Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 01:13, курсовая работа
Основными целями валютного регулирования в Республике Беларусь с позиций эффективной экономики являются:
- усиление значимости национальной валюты и уменьшение инфляционного давления валютного курса;
- стимулирование притока иностранной валюты и контроль за возвратом валютной выручки экспортерам;
- стимулирование активности субъектов внешнеэкономической деятельности (поощрение промышленного экспорта и создание таких условий для импорта, которые обеспечивали бы развитие импортозамещающих производств).
СОДЕРЖАНИЕ
Основными целями валютного регулирования в Республике Беларусь с позиций эффективной экономики являются:
- усиление значимости
национальной валюты и
- стимулирование притока иностранной валюты и контроль за возвратом валютной выручки экспортерам;
- стимулирование активности
субъектов внешнеэкономической
деятельности (поощрение промышленного
экспорта и создание таких
условий для импорта, которые
обеспечивали бы развитие
Решения, принимаемые Национальным банком Республики Беларусь в области валютного регулирования, оказывают воздействие на многие ключевые экономические параметры. Поэтому актуальной теоретической задачей является понимание направления и механизмов взаимосвязи между валютным курсом и уровнем совокупного выпуска национальной экономики. Данной проблеме посвящено большое количество зарубежных и отечественных работ. Разные исследователи, используя различные теоретические модели и основываясь на различных эмпирических данных, приходят иногда к диаметрально противоположным выводам. Иными словами, вопрос о характере и степени влияния изменения курса национальной валюты на динамику производства и реального ВВП по-прежнему остается открытым.
В последние годы появился целый ряд теоретических моделей и эконометрических исследований по заявленной теме, что также является косвенным подтверждением ее актуальности. С одной стороны, валютный кризисы 2011 года, ярко показывает, что изменения валютного курса рубля весьма сильно влияют на динамику основных макроэкономических показателей. С другой стороны, многие существующие макроэкономические модели имеют ограниченную применимость из-за предпосылок о совершенной конкуренции, отсутствии торговых ограничений и совершенной мобильности капитала. Поэтому правильное валютное регулирование в Республике Беларусь является весьма актуальной задачей.
Цель дипломной работы - изучение регулирование валютного курса в Республике Беларусь.
Для реализации этой цели в работе были поставлены следующие основные задачи:
Объектом исследования является - Республика Беларусь.
Предметом исследования является валютное регулирование.
В процессе написания работы использовались методы условной оптимизации, эконометрические и статистические методы: регрессионный анализ, исследование стационарности.
В процессе написания работы использовались нормативно-правовые акты Республики Беларусь, действующие в настоящее время, также огромную помощь оказали статьи в журнале «Планово-экономический отдел» за 2012-2013г.г.
Валютное регулирование — это деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций.
Государство регулируют валютные отношения с учетом своих экономических задач государства. Для Республики Беларусь характерна политика либерализации в регулировании валютных отношений. Отменена существовавшая в годы советской власти государственная монополия на валюту и на часть валютных ценностей и на операции с ними. Разрешен, хотя и под контролем государства, вывоз из страны валюты и ряда валютных ценностей. Допускается в известных пределах обращение на территории страны иностранной валюты в качестве платежного средства.
В процессе валютного регулирования изменяется и система органов, осуществляющих это регулирование. Допуская в известных пределах обращение иностранной валюты и валютных ценностей, государство обеспечивает приоритет собственной валюты.
Валютное правовое регулирование осуществляется на двух уровнях: нормативном и индивидуальном.
Нормативно-правовое регулирование состоит в создании (разработке и утверждении) правовых норм, объектом которых являются общественные отношения, связанные с валютой.
Индивидуально-правовое регулирование — это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращение конкретных валютных правоотношений.
Президент Республики Беларусь определяет систему органов валютного регулирования в Республике Беларусь и принимает иные меры по осуществлению валютного регулирования в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.
Валютное законодательство Республики Беларусь состоит из настоящего Закона, нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, нормативных правовых актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля Республики Беларусь, издаваемых в соответствии с их компетенцией, которыми устанавливаются порядок обращения валютных ценностей, права и обязанности резидентов и нерезидентов при проведении валютных операций, система органов валютного регулирования и органов валютного контроля, агентов валютного контроля и их полномочия.
Национальный банк Республики Беларусь как орган валютного регулирования в пределах своей компетенции:
устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к другим валютам;
регулирует обращение валютных ценностей на территории Республики Беларусь;
устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте;
устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в белорусских рублях;
устанавливает порядок и условия открытия резидентами счетов в белорусских рублях и иностранной валюте в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь;
устанавливает порядок осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами;
устанавливает правила биржевой торговли иностранной валютой;
устанавливает формы отчетности, ведения учета и статистики валютных операций, а также порядок и сроки представления необходимой информации о валютных операциях в Национальный банк для разработки платежного баланса Республики Беларусь и иных целей;
устанавливает совместно с уполномоченными государственными органами порядок и нормы ввоза, вывоза и пересылки в Республику Беларусь и за ее пределы иностранной валюты, белорусских рублей и ценных бумаг в иностранной валюте и белорусских рублях, а также платежных документов в иностранной валюте и платежных документов в белорусских рублях;
определяет в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки и небанковские кредитно-финансовые организации;
привлекает в соответствии с законодательством банки и небанковские кредитно-финансовые организации к ответственности за нарушение валютного законодательства;
выдает разрешения на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, за исключением случаев, установленных настоящим Законом и Президентом Республики Беларусь;
в случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства, в том числе совместно с иными органами валютного регулирования и органами валютного контроля;
осуществляет другие полномочия, установленные настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Совет Министров Республики Беларусь взаимодействует с Национальным банком по вопросам валютного регулирования.
