Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2014 в 18:51, курсовая работа
Целью работы - анализ юридической ответственности за налоговые правонарушения.
Задачами являются:
-рассмотрение общих положений об ответственности за налоговые правонарушения;
-выявление проблем применения ответственности за нарушения налогового законодательства.
Введение
В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно технического прогресса.
Во всех тонкостях налогового дела способны разобраться только специалисты. В то же время каждый человек должен реально представлять, как складываются его отношения с государством по поводу налогообложения. Знание налоговых проблем является частью общеэкономической культуры бизнеса. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в методический материал по вопросам налогообложения. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо своевременно получить. Незнание законов не освобождает от ответственности за их неисполнение.
Применение мер ответственности в сфере налогообложения всегда вызывает повышенное внимание налогоплательщиков, так как оно весьма серьезно затрагивает их права и интересы.
Наверное, каждый налогоплательщик хотя бы раз решал для себя вопросы, являются те или иные действия нарушением налогового законодательства, не приведут ли они к взысканию штрафов, а если да, то в каком размере.
Процесс формирования норм налогового законодательства выявил особую актуальность установления ответственности за налоговые нарушения.
Прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений сделала такого рода ответственность одной из главных составляющих системы налоговых правоотношений и потребовала ее глубокой правовой регламентации. Развитие налогового законодательства невозможно без комплексного и системного подхода к применению норм об ответственности за налоговые нарушения.
Принятие Налогового кодекса1 стало важнейшим этапом в эволюционном реформировании отечественной налоговой системы. Налоговый кодекс урегулировал вопросы, которые ранее не были урегулированы или решены неоднозначно. Сам институт налоговой ответственности, порядок и условия привлечения к ответственности, а также производство по делам о налоговых правонарушениях получили новые подходы и содержание.
Ответственность за налоговые нарушения формируется в рамках специального регулирования имущественных отношений при налогообложении.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере законодательства о налогах и сборах.
Предметом исследования - административная ответственность за налоговые правонарушения.
Целью работы - анализ юридической ответственности за налоговые правонарушения.
Задачами являются:
-рассмотрение общих положений об ответственности за налоговые правонарушения;
-выявление проблем применения ответственности за нарушения налогового законодательства.
1. Общие положения об ответственности за налоговые правонарушения
1.1 Понятие правонарушения и виды юридической ответственности
Юридическая ответственность–
Юридическая ответственность - важнейший институт любой правовой системы, один из сущностных признаков права, необходимый элемент механизма действия. Она проявляется либо в виде возложения на виновное лицо штрафных, карательных санкций за совершенное правонарушение, либо в виде вменения ему в обязанность восстановить (там, где это возможно) незаконно нарушенные права и ранее существовавшие общественные отношения. Согласно законодательству Российской Федерации основанием юридической ответственности является совершенное правонарушение.2
Правонарушение является основанием для юридической ответственности, где особое значение играет его состав. Состав правонарушения - это фактическое основание для юридической ответственности, а норма права - правовое основание, без которого юридическая ответственность немыслима. Правонарушение указывает на момент возникновения юридической ответственности, порождает определенные правоотношения и соответствующую ответственность лица, совершившего его.3
Поэтому, рассматривая отношение юридической ответственности в развитии, в нем нужно различать следующие стадии:
а) возникновение юридической ответственности;
б) выявление правонарушения;
в) официальная оценка правонарушения как основания юридической ответственности в актах компетентных органов;
г) реализация юридической ответственности.
Правонарушение – родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие – либо нормы права. 4
Из этого определения легко вывести признаки правонарушения:
-общественная вредность;
-противоправность;
-деяние (действие или бездействие);
-дееспособность нарушителя;
-виновность нарушителя.
Общественная вредность - это определяющий признак правонарушения, отличающий его от правомерного поведения.
