Банковский надзор Банка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы заключается в том, что государственная социально-экономическая политика направлена на обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста. Для этого государство занимается повышением роли банковского сектора, который прежде всего зависит от регулирования банковской деятельности и системы банковского надзора. Совершенствование банковского надзора позволит закрепить положение кредитных организаций в системе быстро меняющихся рыночных отношений и привлечь иностранные инвестиции. Значимость внутреннего банковского контроля определяется необходимостью поддержания финансовой устойчивости кредитной организации, соблюдения прав и законных интересов вкладчиков, кредиторов и других контрагентов кредитной организации.

Содержание

Введение 3
Глава1. Банковская система Российской Федерации как институт финансового права 6
1.1. Правовое положение Центрального Банка Российской Федерации 6
1.2. Основы правового положения кредитных организаций 10
Глава 2. Финансово-правовой аспект Комитета банковского надзора 16
2.1. Основы правового положения Комитета банковского надзора 16
2.2 Анализ положения о Комитете банковского надзора 20
Глава 3. Меры ответственности применяемые в порядке надзора Центрального Банка по отношению к кредитным организациям 25
3.1. Правовые меры Центрального Банка применяемые в порядке надзора в отношении банковских и небанковских кредитных организаций 25
3.2. Особенности правового регулирования ответственности банковской и небанковской кредитной организации перед Центральным банком 29
Заключение 34
Список использованных источников 36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая_Горбыль_Банковский надзор Банка России.docx

— 98.95 Кб (Скачать файл)

Федеральный закон «о Центральном  банке» устанавливает запреты кредитной  организации на выполнение производственной, торговой и страховой деятельности, за исключением клиринговой деятельности, которой занимается юридическое лицо, имеющее на это право осуществлять клиринговую деятельность на основании специальной лицензии.

Для банковских кредитных  организаций ЦБ усиливает надзор, так как деятельность этих организаций  поддерживает стабильность банковской системы, а Банк России содействуют  в повышении финансовой устойчивости и конкурентоспособности БКО, обеспечивая  защиту интересов как кредитных  учредителей, так и самих потребителей банковских услуг44.

3.2. Особенности правового регулирования  ответственности банковской и небанковской кредитной организации перед Центральным банком

 

Казакбиева Л. Т определяет банковский надзор как « наблюдение Банка России (дистанционное и  контактное) за исполнением и соблюдением  кредитными организациями банковского  законодательства, установленных Банком России нормативных актов (в том  числе, финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности), а также применение мер государственного принуждения за нарушения банковского законодательства»45. Для осуществления функций банковского регулирования и надзора Банк России осуществляет проверку кредитной организации как на основе представляемой ею документов, в частности отчетности, которая должна отражать основные показатели деятельности кредитной организации, а также с помощью проведения инспекторских проверок. Банк России направляет кредитным организациям обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России.

Органы банковского надзора  должны иметь в своем распоряжении надзорные меры по осуществлению  корректирующего действия в случае невыполнения банками принудительных требований (такие, как минимальные  коэффициенты достаточности капитала), нарушение регулирующих правил или  проявление угрозы интересам вкладчиков, иметь право отзывать банковскую лицензию или рекомендовать ее отзыв46. В случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации ЦБ имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала или ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев. Если кредитная организация не устранила нарушения, в установленный ЦБ срок, или ее финансовое состояние становится критическим и возникает реальная угроза того, что кредитная организация окажется не в состоянии выполнять свои обязательства перед кредиторами, то Банк России вправе (в некоторых случаях обязан) предпринять меры по уменьшению негативных последствий развития событий47. Упомянутые меры указанны в статье 74 Федерального закона «О Центральном банке»: взыскать штраф в размере до 1 процента размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента минимального размера уставного капитала; потребовать проведения мероприятий по финансовому оздоровлению, а так же изменения структуры ее активов или замены руководителей или осуществления реорганизации кредитной организации; изменить на срок до шести месяцев установленные обязательные нормативы; ввести запрет на осуществление отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года; назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев; ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом  «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»48.

В тех случаях, когда нарушения кредитной организации приобретают постоянно повторяющий характер и (или) ее финансовое положение не позволяет говорить, что кредитная организация будет в состоянии исполнить все свои обязательства, то Банк России отзывает у такой кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Основания для отзыва лицензии на осуществление банковских операций определены в статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и подразделяются на две группы: к первой группе относятся основания, когда Банк России может (но не обязан) отозвать лицензии, ко второй группе - основания, когда Банк России обязан отозвать лицензию.

