Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 20:48, курс лекций
1.Сущность финансов организации, место и роль финансов в экономике страны.
Организация–самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, производящий продукцию или оказывающий услуги, выполняющий работы, занимающийся различными видами экономической деятельности, цель которой обеспечение общественных потребностей, извлечение прибыли и приращение капитала.
Экономические движения с контрагентами сопровождаются движением денежных средств.
В зависимости от выбранной
организационно-правовой формы предприятия
могут создаваться различными способами,
использовать различную величину уставного
капитала, неодинаковые способы мобилизации
дополнительных ресурсов и гарантии интересов
кредиторов.
Полное товарищество –
добровольное объединение физических
или юридических лиц, которые занимаются
предпринимательской деятельностью в
соответствии с заключенным между ними
учредительным договором и несут ответственность
принадлежащим им имуществом. Уставный
капитал создается за счет вкладом участников
и является складочным капиталом. Участники
полного товарищества несут полную ответственность
по обязательствам товарищества. Прибыль
(убытки) распределяются между его участниками
пропорционально их доле в складочном
капитале.
Коммандитное (товарищество
на вере) – товарищество, в котором
предполагается участие помимо полных
участников товарищества, участников-вкладчиков
(коммандитистов). Порядок формирования
аналогичен порядку его формирования
в полном товариществе. Управление деятельности
товарищества осуществляется только полными
товарищами, вкладчики в управлении участия
не принимают, а являются своего рода инвесторами.
Они участвуют в прибыли товарищества
в соответствии с их долей в складочном
капитале и в соответствии с учредительными
договорами.
ООО – юридическое
лицо, учрежденное одним или несколькими
лицами, уставный капитал которого разделен
на доли. Участники ООО в отличие от других
форм не отвечают по его обязательствам,
и не несут риск убытков, связанных с деятельностью
общества исключительно в пределах стоимости
внесенной ими доли.
АО– представляет
собой добровольное объединение средств
физических и юридических лиц или акционеров,
каждый из которых несет материальную
ответственность за результаты деятельности
АО в пределах номинальной стоимости принадлежащих
ему акций.
Особенность ОАО заключатся
в том, что формирование уставного капитала
осуществляется за счет продажи акций
в форме открытой подписки и свободное
обращение акций на рынке. ЗАО распространяет
свои акции только среди его учредителей,
т.е. по закрытой подписке. Кроме того,
акционеры ЗАО обладают преимущественным
правом приобретения акций, продаваемых
другими акционерами.
ОДО - это хозяйственное
общество учрежденное одним или несколькими
лицами, уставный капитал которого разделен
на доли определенных учредительными
документами размеров; участники несут
солидарную ответственность по его обязательствам
своим имуществом в одинаковом для всех
кратном размере к стоимости их вкладов.
При банкротстве одного из участников
его дополнительная ответственность по
обязательствам общества распределяется
между остальными участниками, пропорционально
их вкладам.
Производственный
кооператив – добровольное объединение
граждан на основе членства для совместной
производственной или хозяйственной деятельности
(производство, переработка, сбыт промышленной,
сельскохозяйственной или иной продукции,
выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание,
оказание других услуг), основанной на
их личном трудовом и ином участии и объединении
его членами (участниками) имущественных
паевых взносов. В отличие от хозяйственных
обществ и товариществ совместная производственная
или иная хозяйственная деятельность
кооператива должна быть основана на членстве
и на личном трудовом участии его членов,
в то время как личное трудовое участие
не является обязательным для хозяйственных
обществ и товариществ. Прибыль распределяется
между членами ПК в соответствии с их трудовым
участием. Участником производственного
кооператива может быть и юридическое
лицо.
Унитарные предприятия–
это организация, не наделенная правом
собственности на закрепленное за ним
собственником имущество (метро). ГКРФ
принята классификация унитарных предприятий
на праве хозяйственного ведения. Предприятие на праве
оперативного управления – унитарное
предприятие, основанное на праве хозяйственного
ведения, учреждается уполномоченными
органами государственного или муниципального
правления, что предполагает государственную
или муниципальную собственность на имущество
унитарного предприятия. Оно обязано отвечать
по обязательствам, вытекающим из его
производственно-коммерческой деятельности
всем принадлежащим ему имуществом, но
в то же время не несет ответственности
по обязательствам собственника имущества.
