Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 11:15, курсовая работа
Государственные и муниципальные финансы – это основа финансовой системы любого государства.
Государственные и муниципальные финансы определяются как совокупность денежных взаимоотношений, которые возникают в реальном денежном обороте между государственными и муниципальными органами управления и иными экономическими субъектами, в результате чего происходит формирование и использования централизованных денежных фондов в целях финансирования расходных обязательств государства и муниципального образования.
- повышение прозрачности
региональных и муниципальных
финансов;
- оказание методологической
и консультационной помощи субъектам
Российской Федерации для того, чтобы
повысить эффективность и качество управления
государственными и муниципальными финансами,
а также чтобы более полно обеспечить
реализацию реформ местного самоуправления.
При решении задач, связанных с вопросами укрепления финансовой самостоятельности субъектов РФ, требуется обеспечение стабильности налогового законодательства и межбюджетных отношений в Российской Федерации. Это позволит осуществлять среднесрочное бюджетное планирование более достоверно и объективно.
Бюджетный кодекс РФ предусматривает ряд важных норм, которые призваны обеспечить стабильность и устойчивость развития региональных и муниципальных финансов. Например, определяется порядок разграничения поступлений в бюджеты разных уровней от федеральных налогов и сборов, рассматривается вопрос необходимости внесения некоторых изменений в законодательные акты, в том числе в закон о бюджете. Также в БК РФ определено, что прогнозирование объема Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на следующий финансовый год осуществляется с помощью индексации объема Фонда в текущем финансовом году на прогнозируемый уровень инфляции.
Но данные мероприятия являются недостаточными в связи с переходом к среднесрочному финансовому планированию бюджетов всех уровней, так как они требуют конкретности и четкости на достаточно длительный период.
С этим связано лишение прав внесения изменений на федеральном уровне в бюджетное и налоговое законодательство в части налогов и сборов, которые относятся к бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам, что обеспечивает снижение налогооблагаемой базы, а также определяет изменения расходных обязательств бюджетов регионов без соответствующей компенсации из федерального бюджета [20].
Особого внимания заслуживает порядок совершенствования механизмов распределения инвестиционной финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации, которая предоставляется из федерального бюджета. На сегодняшний день в нашей стране инвестиционная финансовая помощь осуществляется в рамках Федерального фонда регионального развития и не программной части Федеральной адресной инвестиционной программы. При этом для решения этих задач часто применяются механизмы распределения инвестиционной финансовой помощи и условия ее предоставления, которые не имеют определенной взаимосвязи.
Учитывая действующий федеральный закон о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления целесообразным будет разграничение финансирования инвестиционных мероприятий, которые могут способствовать увеличению федеральной и региональной собственности. Так, предстоит обеспечить финансирование инвестиций в объекты федеральной формы собственности в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы. Инвестиционную поддержку регионов и муниципальных образований необходимо осуществлять, учитывая уровень их бюджетной обеспеченности и используя механизмы дополнительного финансирования.
Чтобы завершить строительство объектов, которые относятся к собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности и включены в осуществляемую инвестиционную программу, нужно выделить резерв средств в федеральном бюджете в объеме, который будет соответствовать доле федерального бюджета в общем объеме ассигнований, необходимых для завершения строительства указанных объектов.
Средства, выделенные для оказания финансовой помощи для реализации полномочий государственным властям субъектов РФ и органов местного самоуправления, должны концентрироваться специально созданном для этого Федеральном фонде софинансирования расходов. Общие принципы распределения средств Фонда обеспечат повышение прозрачности межбюджетных трансфертов и их обоснованность.
Также существует необходимость в разработке и внедрении механизмов мониторинга и оценки федеральными органами исполнительной власти эффективности реализации полномочий, которые предоставляются органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления, а также повышении ответственности за исполнение делегируемых полномочий [18].
Учитывая отчетные данные об использовании субвенций Федерального фонда компенсаций, нужно изменить порядок предоставления отчетности субъектов РФ о реализации переданных полномочий, обязать федеральные органы исполнительной власти предоставлять ежегодный доклад по оценке эффективности исполнения субъектами РФ делегируемых полномочий. Данные мероприятия по развитие системы мониторинга переданных полномочий позволят своевременно выявить недостатки и улучшить качество услуг, предоставляемых населению государством.
С целью мотивации увеличения поступлений доходов в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты требуется установить условия осуществления бюджетного процесса для субъектов РФ в зависимости от уровня их дотационности и закрепить это законом. Это позволит обеспечить большее стремление к увеличению собственных доходов и переходу из категории субъектов РФ с низким уровнем бюджетной обеспеченности в категорию с более высоким уровнем бюджетной обеспеченности.
Учитывая объемы межбюджетных трансфертов за последние 2 - 3 отчетных годовых периода, которые были предоставлены федеральным бюджетом, было выделено 3 группы субъектов Российской Федерации. К каждой группе необходимо предъявить особые, соответствующие конкретному уровню развития, требования.
Субъекты РФ, в бюджетах которых доля финансовой помощи из федерального бюджета не превышает 20% объема собственных доходов, должны соблюдать требования, которые определены бюджетным законодательством РФ. Данные требования касаются вопросов ограничения предельных размеров государственного долга и дефицита бюджета субъекта РФ.
В отношении субъектов РФ, в бюджетах которых доля финансовой помощи из федерального бюджета составляет более 60% объема собственных доходов, требуется предпринять следующие меры:
- установить требование ввести дополнительные ограничения на объем государственного долга и величину дефицита бюджетов соответствующих субъектов РФ;
- заключить в обязательном порядке соглашение с Министерством финансов РФ, предполагающее повышение эффективности использования бюджетных средств и увеличение поступления налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта РФ;
- ввести запрет на финансирование из бюджетов субъектов РФ мероприятий, которые Конституция РФ и федеральные законы не отнесли к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ;
- обеспечить проведение ежегодных проверок исполнения бюджета субъекта РФ, которую обязана проводить Счетная палата РФ или Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
Подобные требования ведения бюджетного процесса должны касаться и взаимоотношений субъектов РФ и муниципальных образований.
