки хозяйственной деятельности фирмы, носить предметный характер и быть результативным.

Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские  фирмы (службы), а также отдельные  аудиторы. Объектом данного контроля является деятельность всех экономических субъектов. Основные цели внешнего аудита: проверка достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности и соответствия их законодательным и нормативным актам, экспертиза финансово-хозяйственного состояния, оценка платежеспособности и в заключение разработка рекомендаций по совершенствованию, упорядочению финансово-хозяйственной деятельности, налогового планирования, финансовой стратегии.

Принцип формирования финансовых резервов связан с необходимостью обеспечения непрерывности предпринимательской деятельности, которая сопряжена с большим риском вследствие колебаний рыночной конъюнктуры. Финансовые резервы могут формироваться предпринимательскими фирмами всех организационно-правовых форм из чистой прибыли, после уплаты налогов и других обязательных платежей. Следует отметить, что денежные средства, направляемые в резервные фонды, целесообразно хранить в ликвидной форме, чтобы они приносили доход и при необходимости легко могли быть превращены в наличный капитал.

 

Информация о работе Финансовая политика предприятия