Решение принимается правительством РФ.
Имущество предприятия находится в государственной
собственности.
8.Организация финансовой
Финансовая служба – специальный, особый аппарат управления. Выполнят определенные функции:
1) Финансовое планирование – представляет собой экономическое обоснование плановых финансовых показателей в составе общего (единого) плана развития экономики предприятия. В ходе фин планирования составляется финансовый план предприятия. Фин план – это баланс доходов и расходов предприятия (или бюджет предприятия). Фин планирование проводится в ходе разработки бизнес планов предприятия, которые дополняют собой планы эконом развития предприятия. Основное предназн бизнес плана предприятия состоит в обосновании и подтверждении экономическими расчетами определенных решений в области операционной деят, инвистиц, финансовой деят предприятия. Бизнес план отвеч на вопрос, выгодно ли принимать решение.
2) Управление финансовыми ресурсами – нацелено на рациональное экономное и эффективное использование капитала предприятия ( как собств, так и заемного).
3) Оперативная финансовая работа – представляет собой:
a. Разработка платежного календаря
b. Составление кассового плана
c. Расчеты потребности в краткосрочных заемных средствах
d. Осуществление текущего оперативного учета различных финансовых показателей
e. И т.д.
4) Вся аналитическая работа в области финансов – нацелена на изучение и выявление резервов улучшения финансовых результатов и укрепление финансового состояния предприятия. Показатели прибыли и рентабельности, показатели эффективности использования финансовых ресурсов, показатели ликвидности и платежеспособности, показатели финансовой устойчивости и целый ряд других.
5) Управление денежным оборотом. Денежный оборот – это поток денежных поступлений и денежных выплат. Управление денежным оборотом включает в себя:
a. Определение источников формирования денежных средств
b. Изучение состава и структуры денежного оборота
c. Оценка влияния денежного оборота на финансовое состояние предприятия
d. Расчеты суммы и интенсивности денежных потоков на планируемый период.
6) Финансовый контроль – совокупность методов и различных операций по проверки финансовых вопросов деятельности организаций. В ходе финансового контроля проверяется обоснованность формирования и использования финансовых ресурсов, выполнение плановых финансовых показателей, своевременное осуществление расчетов ( со всем контр-агентами). Объектами финансового контроля являются:
a. Процессы и операции по формированию и использованию финансовых ресурсов
b. Показатели финансовых результатов деятельности организации
c. Выполнение кассового плана, финансового плана и кредитного плана
d. Исполнение законодательства (или соблюдение)
e. Целевое использование средств, как собственных средств, так и заемных.
f. Соблюдение расчетно-платежной дисциплины
g. Правильность ведения бухгалтерского учета
h. И так далее.
Финансовая служба работает в тесном контакте спланово – экономическом отделе. Совместно разраб смету, нормирование оборотных средств, составление фин плана бюджета и так далее.
С маркетинговой службой
9.Сущность Расходов и их
Необходимы ресурсы.
Вложения – не наше изучение (вне предмета)
Затраты и расходы организации:
Затраты и расходы понятие не идентичные.
Затраты – по своему экономическому содержанию понятие более широкое, чем расходы.
Затраты – это выраженные в денежной оценке расходы и начисления относимые к отчетному периоду при исчислении финансового результата за этот период. Затраты представляют собой либо часть ранее сделанных расходов (капитализированных расходов) или расходы которые осуществляются в момент их производства. Два важных признака:
1) Затраты возникают только тогда, когда производится сопоставление соответствующих друг другу расходов и начислений с одной стороны и доходов с другой.
2) Затраты всегда привязаны к тому периоду, за который исчисляется финансовый результат.
По своей эконом сущности затраты отражают не только затраты на производство и реализацию продукции, но и единовременное вложение в основные фонды, авансированные вложения в оборотные активы (материально-производственные запасы) и расходы будущих периодов, которые относятся к оборотным активам.
Расходы – отражают
стоимость потребленых
Сам состав затрат и расходов установлен ПБУ 10\99 и налоговым кодексом.
Согласно ПБУ 10\99
под расходами понимается уменьшение
экономических выгод в
В состав расходов
для целей бух учета
Для целей налогообложения
расходами признаются обоснованные
и документально подтвержденные
затраты, которые понесены налогоплательщиком.