В свою очередь, Совет Министров Республики Беларусь как орган валютного регулирования в пределах своей компетенции:
принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства, в случаях, предусмотренных законодательными актами;
осуществляет другие полномочия, установленные настоящим Законом, иными законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.
С научной точки зрения, государственный валютный контроль — это система мер, принимаемая Правительством с целью упорядочения обращения иностранных валют внутри страны, для стабилизации макроэкономической ситуации посредством установления контроля со стороны государства над операциями с валютами и экспортно-импортными сделками резидентов.
Валютный контроль в Республике Беларусь определяется требованиями специального валютного законодательства.
С теоретической точки зрения, нормативно-правовые акты по валютному контролю выглядят почти безупречно, во всяком случае, на первый взгляд. Но на практике адаптация норм данных актов банками происходит непросто, поэтому зачастую требуется разъяснение тех или иных положений актов законодательства по валютному контролю.
Иногда бывает сложно увязать в единую логическую взаимосвязь отдельные нормы различных документов валютного, гражданского, правового и других законодательств, особенно когда времени для принятия банком какого-либо решения, устраивающего как клиента, так и банк, являющийся агентом валютного контроля, крайне мало. В данной ситуации требуется мобилизация потенциала как валютных подразделений, так и юридических служб банка.
Одним из вариантов решения данной проблемы является обращение к вышестоящему органу — Национальному банку.
Периодически в своей работе банки сталкиваются с некоторыми проблемами таможенно-банковского контроля внешнеторговых операций. Например, внешнеторговым договором предусмотрено прекращение обязательств по договору одновременно с окончанием срока его действия, но клиент представляет в банк дополнительное соглашение к договору, в котором оговорено продление срока его действия.
Внешнеторговые сделки могут содержать самые разнообразные условия их исполнения, и в каждом отдельном случае необходимо индивидуализировать контроль осуществления таких сделок. Например, резидент заключил внешнеторговый импортный договор с нерезидентом на условиях 100-процентной предоплаты. Денежные средства были перечислены, однако нерезидент не выполнил своих обязательств по поставке товаров, но при этом предложил направить причитающиеся средства на оплату сырья и материалов для собственного производства, поступивших резиденту по договору с другим нерезидентом. Перед банком встает вопрос: исполнять или не исполнять платежные инструкции клиента в соответствии с данным порядком расчетов?
При этом вновь возникает необходимость обратиться к первоисточникам. Согласно Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 (ред. от 23.07.2012) «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее — Указ № 178) расчеты по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт товаров (работ, услуг), осуществляются только со счетов импортеров, за исключением случаев, когда платежи осуществляются со счетов нерезидентов Республики Беларусь либо если иное не определено Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком.
На первый взгляд, в данном случае платеж резидента по договору со вторым нерезидентом может быть осуществлен со счета нерезидента — должника по первому договору. При этом будет выполнено требование Указа № 178 в отношении неденежной формы прекращения обязательств, поскольку резиденту поступили сырье и материалы для собственного производства. Это произойдет тогда, когда резидент заключит с первым нерезидентом дополнительное соглашение к договору, основным условием которого будет изменение формы прекращения обязательств с денежной на товарную (товаром в данном случае будет выступать сырье и материалы для собственного производства), а со вторым нерезидентом — договор уступки требования.
В этом случае уместно обратиться прежде всего к гражданскому законодательству. В соответствии со ст. 54 Гражданского кодекса Республики Беларусь при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Национальный банк, принимая во внимание тот факт, что в данном случае изменение условий договора произошло не по воле договаривающихся сторон, а по обстоятельствам, не зависящим от них, и учитывая содержание ст. 54 ГК, полагает целесообразным при проведении либо получении платежей по внешнеторговым операциям включить в перечень документов, необходимых для валютного контроля, документ произвольной формы (уведомление, соглашение), свидетельствующий об изменении банковских реквизитов, произошедшем в результате реорганизации обслуживающего банка.
Подводя итог изложенному, необходимо отметить, что законодательство не может быть настолько идеальным, чтобы исключить любые вопросы по его применению. Поэтому необходим комплексный и системный подход к рассмотрению того или иного вопроса или проблемы, возникающей в процессе исполнения требований законодательства. На практике это означает, что при решении встающих перед сотрудниками банков вопросов нужно комбинировать методы их решения — от привлечения представителей различных структур банка до непосредственных консультаций и письменных запросов в Национальный банк, который, в свою очередь, при необходимости может рассмотреть эти запросы, прибегнув к консультациям других органов валютного регулирования и валютного контроля.