Всякое правонарушение наносит вред интересам личности, общества, государства. Негативные последствия, причиненные правонарушением, могут проявляться по-разному - гибель человека, уничтожение, повреждение или утрата имущества, дополнительные расходы. В отдельных случаях реальный ущерб может и отсутствовать, однако совершенное правонарушение ставит под угрозу охраняемые законом ценности, провоцирует возможность ущемления правомерных частных и общественных интересов.
Таким образом, общественная вредность правонарушения состоит в том, что оно посягает на важные общественные ценности, дезорганизуя тем самым существующие общественные отношения.
Противоправность- это неисполнение предписанных правовыми актами обязанностей, нарушение нормативно установленных запретов.
Этот признак тесно связан с предыдущим, но при этом подчеркивает формальную, юридическую сторону правонарушения. Вред, причиненный нарушением тех или иных правил, существует объективно, независимо от указания на это законодателем. Однако, деяние может повлечь применение мер ответственности только тогда, когда оно признается в качестве общественно вредного в нормативных правовых актах.
Правонарушение - это всегда только деяние, то есть акт поведения лица, выражающийся в действии или бездействии.
Не признаются правонарушением мысли, чувства, политические, экономические, религиозные взгляды людей, не реализованные в фактических поступках. Не могут считаться противоправными свойства личности, черты характера, родственные или дружеские связи, если они не нашли воплощения в реальном поведении лица. Так, нельзя привлечь к налоговой ответственности гражданина, считающего несправедливой существующую систему налогообложения, но исправно исполняющего все обязанности налогоплательщика.
Дееспособность совершившего деяние лица - это способность лица сознавать значение и характер своих действий (бездействия), добровольно осуществлять их и самостоятельно нести юридическую ответственность.
В связи с этим не признаются правонарушениями противоправные поступки психически больных и малолетних граждан.
Виновность лица, совершающего правонарушение - этот признак тесно связан с предыдущим, поскольку также относится к личности правонарушителя. В правовой науке под виной принято понимать внутреннее отношение дееспособного лица к своему неправомерному поведению и его результатам. Лицо действует виновно, когда из реально возможных вариантов поведения избирает именно противоправный, учитывая или игнорируя его негативные последствия. Такой подход к пониманию вины как субъективного отношения к совершаемому правонарушению характерен для таких отраслей права, как уголовное, административное, налоговое, где ответственность носит карательный, штрафной характер.
Итак, только при наличии в содеянном всех описанных выше признаков можно констатировать наличие правонарушения. В юридической науке разработана специальная конструкция, обобщающая и систематизирующая эти признаки - состав правонарушения. В правоприменительной практике состав правонарушения используется как инструмент, позволяющий отграничить правомерное поведение от правонарушения и выбрать норму права, которая бы полностью описывала фактически совершенное деяние.
Налоговые правонарушения - новый вид правонарушений, получивший свое законодательное определение в 1999г. В правовой науке существует мнение, что налоговые правонарушения - это разновидность административных проступков. Вместе с тем представляется, что сегодня с учетом специфики налоговых правоотношений налоговые правонарушения могут быть выделены, именно, как отдельный вид правонарушений.
Налоговые правонарушения - это нарушения норм законодательства о налогах и сборах, отрасли права, которая регулирует исключительно правоотношения в сфере налогообложения.
Любая классификация зависит от ее основания (критерия). Наиболее распространенной в отечественном правоведении является классификация видов юридической ответственности по ее отраслевой принадлежности. Различие отраслевых видов ответственности обусловлено не столько особенностями предмета и метода регулирования общественных отношений, сколько характером правонарушений, их последствиями.
Юридическая ответственность за нарушение налогового законодательства- это комплекс принудительных мер воздействия карательного характера, применяемых к нарушителям в качестве наказания в установленных законодательством случаях и порядке.5
Российское законодательство за нарушения норм налогового законодательства предусматривает меры административной, уголовной, дисциплинарной, материальной, а также финансовой, в том числе налоговой ответственности.
Гражданская ответственность характерна для отношений юридически равных сторон. Налоговые отношения имеют властный характер. Имущественная ответственность при неравенстве субъектов не носит гражданско-правовой характер.
