Валютный Рынок России и инструменты валютного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

Валютный рынок играет важную роль в современной рыночной экономике. Валютная политика и политика обменного валютного курса оказывают непосредственное, хотя и избирательное, воздействие на развитие национальной экономики. Особенно наглядным стало воздействие валютной политики и политики обменного валютного курса на национальное хозяйство в условиях развертывания процессов глобализации как рынков отдельных товаров, так и финансовых рынков. Валютная политика способна как стимулировать устойчивый экономический рост в стране, так и стать его серьезным ограничителем. Выбор оптимальной с точки зрения долгосрочных целей национального развития валютной политики в настоящее время выступает одной из приоритетных задач государственного регулирования экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРВОАНИЯ 6

1.2. Понятие валюты и валютных ценностей 6

1.2. Валютное регулирование: понятие и содержание 7

1.3. Принципы валютного регулирования и валютного контроля 17

ГЛАВА 2. ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ПОНЯТИЕ, МЕХАНИЗМ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 19

2.1. Формы и методы валютного регулирования и контроля 19

2.2. Понятие и структура механизма валютного регулирования 22

ГЛАВА 3. ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРВОАНИЕ В РОССИИ 27

3.1. Валютный Рынок России и инструменты валютного регулирования 27

3.2. Валютная политика России 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ 3.docx

— 101.39 Кб (Скачать файл)

2.2. Понятие и  структура механизма валютного  регулирования

 
 
Переход российской экономики на рыночные отношения, ее постепенная интеграция в мировое хозяйство и международные финансовые структуры, последовательная децентрализация внешнеэкономических связей российских предприятий с зарубежными партнерами делают крайне актуальными знания механизма регулирования валютных отношений на территории России и за ее пределами. Данный механизм, имеющий экономическую природу (в его основе лежат объективно обусловленные экономические процессы), выступает в любом государстве в правовой форме. 
 
Существующая система нормативно - правовых актов представляет собой юридический механизм регулирования валютных отношений, имеющий двойное функциональное назначение. Во-первых, он выполняет статическую функцию, закрепляя уже сложившийся комплекс валютных отношений; во-вторых, ему присуща динамическая функция, которая выражается в том, что создаются предпосылки для дальнейшего развития и трансформации данного комплекса, т.е. возможность его эволюционирования и изменения. Следует подчеркнуть, что вне рамок существующей системы нормативно - правовых актов вообще невозможно говорить о механизме регулирования валютных отношений в любом государстве. В научной литературе вышеупомянутая система получила название "валютное законодательство". Этот термин употребляется в широком смысле и охватывает не только законы, но и любые подзаконные акты нормативного характера (постановления Правительства, указы Президента, инструкции Центрального банка РФ и т.д.). 
 
Механизм валютного регулирования можно представить на следующей схеме: 
 
 
Валютное законодательство (нормативный аспект) 
 
Валютные отношения 
 
Регулятивное воздействие 
 
 
 
 
Субъекты валютных отношений 
 
 
 
 
Запреты 
 
 
 
 
Органы, издающие акты валютного законодательства (институционный аспект) 
 
Контроль 
 
 
 
 
Объекты валютных отношений 
 
 
 
 
Ответственность за нарушения норм валютного законодательства 
 
 
 
 
Валютные операции 
 
 
Рис. 1. Механизм валютного регулирования 
 
Как видно из схемы, механизм валютного регулирования включает в себя три структурных элемента:

  1.  
    валютное законодательство, принимаемое различными государственными органами;

  1.  
    валютные отношения, складывающиеся между различными субъектами по поводу совершения ими валютных операций с различными объектами;

  1.  
    регулятивное воздействие валютного законодательства на валютные отношения, осуществляемое в различных формах.

 
Структурные элементы механизма валютного регулирования находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии, что предполагает их системообразующее видоизменение и функциональное эволюционирование. Статичные по сути валютные отношения, представляющие собой константу механизма валютного регулирования, перманентно находятся в состоянии развития в силу регулятивного воздействия на них со стороны динамичного по сути валютного законодательства, играющего роль двигателя в данном механизме. 
 