Под такими расходами всегда понимается
экономически-оправданные
Вопрос 2:
Первый признак (вроде):
Для целей управления
затратами все расходы
1) Расходы связанные с извлечением прибыли – включают в себя:
a. Затраты на производство и реализацию продукции (услуг, работ)
b. Инвестиции
2) Расходы не связанны с извлечением прибыли:
a. Расходы на потребление
b. Расходы на социальную поддержку работников
c. Расходы на благотворительности и другие различные гуманитарные цели
3) Принудительные расходы:
a. Налоги
b. Налоговые платежи
c. Отчисления на социальное страхование
d. Расходы по обязательному личному и имущественному страхованию
e. Расходы по созданию обязательных резервов
f. Различные экономические санкции
Второй признак:
В зависимости от характера, условий осуществления и направления деятельности делятся на 3 группы:
1) Расходы по обычным видам деятельности
a. Изготовление и продажи продукции
b. Приобретение и продажа товаров
c. Оказание услуг и выполнение работ.
d. Управленческие и коммерческие расходы.
2) Операционные расходы
a. Расходы связанные с предоставление за плату во временное пользование активов организации
b. Предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретение и различных видов интеллектуальной собственности
c. С участием в уставных капиталах др организаций
d. Продажей, выбытием и прочим списаниям основных средств и иных активов отличных от денежных средств
e. Расходы связанные с оплатой организации процентов за пользование заемными средствами
f. И другие аналогичные расходы.
3) Внереализационные расходы:
a. Штрафы, пении и неустойки (которые уплачивает организация за нарушение договоров)
b. Возмещение за причинение организацией убытков
c. Убытки прошлых лет, которые признаны в отчетном периоде
d. Дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности
e. Другие долги не реальные для взыскания
f. Курсовые разницы
g. Суммы уценки активов
h. И ряд других
Третья классификация:
Используется для
целей формирования организацией финансовых
результатов и составлении
1) Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг
2) Управленческие и коммерческие расходы
3) Прочие расходы
a. Операционных
b. Внереализационных
c. Чрезвычайных расходов.
Четвертая классификация:
Затраты на производство и реализацию продукции:
1) Материальные затраты – это стоимость потребленных в процессе производства товарной продукции материальных ресурсов. В состав материальных затрат входит:
a. Затраты на приобретение материалов и сырья
b. Затраты на тару и тарные материалы
c. Затраты на приобретение инструментов, инвентаря, спец одежды и так далее
d. На приобретение комплектующих изделий и полуфабрикатов сторонних организаций
e. Затраты на приобретение топлива, воды, энергии которые используются на технологические цели
f. На приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними подрядчиками (в т.ч. транспортных)
g. Затраты связанные с содержанием и эксплуатации основных средств и иного имущества природоохранного назначения.
2) Затраты на оплату труда – относят:
a. Любые начисления работникам в денежной и натуральной формах
b. Стимулирующие надбавки
c. Компенсационные выплаты
d. Единовременные поощрительные начисления
e. И ряд других.
3) Расходы связанные с управлением производственным процессом:
a. Административно-
b. Командировочные расходы
c. Арендная плата
d. Содержание служебного автотранспорта
e. Затраты вспомогательного производства
f. И так далее
4) Стоимость использованных в процессе производства внеоборотных активов – основные фонды и НМА. Стоимость переносится на затраты через амортизацию.
Признак:
Однородности. Затраты делятся на:
1) Материальные затраты
2) Затраты на оплату труда
3) Отчисления на социальные нужны
4) Амортизация
5) Прочие расходы
a. Налоги
b. Сборы
c. Командировочные расходы
d. Представительские расходы
Признак:
Взаимосвязь между расходами и объемами деятельности предприятия. Расходы делятся на 2 группы:
1) Постоянные расходы – это расходы, величина которых не зависит от объема производства.к ним относят:
a. Арендная плата
b. Амортизация
c. Заработная плата административного и обстуживающего персонала
d. Комунальные услуги
e. Налоги
f. Почтово-телеграфные услуги
g. И другие
2) Переменные расходы. Это расходы, которые зависят от выпуска продукции. С ростом выпуска, увеличиваются эти расходы. Включают в себя:
a. Сырье
b. Материал
c. Комплектующие
d. Полуфабрикаты
e. Топливо и энергию
f. з\посовных работников
сумма постоянных и переменных – это валовые затраты организаци
классификации:
для расчета себестоимости продукции: