Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 17:23, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение и анализ существующей в настоящее время в России налоговой системы. Исходя из цели поставлены следующие задачи:
-рассмотреть понятия, элементы и принципы налоговой системы РФ;
- дать определение понятию налоги и сборы, рассмотреть их признаки как системообразующих категорий налогового права;
-проанализировать классификацию налогов.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Налоговая система России: понятие, элементы, принципы………..6
Глава 2. Налог и сбор как системообразующие категории налогового права: понятие, признаки……………………………………………………………..12
2.1. Понятие налога и элементы налога……………………………………...12
2.2. Налог и сбор: общее и отличное ………………………………………...17
2.3. Функции налогов …………………………………………………………19
Глава 3. классификация налогов……………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………..28
Список использованных нормативных-правовых актов и литературы…….30
Федеральные налоги и сборы, устанавливающиеся путем внесения изменений в НК РФ. На все вводимые налоги и сборы субъектов Федерации, и местные налоги и сборы распространяется принцип законного установления налогов и сборов. Если такие налоги и сборы не предусмотрены НК РФ или они введены с нарушением порядка, предусмотренного кодексом, то они считаются незаконными. Поэтому никто не обязан их уплачивать.
При внесении изменений в законодательные акты о налогах и сборах необходимо учитывать требования ст. 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствие с которой внесение изменений и дополнений в законодательство о федеральных налогах и сборах, предполагающие их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год.7 Аналогичные правила установлены Бюджетным кодексом в отношении законодательства субъектов о региональных налогах и сборах и в отношении нормативных актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.
9. Принцип удобного налогообложения. Каждый точно должен знать, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен платить. Этот принцип направлен на эффективное исполнение налогоплательщиком своих обязанностей, а с другой стороны, предотвращает возможные злоупотребления со стороны должностных лиц исполнительных органов власти: при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.
10. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Этим принципом установлена презумпция правоты налогоплательщика, которая направлена на обеспечение дополнительной защиты прав налогоплательщика.
11. Безусловный приоритет норм, установленных в налоговом законодательстве, над положениями по налоговым вопросам в законодательных актах, не относящихся к сфере налогообложения. Так, в статье 56 Налогового кодекса записано, что налоговые льготы устанавливаются только законодательством о налогах и сборах.8
12. Равенство защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства. Это значит, что каждый из участников налоговых отношений имеет право на защиту своих законных прав и интересов в установленном законом порядке.
13. Определение в федеральном законодательстве перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, налоговых органов и их должностных лиц.
Таким
образом, наиболее оптимальное, по нашему
мнению, определение налоговой системы
России дал К.С. Бельский. «Налоговая система
– это основанная на определенных принципах
совокупность взаимосвязанных частей
(элементов) в сфере налообложения, к которым
относятся налоговая плетежеспособность,
система установленных законом налогов
и сборов, налоговая администрация и принимаемые
государством методы налогообложения».9
Говоря о налоговой системе РФ необходимо
брать во внимание также ее элементы и
признаки.
Глава 2. Налог и сбор как системообразующие категории налогового права: понятие, признаки.
2.1. Понятие налога и элементы налога
До принятия Налогового Кодекса законодательного определения налога не существовало. Ст. 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» определяла, что «под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами». Из самого определения следует, что законодатель не провел четкого разграничения между обязательными платежами, хотя не все обязательные платежи могли быть отнесены к налогам.
Сегодня, несмотря на наличие законодательного определения понятия налога (ст. 8 НК РФ), существует множество доктринальных определений этого понятия, что лишний раз подтверждает актуальность и сложность решения прроблемы, связанной с определением понятия налога. Наличие доктринальных определений обусловлено прежде всего «присутствием концептуального противоречия»10 в определении налога, которое содержится в Налоговом Кодексе.
И.И. Кучеров, анализируя зарубежное налоговое законодательство, приходит к выводу, что «определения понятия «налог» или вовсе отсутствуют или носят самый общий характер».11 Рассматриввая доктринальные определения понятия «налог», следует отметить. Что все они достаточно субъективны, но тем не менее позволяют выявить дальнейшие пути законодательного совершенствования этого понятия.
Ю.А.Крохина определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный и безвозвратный платеж, уплачиваемый организациями и физическими лицами в форме принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государстваи (или) муниципальных образований». 12Указанным автором выделяются следующие основные признаки налога: обязательность, безвозвратность и индивидуальная безвозмездность, денежный характер, публичное предназначение.