Валютное законодательство представляет собой первый структурный элемент механизма валютного регулирования, и именно оно выполняет регулятивную функцию в этом механизме. Валютное законодательство РФ в настоящее время представляет собой крайне неоднородный нормативный комплекс, включающий акты различной юридической природы, принятые государственными органами, которые находятся на различных ступеньках государственной иерархии. Согласно Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. валютное регулирование находится в ведении Российской Федерации (п. "ж" ст. 71). Это означает, что принятие валютного законодательства входит в исключительную компетенцию федеральных государственных органов и не находится в компетенции субъектов Федерации. [1] 
 
Основной акт валютного законодательства - Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" в редакции от 18 июля 2005 г. (далее - Закон). [4] Закон состоит из пяти глав, логически связанных между собой (глава 1 "Общие положения"; глава 2 "Валютное регулирование"; глава 3 "Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты РФ и обязательная продажа части валютной выручки"; глава 4 "Валютный контроль" и глава 5 "Заключительные положения"). Закон содержит большое число новелл правовой регламентации, что позволяет говорить о введении в России кардинально иного механизма валютного регулирования взамен существовавшего ранее. 
 
Акты валютного законодательства в широком смысле слова включают в себя наряду с законами и акты органов валютного регулирования (Центрального банка РФ и Правительства РФ), а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в пределах их компетенции. Акты валютного законодательства применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства, указанные акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу. 
 
Акты валютного законодательства, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Акты валютного законодательства, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Акты валютного законодательства подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные акты не применяются. 
 
Органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции, только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством. Акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов (п. 3 - 6 ст. 4 Закона). 
 
Выступая в качестве органов валютного регулирования, Банк России и Правительство РФ обладают нормотворческой функцией, т.е. вправе издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, обязательные для резидентов и нерезидентов. Закон различает исключительную компетенцию Банка России, исключительную компетенцию Правительства РФ и совместную компетенцию Банка России и Правительства РФ по принятию актов валютного законодательства. Так, например, нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на российской территории, в том числе специальных счетов, устанавливает Банк России (п. 1, 2 ст. 13). Расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Банком России (п. 2 ст. 14). Расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Банком России (п. 3 ст. 14 Закона). 
 
Акты валютного законодательства, принимаемые Президентом РФ как органом общей компетенции в области валютного регулирования в форме указов, представляют собой в настоящее время весьма узкую группу. В качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 21 ноября 1995 г. N 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в РФ" (в ред. от 8 апреля 2003 г.) [10]. Такое положение вещей обусловлено тем фактом, что большая группа валютных операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, регулирование которых входило ранее в компетенцию Президента РФ, ныне вообще выведена из сферы валютного регулирования и рассматривается как группа операций на финансовом рынке. 
 
Наряду с нормативным аспектом, представленным актами валютного законодательства, в структуре механизма валютного регулирования можно выделить и институционный аспект. Он представлен государственными органами, которые осуществляют принятие актов валютного законодательства и контроль над их соблюдением. Такие государственные органы выступают как органы специальной компетенции в области валютного регулирования. Наделение Законом Банка России и Правительства РФ функциями по принятию актов валютного законодательства означает придание им статуса органов специальной компетенции. Институционный аспект механизма валютного регулирования схематично можно представить следующим образом (Рис. 2):

 
№ п/п

 
Наименование государственного органа

 
Правовая основа функционирования государственного органа

 
1

 
Центральный банк РФ (Банк России) 

 
Закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"

 
2

 
Федеральная таможенная служба

 
Положение о Федеральной таможенной службе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2004 г. N 429 

 
3

 
Федеральная налоговая служба

 
Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506

 
4

 
Федеральная налоговая служба

 
Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 317

 
5

 
Федеральная служба по финансовому мониторингу 

 
Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2004 г. N 307


 

 
Рис. 2. Институционный аспект механизма валютного регулирования

ГЛАВА 3. ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРВОАНИЕ В РОССИИ

 

3.1. Валютный Рынок  России и инструменты валютного  регулирования

 
Валютная политика немыслима без существования валютного рыка. Валютный рынок - это система экономических отношений, проявляющихся при проведении операций по торговле валютными ценностями и операций, связанных с инвестированием валютного капитала.  
 