 При наступлении обстоятельств, предусмотренных части 2 статьи 20, Банк России отзывает у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в течение 15 дней со дня получения органами Банка России, ответственными за отзыв указанной лицензии, достоверной информации о наличии оснований для отзыва лицензии у кредитной организации. Отзыв лицензии на осуществление банковских операций по основаниям, за исключением указанных в статьи 20 Федерального закона « О банках и банковской деятельности», не допускается.

Стоит заметить, что правовое регулирование ответственности  БКО и НКО связано с видом юридической ответственности, применяемой Банком России к кредитным организациям, и анализом нарушений, за которые она наступает49. Поэтому не следует забывать об административной ответственности, предусмотренной статьями 15.26 и 15.26.1 КоАП за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности. В этих статьях сформулированы составы правонарушений и непосредственно основания для административной ответственности50. Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» закреплено, что кредитная организация не имеет права осуществлять производственную, торговую или страховую деятельность, а КоАП предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей в случаи нарушения. Так же нарушение кредитной организацией установленных Банком России нормативов и иных обязательных требований влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, а если эти нарушения создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), то  размер штрафа увеличиваете от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей51.

КоАП предусмотрел возможные  нарушение БКО, такой как микрофинансовая организация, обязательных требований, например, таких как привлечение денежных средств физических лиц, кроме лиц, являющихся учредителями (членами, участниками, акционерами) микрофинансовой организации; выступление поручителем по обязательствам своих учредителей; изменение в одностороннем порядке процентной ставки и (или) порядка ее определения по договорам микрозайма, комиссионного вознаграждения и сроков действия этих договоров и т.д.52 и установил наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей53.

Приведенные составы правонарушений характеризуются «единством родового объекта административно-правовой защиты54» и противоправным посягательством кредитных организаций на общественные отношения, возникающие в связи и по поводу осуществления банковской деятельности55. Законодательство разграничивает возможные нарушения кредитных организаций, оно определяет случаи, при которых организация обойдется просто штрафом, и при который будет обязательно отозвана лицензия, причем ЦБ наделен полномочиями решения возможного, но не обязательного отзыва лицензии.

 

Заключение

С позиции финансового  права банковский надзор определяется как дистанционное и контактное наблюдение Банка России за исполнением  банковскими и небанковскими  кредитными организациями банковского  законодательства, установленных Центральным  Банком нормативных актов, а также  применение мер государственного принуждения  за нарушения банковского законодательства. Основными элементами системы банковского надзора являются лицензирование банковской деятельности  и текущий надзор. Лицензирование Банка России, как и в большинстве других стран, предусматривает ограничения на характер их деятельности и руководствуется требованиями к уставному капиталу, к учредителям кредитной организации, к руководящему персоналу, к технической оснащенности.

Значение внутреннего  банковского контроля определяется необходимостью поддержания финансовой устойчивости кредитной организации (так как они являются главным движущим элементом в системе денежного обращения и государство делегирует им отдельные финансово – контрольные полномочия и уделяет большое внимание регулированию их деятельности и осуществлению надзора), соблюдения прав и законных интересов вкладчиков, кредиторов и иных контрагентов кредитной организации.

Необходимо подчеркнуть, важность четкого определения порядка  надзора и его функций, которое  может способствовать повышению  эффективности банковского надзора, получению жизнеспособной устойчивой банковской системы и снижению возможных  нежелательных направлений ее развития.

Банк России осуществляет регулирующие и надзорные функции  через действующий на постоянной основе орган – Комитет банковского надзора, который объединяет структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.

Положение о Комитете банковского  надзора Банка России достаточно точно и подробно определило место, роль и функции главного органа, осуществляющего регулирующие и  надзорные функции. В положении  большое внимание уделено вопросам, отнесенным к компетенциям Комитета, что подчеркивает важность и значимость этого органа.

Сложно не согласиться  с мнением Армашиной Е. М. и  Горбуновой О.Н., что главное в  управляющих системах - это замкнутость  процесса управления, вытекающая из принципа обратной связи56. Именно контроль и надзор являются замыкающим, скрепляющим звеном в этой неразрывной цепи. Благодаря качественному банковскому надзору возможно обеспечить не только стабильность банковской системы, но и эффективное перераспределение финансовых ресурсов и, как следствие, экономический рост России.

Учитывая все вышеизложенное, банковский надзор можно определить как обязательное звено  в замкнутой  системе управления государственными финансами, обеспечивающее стабильность банковской системы и эффективность  перераспределения финансовых ресурсов посредством активных упорядочивающих  действий Банка России, направленных на обеспечение исполнения кредитными организациями законодательства Российской Федерации и установленных обязательных нормативов.

 

 

 

 

Список использованных источников

I. Нормативные правовые акты и другие официальные документы

1. Конституция Российской  Федерации: принята всенародным  голосованием 12 декабря 1993 г.: по  состоянию на 30.12.2008. // СЗ РФ. 2009. №  4. Ст. 445.

2. Гражданский кодекс  Российской Федерации. Часть первая  от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ: в ред. федер. закона от 6 декабря 2011 г. № 337-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ: в ред. федер. закона от 23 апреля 2012 г.  N 327-ФЗ // СЗ РФ.  2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

4. О банках и банковской деятельности: федер. закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 // СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.

5. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) : федер. закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ // СЗ РФ. 2002 г. N 28. Ст. 2790 .

6. О микрофинансовой деятельности  и микрофинансовых организациях: федер. закон от 02 июль 2010 г. N 151-ФЗ // СЗ РФ 2010. N 27. Ст. 3435.

7. Положение о Комитете банковского надзора Банка России: утв. решением Совета директоров Банка России от 10.08.2004 г., протокол N 21: в ред. от 28.09.2011 протокол N 17 // Вестник Банка России N 51. 25.08.2004.

8. О внесении изменений в Положение о Комитете банковского надзора Банка России: утв. решением Совета директоров Банка России от 28 сентября 2011, протокол N 17 // Вестник Банка России N 56. 12.10.2011.

 

II. Специальная литература

9. Армашина Е.М., Горбунова О.Н. Роль финансового права в совершенствовании управления в современной России (Интеллектуальный проект) // Научные труды МГЮА. 2007. № 2. С. 268-281.

10. Астафьев В. Б. Особенности административной ответственности за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности // Актуальные проблемы российского права. 2009. №2. С. 184-191.

11. Братко А.Г. Национальный банковский совет // Банковское дело. 2005. №7. С. 15-19.

12. Вадбольская Е. В. Дискреционные полномочия Центрального банка Российской Федерации // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2011. № 3. С. 93-99.

13. Власов А. О. Пути создания новой посткризисной модели банковского регулирования и надзора с учетом мирового опыта // Экономические и гуманитарные науки. 2011. №5 (232). С.71-79.

14. Гайдерова Е. А. Особенности государственного регулирования кредитных организаций в России // Вестник БИСТ. 2010. № 4 (8). С.  90-94.

15. Джафаров Н. К. Банковское правонарушение как основание юридической ответственности // Диссертационные исследования. Закон и право. № 7. С. 49-52.

16. Загривный В. А. Правовая природа и конституционно – правовой статус Центрального банка Российской Федерации // Современное право. 2009. № 6. С. 26-29.

17. Казакбиева Л.Т. Банковский надзор за деятельностью кредитных организаций как финансово-правовая категория :Автореф..дис. … к.ю.н. М. 2004 г. 22 с.

18. Кальней М. Г. О проблемах применения Банком России мер воздействия к кредитным организациям // Вестник Омского Университета. 2007. №3 (12). С. 117-124.

19. Кальней М.Г. О применении санкций к кредитным организациям //Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2007. № 3. С.84-87.

20. Котряров М. А. Мотивированное суждение в системе надзора за банковской деятельностью //Банковское дело. 2010. №5. С. 16-19.

21. Лунгу Е. В. Полномочия Центрального банка Российской Федерации // Сибирский Юридический Вестник. 2004. № 1. С. 24-28.

22. Митрохин В. В. Развитие банковского надзора: проблемы и перспективы // Финансы и кредит. 2009. №32. С. 42-49.

23. Пастушенко Д. С. Проблемы институализации и правового статуса органа банковского надзора в Российской Федерации // Вестник. 2009. № 7. С. 106-111.

 24. Плетнева Е. Ю. Перспективы развития надзорной деятельности Банка России  // Вестник Томского государственного университета. 2006. № 292. С. 93-95.

25. Пономарева А. А. К вопросу о понятии банковского надзора // Актуальные проблемы Российского права. 2009. №1. С. 157-162.

26. Раджабова М.Г. Современное состояние и перспективы развития банковского регулирования и надзора в России //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. №4. С. 107-114.

27. Рождественская Т. Э. Формы банковского надзора в Российской Федерации // Банковское право. 2010. №3. С. 15-19.

Информация о работе Банковский надзор Банка России