С.Г.Пепеляев определяет налог как единственно законную (устанавливаемую законом) форму отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченную государственным принуждением, не носящую характер наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти, и выделяет следующие юридические черты налога: односторонний характер его установления, индивидуальная безвозмездность, взыскивается на условиях безвозвратности приводным механизмом налогообложения.
А.И.Худяков,
рассматривая проблему понятия налога,
отмечает что «отождествлять понятие
«налог» с понятием «обязательный
платеж» нет никаких оснований»
Н.П.Кучерявенко дает следующее определение понятию налога: «это форма принудительного отчуждения результатов деятельности субъектов, реализующих свою налоговую обязанность, в государственную или коммунальную собственность, который аносится в бюджет соответствующего уровня (или целевой фонд) на основании закона (или акта органа местного самоуправления) и выступает как обязательный, нецелевой, безусловный, безвозмездный и безвозвратный платеж».14
Проблемы, связанные с определением понятия налога , были предметом исследования и дореволюционных ученых России.
А.А. Соколов под налогом понимал «принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия производимых ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики без предоставления плательщикам его специального эквивалента». Налоги, по мнению А.А. Соколова, характеризуются двумя основными признаками: а)принудительностью и б)отсутствием специальной возмездности».15
А.А.Исаев предложил следующее определенеи налогов: «обязательные денежные платежи частных хозяйств, служащие для покрытия общих расходов государства и единиц, самоуправления».16
Законодательное
определение налога содержит статья
8 НК РФ: под налогом понимается обязательный,
индивидуально безвозмездный
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения. Элементы налога - это принципы построения и организации налогов. К элементам налога относятся:
- налогоплательщик;
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- единица обложения;
- налоговые льготы;
- налоговая ставка;
- порядок исчисления;
- налоговый оклад;
- источник налога;
- налоговый период;
- порядок уплаты;
- срок уплаты налога.18
Согласно статье 9 пункту 1 НК РФ, налогоплательщики – это организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов.19
Объектами налогообложения являются:
- прибыль (доход);
-
стоимость определенных
-
добавленная стоимость
-
имущество юридических и
-
дарение, наследование
- операции с ценными бумагами;
- отдельные виды деятельности;
- другие объекты, установленные законом.
Каждый налог имеет самостоятельный и прямо названный в законе объект налогообложения. В статье 38 «Объект налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации дается понятие различных видов объекта налогообложения.20
Для
того чтобы исчислить налог, недостаточно
определить ее объект, необходимо рассчитать
налоговую базу. Она служит для
количественного измерения
Часто бывает, что налогом облагается не весь объект, а только часть его. Кроме того, некоторые виды деятельности или категории налогоплательщиков могут быть освобождены от уплаты налогов. Все это определяется налоговыми льготами. Налоговые льготы – предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере.
Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Если налоговую базу умножить на налоговую ставку, то в результате получим величину, которая называется налоговым окладом. Источник налога - это доход, из которого субъект уплачивает налог. По ряду налогов объект и источник налога могут совпадать.
Последние два элемента налога дают ему временную характеристику. Налоговый период – это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база, и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговым периодом может быть квартал, месяц, год и др.
Срок уплаты налога - это период времени, когда налог вносится в бюджет или внебюджетный фонд. Срок уплаты налога определяется календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.
Элементы
налога представляют собой структуру
налога. Иначе говоря, любой налог содержит
в себе совокупность частей, без которых
налог как правовая категория существовать
не может, т.е. не образует каких либо правовых
последствий.
2.2 Налог и сбор: общее и отличное.
Рассматривая налог, необходимо определить юридические признаки сбора. Несмотря на то, что налог и сбор не тождественные категории, тем не менее, сбор также является системообразующей категорией налогового права. Следует отметить, что до настоящего времени в теории налогового права является дискуссионным вопрос соотношения понятий налогов и сборов и юридической природы сборов. Тем не менее авторы выделяют общие и отличительные признаки налогов и сборов.
К общим признакам относят:
-
обязательность уплаты налогов
и сборов в соответствующие
бюджетный и внебюджетный
-
адресное поступление в
-
изъятие на основе
- возможность принудительного способа изъятия;
-
контроль единой системы
Среди
отличительных признаков