Необходимость в государственном регулировании и контроле валютного рынка возникла вслед за отменой валютной монополии. 
 
Валютный рынок в России стал интенсивно формироваться уже в 1992 году. В январе 1992 года создается Московская межбанковская валютная биржа. В том же году образованы пять региональных валютных бирж: Санкт-Петербургская, Сибирская межбанковская биржа в Новосибирске, азиатско-тихоокеанская валютная биржа во Владивостоке, Ростовская межбанковская биржа и Уральская региональная биржа в Екатеринбурге. В последующие годы появились Нижегородская валютно-фондовая биржа, Самарская и Краснодарская валютные межбанковские биржи. В этот период право на выполнение валютных операций предоставляется коммерческим банкам, которые стали назваться уполномоченными. 
 
С самого начала функционирования валютного рынка процесс купли-продажи иностранной валюты стал обслуживаться учреждениями двух типов – валютными биржами и уполномоченными коммерческими банками. Специфика деятельности бирж как участников валютного рынка проявляется в том, что они не являются непосредственными субъектами купли-продажи валюты, а выполняют функции посредника между продавцами и покупателями валюты, торговой площади, где осуществляются валютные операции. Второй участник валютного рынка – уполномоченные коммерческие банки являются непосредственными участниками торговли валютой, то есть совершают операции купли-продажи валюты без посредников. Структура валютного рынка включает два сектора – биржевой и внебиржевой (межбанковский). Как объекты управления, регулирования и контроля они не равнозначны. Организация биржевой торговли более регламентирована: биржи выполняют свои функции по твердо установленным правилам, информация о биржевых валютных сделках доступна официальным статистическим органам, которые могут ее публиковать в печати. На межбанковском рынке условия купли продажи валюты определяются самостоятельно ее участниками и составляют коммерческую тайну, что затрудняет процесс регулирования. 
 
Механизм текущего государственного регулирования направлен прежде всего на достижение и поддержание сбалансированности спроса и предложения иностранных и национальных валют, обеспечение стабильной динамики курса рубля, его соответствия реальному соотношению финансово-экономических параметров национальной и мировой экономик. Государственные органы осуществляют регулирующие функции используя административные и экономические методы.  
 
Из экономических инструментов наиболее применяемым в регулирующей практике Центрального банка России стали валютные интервенции, то есть продажа или покупка Банком России иностранной валюты в значительных объемах. В результате таких инвестиций Банк оказывает сильное стабилизирующее влияние на соотношение спроса и предложения, курсовую динамику иностранных и национальных валют, противодействуя резким колебаниям этих параметров рынка. Достоинство инструмента валютных интервенций проявляется в том, что они позволяют достичь целей регулирования за относительно короткий период времени. Но регулирующие возможности этого инструмента имеют пределы. Во–первых, валютные резервы банка, необходимые для таких интервенций, не безграничны, особенно с учетом других валютных потребностей государства, которые он также должен удовлетворять. Во-вторых, валютные интервенции оказывают влияние лишь на соотношение спроса и предложения иностранных и национальной валют и не влияют на соотношение их стоимостей. Поэтому их эффект не может сохраняться длительное время. Если же использовать валютные интервенции регулярно в течение относительно длительного времени, то неизбежно возникновение искусственного отрыва курса валюты от реального и в последующем резкое изменение уровня со всеми вытекающими из этого отрицательными социально-экономическими последствиями. 
 
Центральный банк может повлиять на валютный курс используя и другой инструмент косвенного действия – ставку учетного процента. Если величина ставки повышается, то предложение иностранной валюты растет в результате увеличения притока иностранного капитала и таким образом курс национальной валюты повышается. В условиях снижающейся ставки возникает обратное движение курса.  
 
Одним из методов государственного валютного регулирования, применяющихся в России, является установление валютного коридора. Сущность его состоит в том, что в законодательной форме устанавливается максимальный и минимальный уровни валютного курса на определенный период времени, по истечении которого параметры валютного коридора изменяются в соответствии с изменившимися условиями в валютной сфере. За пределы установленных условий валютный курс не должен переходить. 
 
