Бюджетное устройство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 16:37, контрольная работа

Краткое описание

Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов действующих на территории страны .
Цель данной работы состоит в том, чтобы более подробно изучить Государственный бюджет Российской Федерации.

Содержание

Введение
§1 Понятие государственного бюджета
§2 Бюджетная система РФ
§3 Принципы бюджетной системы РФ
§4 Формирование доходов и расходов бюджетов разных уровней
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ О ФП.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчет  об их исполнении, полноту информации об утвержденных бюджетах, а также  доступность иных сведений по решению законодательных и представительных органов власти. Кроме того, гласность означает обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедуры рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе вопросов, вызывающих разногласия между представительными и исполнительными органами власти.

Вновь введенный и  весьма актуальный в настоящее время  принцип достоверности бюджетов означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития и реалистичность расчетов доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и  целевого характера бюджетных средств  означает выделение средств в  распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением целей, для достижения которых используются выделенные средства.

 

 

 

 

§4 Формирование доходов и расходов бюджетов разных уровней

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной  классификации, в которой выделяются целевые направления государственной  деятельности, вытекающие из основных функций государства.

Единая бюджетная классификация представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов.

Бюджетная классификация  в части классификации доходов  бюджетов РФ, функциональной классификации расходов бюджетов РФ экономической классификации расходов бюджетов РФ, классификации источников финансирования дефицитов бюджетов РФ является единой для всех уровней бюджетной системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней. Законодательные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе своими нормативными актами производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

Классификация доходов  бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных  актах Российской  Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней.7

Доходы бюджета –  денежные средства, поступающие в  безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  в распоряжение органов государственной  власти соответствующего уровня.

В соответствии с бюджетной классификацией выделяются следующие основные виды налоговых доходов:

  1. налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
  2. налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
  3. налоги на совокупный доход;
  4. налоги на имущество;
  5. платежи за пользование природными ресурсами;
  6. налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.

Из неналоговых же доходов основными являются следующие  виды:

  1. доходы от имущества, находящегося  в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
  2. доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  3. доходы от реализации государственных запасов;
  4. доходы от продажи земли и нематериальных активов;
  5. поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
  6. административные платежи и сборы;
  7. штрафные санкции, возмещение ущерба;
  8. доходы от внешнеэкономической деятельности.

В условиях бюджетного дефицита, когда для покрытия бюджетных  расходов недостаточно собственных  средств, исполнительные органы власти могут привлекать заемные средства, т.е. получать процентные или беспроцентные ссуды из иных бюджетов, по решению представительных органов власти в установленном порядке выпускать займы на инвестиционные цели на соответствующих территориях, брать краткосрочные кредиты коммерческих банков.

Особенностью заемных  средств как источника бюджетных  доходов является условие их возвратности.

Конкретный состав доходов  и их объемы по каждому отдельному бюджету устанавливаются правовыми  актами о соответствующем бюджете  на каждый год.8

Основным порядком в  распределении доходов между  бюджетами является закрепление  доходов за бюджетами. Доходы могут  быть закреплены за тем или иным бюджетом на постоянной или долговременной основе, что повышает бюджетную самостоятельность  субъектов РФ и органов местного самоуправления.

При закреплении тех  или иных доходов за бюджетами  учитывается принцип территориальности. Согласно этому принципу в бюджет определенной территории отчисляются  средства предприятий, находящихся  на этой территории, независимо от их подчиненности. Состав доходов бюджетов субъектов РФ, включая бюджеты городов федерального подчинения, зачисляются: подоходный налог с предприятий и организаций (полностью или частично); подоходный налог с физических лиц (полностью или частично); часть платежей за землю; 50% налога на имущество предприятий; налоги и другие платежи за пользование недрами; налоги и другие платежи, закрепленные полностью или частично за соответствующими бюджетами; часть доходов от государственных займов и государственной денежно-вещевой лотереи; доходы от займов и денежно-вещевых лотерей, организуемых по решениям соответствующих представительных органов власти; доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в соответствующей государственной собственности; часть доходов от приватизации государственного имущества; иные доходы.

Аналогичные доходы зачисляются  в районные бюджеты районов и  городские бюджеты городов. В  бюджеты этих уровней зачисляются  еще местные налоги и сборы.

Более ограниченный перечень закрепленных доходов определен для районных бюджетов районов в городе, поселковых и сельских бюджетов.

Закрепленные доходы обеспечивают лишь часть доходной базы бюджетов.

Функциональная классификация  расходов бюджетов Российской Федерации  является группировкой расходов бюджетов всех уровней, отражающей направление финансов на выполнение основных функций государства.9

Расходы бюджета –  денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций  государства и местного самоуправления.

Состав расходов бюджетной системы определяется задачами и функциями государства. В зависимости от уровня бюджетов он может иметь некоторые различия. Однако анализ российского бюджетного законодательства позволяет выделить следующие основные направления расходов, характерные для бюджетной системы в целом:

  1. расходы на финансирование народного хозяйства;
  2. расходы на финансирование социально-культурных мероприятий;
  3. расходы на финансирование государственных и муниципальных программ и инвестиций;
  4. расходы на финансирование фундаментальных научно-технических исследований, государственных и муниципальных научно-технических программ;
  5. расходы на оборону;
  6. расходы на содержание органов государственной и муниципальной власти, правоохранительных органов, судов, прокуратуры;
  7. расходы на внешнеэкономическую деятельность;
  8. расходы, связанные с выплатой разного рода пособий и компенсаций гражданам;
  9. расходы по выплате дотаций, субвенций и т.д.

Конкретные направления  и размеры расходов бюджетов субъектов  Российской Федерации и местных  бюджетов определяются соответствующими органами государственной или местной власти и закрепляются в правовых актах о бюджете на конкретный год.

Расходы бюджетов, предусмотренные  бюджетной классификацией, подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих  расходов и бюджет развития.

К бюджету текущих  расходов относятся расходы на текущее  содержание и капитальный ремонт (восстановительный) жилищно-коммунального  хозяйства, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития.

В условиях бюджетного дефицита возникает ситуация, когда финансирование всех запланированных расходов невозможно. Согласно законодательству первоочередному финансированию подлежат текущие расходы. Существуют также так называемые защищенные статьи расходов, определяемые органами представительной власти при утверждении бюджета. Защищенные статьи должны финансироваться в полном объеме. Так, к примеру, к защищенным статьям расходов относятся: заработная плата, стипендия, государственные пособия и другие социальные и компенсационные выплаты населению; продовольственное обеспечение; приобретение медикаментов и перевязочных средств и т.д. Перечень защищенных статей текущих бюджетных расходов не является постоянным и определяется ежегодно.

Организация составления  отчета об исполнении бюджета возлагается на соответствующее Правительство либо администрацию территории. Непосредственно составлением отчетов об использовании бюджетов занимаются финансовые органы.

Бюджетное законодательство регламентирует сроки рассмотрения проекта отчета об исполнении бюджета органами представительной власти разного уровня (ст.24 Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ»)

Утверждение проекта  отчета об исполнении бюджета оформляется  постановлениями (на федеральном уровне и уровне субъектов  РФ) либо решениями органов местного самоуправления.

 

 

 

Заключение

Государственная бюджетная система Российской Федерации  чрезвычайно многогранный механизм реализации основных функций государства. Одной из важнейших его частей является бюджетная система субъектов Федерации, которая объединяет 83 бюджетов различных форм федерального подчинения. Это влечет за собой проблему органичной интеграции бюджетных систем всех уровней в единый бюджетный процесс, на решение которой направлено пристальное внимание Правительства нашей страны.

В России создана  достаточно развитая бюджетная система, основанная на государственном устройстве, закрепленная в Конституции РФ и  другими актами с применением  принципов финансово – бюджетного федерализма. Также необходимо отметить, что конечным результатом существования любого государства, является экономическое благополучие и процветание его граждан. Надежная бюджетная система является одной из важнейших структур государства, поэтому, для достижения главной цели государству необходимо постоянно развивать и совершенствовать бюджетную систему.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством  аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность  осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной.

          Бюджет по отношению к осуществляемой  властью экономической политике  является производным продуктом,  он полностью зависит от избранного  варианта развития общества.

 

 

 

 

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации. М., 2007.
  2. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31.07.98. в редакции Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 116-ФЗ / Уральское юридическое издательство, 2000.
  4. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под. ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – 2-е изд., испр. и переработ. – М.: Юрайт, 2000. – 615 с.
  5. Финансы: Учебное пособие / А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2001.
  6. Финансы. Под ред. В. М. Родионовой - М., Финансы и статистика, 1999

 

1 Финансы:учебник для вузов / Л.А. Дробозина .-М., Финансы ЮНИТИ,2002.

2 Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

3 Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

4 Финансы: Учебное пособие / А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2001.

Информация о работе Бюджетное устройство РФ