Банковский надзор Банка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы заключается в том, что государственная социально-экономическая политика направлена на обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста. Для этого государство занимается повышением роли банковского сектора, который прежде всего зависит от регулирования банковской деятельности и системы банковского надзора. Совершенствование банковского надзора позволит закрепить положение кредитных организаций в системе быстро меняющихся рыночных отношений и привлечь иностранные инвестиции. Значимость внутреннего банковского контроля определяется необходимостью поддержания финансовой устойчивости кредитной организации, соблюдения прав и законных интересов вкладчиков, кредиторов и других контрагентов кредитной организации.

Содержание

Введение 3
Глава1. Банковская система Российской Федерации как институт финансового права 6
1.1. Правовое положение Центрального Банка Российской Федерации 6
1.2. Основы правового положения кредитных организаций 10
Глава 2. Финансово-правовой аспект Комитета банковского надзора 16
2.1. Основы правового положения Комитета банковского надзора 16
2.2 Анализ положения о Комитете банковского надзора 20
Глава 3. Меры ответственности применяемые в порядке надзора Центрального Банка по отношению к кредитным организациям 25
3.1. Правовые меры Центрального Банка применяемые в порядке надзора в отношении банковских и небанковских кредитных организаций 25
3.2. Особенности правового регулирования ответственности банковской и небанковской кредитной организации перед Центральным банком 29
Заключение 34
Список использованных источников 36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая_Горбыль_Банковский надзор Банка России.docx

— 98.95 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный  федеральный университет»

 


ЮРИДИЧЕСКАЯ ШКОЛА


Кафедра конституционного и административного права

 

Горбыль Татьяна Владимировна

БАНКОВСКИЙ НАДЗОР БАНКА  РОССИИ


 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

 

Студентка гр. С1306  А  _____________

                                                                     (подпись)

Руководитель  ассистент

_____________  О.В. Пономарев

 

Регистрационный №  ________

___________  ___________________

      подпись                      И.О.Фамилия

« _____» __________________ 2012г.

 

Оценка  _________________________

____________  ___________________

          подпись                            И.О.Фамилия

 

«_____» ________________ 2012г.


г. Владивосток

2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава1. Банковская система Российской Федерации  как институт финансового права 6

1.1. Правовое положение Центрального Банка Российской Федерации 6

1.2. Основы правового положения кредитных организаций 10

Глава 2. Финансово-правовой аспект Комитета банковского надзора 16

2.1. Основы правового положения  Комитета банковского надзора 16

2.2 Анализ положения о Комитете банковского надзора 20

Глава 3. Меры ответственности применяемые  в порядке надзора Центрального Банка по отношению к кредитным  организациям 25

3.1. Правовые меры Центрального Банка применяемые в порядке надзора в отношении банковских и небанковских кредитных организаций 25

3.2. Особенности правового регулирования ответственности банковской и небанковской кредитной организации перед Центральным банком 29

Заключение 34

Список  использованных источников 36

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования данной курсовой работы заключается  в том, что государственная социально-экономическая политика направлена на обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста. Для этого государство занимается повышением роли банковского сектора, который прежде всего зависит от регулирования банковской деятельности и системы банковского надзора. Совершенствование банковского надзора позволит закрепить положение кредитных организаций в системе быстро меняющихся рыночных отношений и привлечь иностранные инвестиции. Значимость внутреннего банковского контроля определяется необходимостью поддержания финансовой устойчивости кредитной организации, соблюдения прав и законных интересов вкладчиков, кредиторов и других контрагентов кредитной организации.

Целью исследования является анализ банковского надзора Банка  России осуществляемого по отношению  к кредитным организациям.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) определить правовое положение Центрального Банка Российской Федерации;

2) определить правовое положение кредитных организаций;

3) проанализировать Положение о Комитете банковского надзора;

4) обозначить правовые меры, применяемые в порядке надзора в отношении кредитных организаций;

5) выделить особенности  правового регулирования ответственности  кредитных организаций перед  Центральным Банком Российской  Федерации.

Объектом исследования данной работы является банковская система  Российской Федерации и ее правовое положение.

Предметом исследования выступают  нормы и полномочия Центрального Банка, применяемые в отношении  надзора за деятельностью кредитной  организации.

В качестве нормативно-правовой базы для написания работы были использованы такие источники как: Конституция РФ, "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011), "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.04.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 04.05.2012), Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 19.10.2011, с изм. от 21.11.2011) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 06.12.2011) "О банках и банковской деятельности", а также Положение о комитете банковского надзора Банка России (от 10 августа 2004 г., протокол N 21).

Теоретическую основу исследования составили труды ученых по финансовому  праву: Н.И. Химичевой, Ю.А. Крохиной, О.Н. Горбуновой, Е.Ю. Грачевой, М.В. Карасевой.

Структура и содержание работы определяются целями и задачами исследования, и важностью комплексного изучения правовых и организационных основ  банковского надзора Банка России в отношении деятельности кредитных  организаций. Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения и  списка использованных источников.

В первой главе наиболее подробно рассматривается положение Центрального банка РФ в системе государственных органов и его взаимоотношение с ними, важнейшие цели деятельности ЦБ, полномочия Национального банковского совета, правовое положение кредитной организации, отличие банковской от небанковской кредитной организации.

Во второй главе проанализировано Положение о Комитете банковского надзора и рассмотрено его правовое положение, полномочия и вопросы отнесенные к его компетенции.

В третьей главе рассматривается  основные элементы системы банковского  регулирования и надзора, разграничение  правовых мер Центрального Банка  применяемых в порядке надзора  в отношении банковской и небанковской кредитной организации, правовое регулирование ответственности на основании Федерального закона « о Центральном Банке» и «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ.

 

Глава1. Банковская система Российской Федерации как институт финансового права

1.1. Правовое положение Центрального Банка Российской Федерации

 

Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются Конституцией РФ, Федеральным законом о Центральном банке и другими федеральными законами. Закрепленные функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления1.

Положение Центрального банка  РФ в системе государственных органов и его взаимоотношения с органами государственной власти четко не определены, а законодательные акты, регулирующие его деятельность, весьма не однозначны. С одной стороны, Банк России представляет собой орган государственной власти с присущими ему особыми функциями в денежно-кредитной и банковской сфере, с другой - согласно 11 статье Конституции РФ, он не включен в систему органов государственной власти РФ, но является важнейшим государственным учреждением с властными полномочиями2. Поэтому ЦБ выступает как саморегулирующий орган, что, в целях совершенствования финансового рынка, является необходимым повышение взаимодействия саморегулирующих организаций с органами государственной власти3. Банк России может выступать также стороной банковского правоотношения, но только в том случае, когда он в соответствии с законом осуществляет банковские операции и получает в результате такой деятельности прибыль4, которая не является целью его деятельности.

Важнейшие цели деятельности ЦБ заключаются в защите и обеспечении устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Для осуществления целей Банк России наделен большим количеством функций. Функции ЦБ заключаются в разработке и провидении единой государственной денежно-кредитной политике, эмиссии денег; для кредитных организаций ЦБ является кредитором последней инстанции, организует систему их рефинансирования, устанавливает правила поведения, принимает решение о государственной регистриции, выдает и приостанавливает деятельность лицензии, регистрирует эмиссию ценных бумаг5, банковский надзор, реализуемый банком России по отношению к кредитным организация, выступает одним из основных инструментов, направленных на обеспечение устойчивости банковской системы6.

Уставный капитал, в размере 3 млрд. рублей и иное имущество Банка  России являются федеральной собственностью РФ, которой он вправе владеть, пользоваться и распоряжаться.

В главе 3 Федерального закона о ЦБ предусмотрены полномочия Национального  банковского совета как коллегиального органа Банка России. Его полномочия очень велики. «Некоторые вопросы он только рассматривает, а некоторые решает. Есть предложения и решения, которые он утверждает. И, кроме того, он производит назначения и определения7».

К вопросам, которые рассматривает  Национальный банковский совет, отнесено рассмотрение годового отчета Банка России, совершенствование банковской системы, проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, вопросы, связанные с участием Банка России в капиталах кредитных организаций, основные направления единой государственной денежно-кредитной политики. Помимо этого Национальный банковский совет ежеквартально рассматривает информацию Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России, к которой отнесена реализация основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, банковское регулирование и банковский надзор, реализация политики валютного регулирования и валютного контроля, организация системы расчетов в Российской Федерации, исполнения сметы расходов Банка России, подготовка проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области банковского дела.

Национальный банковский совет осуществляет достаточно серьезные полномочия и от того как они осуществляются, во многом зависит «благосостояние народа, а возможно и судьба экономических реформ8». И в то же время Федеральный закон о Центральном банке не предусматривает никакой ответственности за принимаемые им решения, а члены Национального банковского совета работают на общественных началах, то есть они не являются сотрудниками Банка России. Их направляют, отзывают и сроки их полномочий тоже не определены. «В такой ситуации должны быть какие-то механизмы, которые могли бы оградить общество от неправильных решений и действий в денежной и кредитной системах9».

Постоянно действующим коллегиальным  органом Центрального банка считается Совет директоров Банка России, его функции так же определены Федеральным законом о ЦБ и к ним относится: разработка проекта и обеспечение выполнения основных направлений единой государственной денежно-кредитной политике; утверждение годовой финансовой отчетности, сметы Банка России принятие решения о создании, реорганизации и ликвидации организаций Банка России; об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп и т.д, и такие решения Совета директоров как изменение процентных ставок, размера резервных требований, вопросы прямых количественных ограничений, участия (членства) Банка России в капиталах организаций (организациях), выпуска банкнот и монеты Банка России нового образца, изъятия из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца, порядка формирования резервов кредитными организациями подлежат обязательному официальному опубликованию в официальном издании Банка России - "Вестнике Банка России" в течение 10 дней со дня принятия этих решений10.

Для реализации возложенных на Банк России функций, ЦБ участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации, а также может принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики.

Банк России ежегодно представляет в государственную думу свой годовой  отчет о проделанной работе за отчетный период с 1 января по 31 декабря, анализ состояния экономики Российской Федерации, в том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы Российской Федерации, валютного положения и платежного баланса Российской Федерации. Далее после утверждения годовой финансовой отчетности Банка России Советом директоров Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения.

Налоги и сборы уплачиваются Банком России и его организациями  в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации11.

Основываясь на анализе многообразия организационно-правовых форм и особенностей деятельности Банка России, можно сделать вывод, что его положение в финансовой системе  значимо и многогранно, а его роль очень велика. Не входя в структуру государственных органов, он издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц12. ЦБ РФ имеет прямое отношение к осуществлению некоторых специальных функций государства и является ключевым механизмом любой экономической деятельности в стране. Он занимает главенствующее положение в банковской структуре и помимо общих с кредитными организациями банковских операций выполняет ряд несвойственных им функций, поскольку является главным банком страны, реализующим наряду с другими государственными органами государственную политику в денежно-кредитной сфере. Именно поэтому Банк России наделен государственно-властными полномочиями по организации и функционированию банковской системы.

1.2. Основы правового положения кредитных организаций

Кредитная организация определяется в действующем законодательстве как юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности, а это показатель коммерческой организации, на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом « О банках и банковской деятельности». Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество13.

Информация о работе Банковский надзор Банка России