Другим более эффективным инструментом административно-правового регулирования валютного рынка является установление норматива обязательной продажи экспортной валютной выручки на российском валютном рынке в обмен на рубли. Длительное время этот норматив был установлен в размере 50 5. С июня 1995 года экспортеры обязаны стали продавать валютную выручку в пределах норматива по выбору на биржевом рынке или межбанковском рынках, т.е. продажа стала более свободной и поэтому более выгодной для экспортеров. Особая значимость установленного норматива определяется тем, что поступления валюты от экспортера товаров и услуг – основной источник формирования фонда валютных ресурсов в стране. Норматив позволил Центральному банку РФ, во-первых, обеспечить стабильный объем предложения валюты на рынке в определенных размера, во-вторых, предотвратить реализацию её экспортерами за пределы страны. 
 
Масштабы, интенсивности государственного валютного регулирования, набор регулирующих инструментов зависят от содержания, направленности валютной политики Правительства РФ, Центрального банка РФ, которые зависят от состояния экономики в стране, характера ситуации на валютном рынке.

3.2. Валютная политика  России

 
Валютная политика – относительно самостоятельная часть государственной политики России. Основными ее задачами на современном этапе развития российской экономики являются неуклонное снижение инфляции и обеспечение устойчивости национальной валюты. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством, которое регулирует порядок совершения операций с валютными ценностями. 
 
Средством реализации валютной политики России является валютное регулирование. 
 
Валютная политика в России в зависимости от её целей и форм имеет две основные разновидности. Одной из них является осуществление стратегических, структурных, долговременных изменений в национальном валютном механизме, другой – повседневное, оперативное регулирование текущей валютной конъюнктуры. 
 
Цель стратегической, структурной политики России состоит в формировании цельной валютной системы, которая должна соответствовать, с одной стороны, условиям рыночной экономики, а с другой – структурным принципам мировой валютной системы, зафиксированным в уставе Международного Валютного Фонда. Это предполагает:

  1.  
    образование полномасштабного внутреннего валютного рынка;

  1.  
    формирование рынка золота и других драгоценных металлов;

  1.  
    введение свободной конвертируемости рубля по текущим международным операциям;

  1.  
    установление единого курса рубля по отношению к иностранным валютам;

  1.  
    преодоление долларизации экономики;

  1.  
    интегрирование национального валютного механизма в мировую валютную систему, полноправное участие России в деятельности мировых финансовых организаций.

 
Текущая валютная политика России оказывает воздействие на объем, характер и структуру рыночных операций с иностранной валютой.  
 
Валютная политика в 2006 г. осуществлялась в общем контексте экономической политики, проводимой Правительством Российской Федерации и Банком России. Следуя режиму фиксированного валютного курса, Центральный банк Российской Федерации направлял курсовую политику на сдерживание инфляции, а также на недопущение чрезмерного укрепления рубля и предотвращение резких колебаний курса национальной валюты, не обусловленных действием фундаментальных экономических факторов.  
 
Такая валютная политика позволила Банку России гибко и взвешенно реагировать на взаимные колебания курсов основных мировых валют и соответственно осуществлять сглаживание внутридневных колебаний эффективной стоимости рубля. 
 
 Номинальный курс доллара США к рублю в течение 2009 г снизился на 7,0%, а номинальный курс евро к рублю снизился на 0,6% — до 33,98 руб/евро (Рис. 2). В результате курс рубля возрос на 3,2%. 
 
 
 
Рис. 2. Динамика среднемесячных реальных курсов рубля к доллару США, евро и реального эффективного курса рубля 
 
Индекс реального эффективного курса рубля к иностранным валютам - синтетический показатель изменения внешнеторговой конкурентоспособности страны составил 8,1% по отношению к декабрю 2005 года. Однако, несмотря на общее увеличение индекса реального эффективного курса рубля, масштабы укрепления российской национальной валюты по отношению к валютам стран - торговых партнеров России различались. Так, по отношению к доллару США, реальный курс рубля увеличился на 11,4%, к евро увеличился на 5,8% . 
 
Политика фиксированного валютного курса рубля в 2009 г. осуществлялась в сочетании с комплексом мер денежно-кредитной политики. 
 