Государственный орган, причинивший своими незаконными действиями ущерб интересам лица, обязан возместить убытки. В такой ситуации нет властеотношений, поэтому возмещение убытков регулируется гражданским правом. Меры гражданской ответственности непосредственно не направлены на обеспечение соблюдения налогового законодательства, но косвенно влияют на состояние законности в налоговой сфере.
Меры дисциплинарной ответственности, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации6, применятся за нарушение трудовой и служебной дисциплины. Если работником при ненадлежащем исполнении должностных обязанностей причинен ущерб предприятию, то он несет дисциплинарную ответственность. Меры дисциплинарной ответственности: замечание, выговор, увольнение. Дисциплинарную ответственность работник несет не перед государством, а перед организацией-работодателем, потерпевший ущерб в результате неправомерных действий работника. Данные отношения лишь косвенно связаны с налоговыми отношениями.
В сфере налогообложения вопрос о дисциплинарной ответственности наиболее актуален в отношении сотрудников налоговых, таможенных органов и органов МВД, которые являются государственными служащими. Ответственность государственного служащего предусмотрена Федеральным законом от 27 июля 2004 г. « О государственной гражданской службы Российской Федерации»7, в соответствии с которым за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей на него могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания : замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. Государственный служащий может быть временно , до одного месяца, отстранен от исполнения своих обязанностей.
Действующим законодательством непосредственно за нарушения налогового законодательства предусмотрена административная и уголовная ответственность. Налоговые преступления определены Уголовным кодексом Российской Федерации.8 Административная ответственность предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях.9
Остро дискуссионным является вопрос о правовой природе ответственности, предусмотренных НК РФ. Научные споры о ее месте в системе юридической ответственности велись еще до принятия НК РФ. Некоторые авторы выделяют такой вид, как финансово-правовая ответственность, куда относят ответственность , предусмотренную НК РФ, Бюджетным Кодексом РФ и т.д.10 Наиболее частными аргументами в пользу обособления данного вида ответственности становятся:
-санкции, связанные с нарушением НК РФ, носят исключительно имущественный ( денежный), компенсационно-карательный характер;
-меры налоговой
-расследование по налоговым нарушениям, меры воздействия устанавливаются налоговыми органами;
-НК РФ содержит ряд
процессуальных особенностей
1.2 Понятие и значение состава налогового правонарушения
Состав налогового правонарушения -это совокупность условий, необходимых для привлечения к ответственности в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации.
Если при наличии признаков налогового правонарушения отсутствует хотя бы один из элементов состава, то привлечение к ответственности становится невозможным. 11
Элементами состава являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Объект налогового правонарушения – это урегулированные нормами налогового законодательства общественные отношения, на которые посягает нарушение. Общим объектом является налоговая система страны. Непосредственный объект зависит от конкретного нарушения. Им может быть обязанность об уплате налогов, порядок ведения бухгалтерского учета и т.д.
Объективная сторона- система признаков, характеризующих внешние проявление нарушения. Центральное место в объективной стороне занимает деяние, которое может выражаться в действие или в бездействие.
Противоправное деяние является обязательным признаком , некоторых случаях признается достаточным для характеристики налогового правонарушения. Например, установление факта несвоевременной постановки на налоговый учет ( ст. 116 НК РФ). В некоторых случаях требуется установление дополнительных факультативных признаков. Таковыми могут быть: вредные последствия деяния(ущерб), причинно-следственная связь деяния и причиненного ущерба. Например, ст.120 НК РФ требует наличия нарушения правил учета объектов налогообложения в тех случаях, когда они повлекли занижение налоговой базы. В некоторых случаях законодатель выделяет такой признак, как длительность деяния. Это обусловлено в определенной мере распространенностью в налоговой сфере такой формы противоправного поведения, как бездеятельность. Продолжительное неисполнение налоговых обязанностей может повлечь более строгие санкции ( например, в случае нарушения срока постановки на налоговый учет более , чем 90 дней, штраф увеличивается вдвое).
Информация о работе Ответственность за налоговые правонарушения