Кроме указанных институциональных норм воздействия на субъекты РФ необходимо осуществлять мероприятия по усовершенствованию методики распределения финансовой помощи из федерального бюджета [4].
Результаты работы органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по увеличению поступлений налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты целесообразно учитывать при распределении дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ.
Также некоторых совершенствований требует процедура заключения и исполнения соглашений об оздоровлении государственных финансов с высокодотационными субъектами РФ. Это достигается путем определения прав, обязанностей и порядка действия сторон, предусматривающихся в случае нарушения условий соглашений.
Реформой разграничения полномочий была законодательно закреплена большая часть полномочий по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ за органами государственной власти субъектов РФ. Поэтому эффективность использования региональных финансов существенно зависит от устойчивости финансов государства в целом.
Для стимуляции и мотивации решения вопросов в сфере улучшения качества управления региональными финансами целесообразно будет разработать и внедрить систему ежегодной рейтинговой оценки результатов работ, которые были проведены органами государственной власти субъектов РФ по управлению финансами в текущем году. Особое внимание нужно уделить применению новых принципов финансирования бюджета, которые ориентированы, прежде всего, на результат, а также вопросам, которые касаются среднесрочного бюджетного планирования. Также необходимо ввести систему финансового поощрения субъектов РФ, которые добились наибольших успехов [13].
Чтобы улучшить деятельность органов государственной власти субъектов РФ в области вопросов, касающихся финансового оздоровления и улучшения качества управления государственными и муниципальными финансами, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических реформ в субъектах РФ и муниципальных образованиях в составе федерального бюджета был образован Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов.
Механизм финансирования из Федерального фонда софинансирования социальных расходов требует некоторых доработок. Учитывая успешный опыт применения данного Фонда в области ускорения темпов реформы жилищно-коммунального хозяйства, можно предположить необходимость расширения сфер его применения, основанного на выполнении субъектами РФ ряда условий, от которых будут зависеть размеры предоставляемых им средств Фонда. Прежде всего, это потребует определения круга приоритетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Они которые могут быть использованы для софинансирования из федерального бюджета. Также необходимо регламентировать условия получения данной финансовой помощи в соответствии с показателями качества выполнения определенных задач, порядок ее формирования и распределения.
Применение механизма софинансирования из федерального бюджета обеспечит в первую очередь выполнение собственных полномочий органами государственной власти субъектов РФ, которые имеют социальную направленность. Например, к таким полномочиям относится предоставление гражданам целенаправленных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, а также социальная поддержка отдельных категорий граждан.
Для определения уровня дополнительного финансирования из федерального бюджета по отдельным полномочиям, финансируемым из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, целесообразно применять механизм дифференцированного определения объемов предоставления субсидий, который будет учитывать показатели качества управления финансами.
Одним из важных направлений работы по повышению качества и эффективности управления государственными и муниципальными финансами является укрепление бюджетной дисциплины субъектов РФ и муниципальных образований.
Бюджетной законодательство Российской Федерации установило целый ряд параметров и критериев, которые должны использоваться при формировании и исполнении бюджетов бюджетной системой РФ. Необходимо обеспечить соблюдение данных условий в обязательном порядке. Одним из таких параметров является, например, ограничение предельных размеров долга и дефицита бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также расходов на обслуживание долга.
Однако, несмотря на экономическую целесообразность и безусловность указанных ограничений, выявлено их нарушение значительным количеством субъектов Российской Федерации. При этом предоставленное Министерству финансов РФ право на приостановление перечисления межбюджетных трансфертов субъектам, которые нарушают федеральное законодательство, на практике не удалось эффективно применить и воплотить.
Несоблюдение ограничений, которые были утверждены Бюджетным кодексом РФ, обусловлено, прежде всего, отсутствием необходимой регламентации процедуры и последовательности действий по применению санкций к субъектам РФ, нарушающим бюджетное законодательство [26]. Государственные и муниципальные финансы имеют единую ценностную ориентацию, но в каждом конкретном случае отражают особенности, выражающиеся в специфике их функционирования и развития в рамках федерации, субъектов федерации и муниципальных образований.
Государственные и муниципальные финансы позволяют эффективно и комплексно воздействовать на реальный сектор экономики. Развитие государственных и муниципальных финансов определяется необходимостью создания единой системы финансового воздействия на сбалансированное движение ресурсов и капитала в рамках федерации, субъектов федерации и муниципальных образований.
Использование соответствующих современным условиям форм и способов государственного финансового управления требует их тщательного изучения. Нельзя допускать бездумного подражания зарубежному опыта, так как Росийская Федерация имеет свою особую специфику, и такой подход может негативно сказаться на процессах стабилизации и совершенствования экономики и экономического прогресса в стране в целом.
Именно государственными и муниципальными финансами создаются и обеспечиваются условия стабилизации и экономического роста, и именно они позволяют эффективно управлять бюджетными потоками и способствуют полной реализации финансовой политики страны.
Очень важно помнить, что проводимая финансовая, денежная, кредитная и социально-экономическая политика должна быть согласована и взаимосвязана, и должна учитывать интересы широких слоев населения, которые составляют основу национального богатства и обладают значительным интеллектуальным потенциалом. Преодоление финансового кризиса находится в плоскости макроэкономической стабилизации на базе оживления, развития реального сектора экономики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления основ федеративного устройства государства [16].