В частности, в целях нейтрализации свободной ликвидности, представляющей угрозу для стабильности валютного рынка, использовались такие инструменты, как повышении процентных ставок по депозитам в Банке России. 
 
В 2011 году валютная политика России направлена главным образом на сдерживание инфляции и поддержание устойчивой макроэкономической ситуации и финансовой стабильности российской экономики. Курсовая политика будет проводиться в рамках режима управляемого плавающего валютного курса, интервенции будут проводиться в целях недопущения чрезмерного укрепления рубля и предотвращения резких колебаний валютного курса, не обусловленных действием фундаментальных экономических факторов. 
 
Для поддержания на относительно низком уровне волатильности курса рубля к значимым для Российской Федерации иностранным валютам продолжится использование в качестве операционного ориентира рублевую стоимость корзины, состоящей из евро и доллара США. Это позволит при реализации политики валютного курса оперативно реагировать на взаимные колебания курсов основных мировых валют и соответственно осуществлять сглаживание колебаний эффективной стоимости рубля. 
 
Основными направлениями валютной политики России так же являются: 

  1.  
    ослабление или ужесточения валютных ограничений;

  1.  
    осуществление повседневного валютного контроля за внешнеторговыми и другими текущими операциями, привлечение иностранного капитала в российскую экономику;

  1.  
    управление международными ликвидными (золотовалютными) резервами.

 
В регулировании элементов национальной валютной системы России реализуются задачи структурной и текущей валютной политики. Конечная цель – оздоровление валютно-финансового положения страны, восстановление ее платежеспособности и кредитоспособности, укрепление рубля. 
 
Осуществление валютной политики в качестве составной части экономической стратегии страны, развитие валютного рынка находят свое конкретное выражение в достижении конвертируемости национальной валюты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
Валютная политика в РФ определяется тем, что наша страна является основным сырьевым экспортером, и валютный курс играет очень большую роль в развитии всего сектора нашей экономики. 
 
Поэтому детального изучения требуют вопросы валютного регулирования и валютного контроля, которые необходимо совершенствовать для укрепления национальной экономической безопасности и развития всей экономики. Потому как до настоящего времени, и кризис это проявил, существует проблема долларизации российской экономики. 
 
Валютный рынок на современном этапе представляет сложную и динамичную экономическую систему, функционирующую в рамках всей мировой экономики. Валютный рынок постоянно развивается, усложняется и приспосабливается к новым условиям, прошел путь от локальных центров вексельной торговли в различных валютах до фактически единственного, международного рынка, экономическую значимость которого трудно переоценить. 
 
Российские специалисты в области валютного рынка выделяют пять главных показателей, оказывающих влияние на валютные отношения: валютный курс, золотовалютные резервы, сальдо платежного баланса, уровень «валютизации» денежного обращения, степень валютной либерализации. Все эти показатели связаны между собой и постоянно оказывают влияние друг на друга, что вызывает необходимость мониторинга их взаимодействия. Особенно важное значение этому процессу придается в условиях поиска оптимального варианта валютной политики России в условиях рыночной экономики. 
 
Текущая валютная политика России базируется на регулировании валютного курса с помощью интервенций Банка России на валютном рынке, установления нормы обязательной продажи валютной выручки от экспорта товаров и услуг, а также ограничении международного движения капитала, включая валютный контроль. 
 
Причиной масштабного оттока капитала в рамках определенной страны считаются проведение не эффективной политики валютного регулирования, неадекватный режим валютного курса, жесткие валютные ограничения. 
 
Тема на данный момент актуальна, т.к. современные экономические условия в России, привели к активизации внешнеэкономической деятельности предприятий, путем роста ответственности за нарушения российского законода¬тельства, а также за несоблюдением резидентами и нерезидентами нормативных требований валютного законодательства и валютного регулирования Российской Федерации. 
 
Анализ материала по теме валютного регулирования и валютного контроля и позволили выработать на его основе рекомендаций по развитию валютного контроля и регулирования 
 
Также в работы были решены следующие задачи:

Информация о работе Валютный Рынок России и инструменты валютного регулирования