Ответственность за налоговые правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2014 в 18:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы - анализ юридической ответственности за налоговые правонарушения.
Задачами являются:
-рассмотрение общих положений об ответственности за налоговые правонарушения;
-выявление проблем применения ответственности за нарушения налогового законодательства.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по фп.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

- урегулирована нормами  административного права.

КоАП РФ предусмотрено 23 статьи, в соответствии с которыми административные штрафы могут быть наложены по инициативе налоговых органов, по восьми из них налоговым органом предоставлено право рассматривать дела об административных правонарушениях.

Некоторые нормы, закрепленные в КоАП РФ, в настоящее время содержатся и в налоговом законодательстве. Это связано с тем, что налоговый кодекс РФ, как правило предусматривает случаи привлечения к ответственности налогоплательщиков (налоговых агентов). В то же время КоАП РФ регулирует вопросы ответственности должностных лиц организаций (директоров, главных бухгалтеров) за действия, связанные с нарушениями в области налогов и сборов.

При рассмотрении взаимосвязи административной ответственности с ответственностью, назначаемой в соответствии с нормами налогового законодательства, в первую очередь необходимо отметить следующее: правоотношения, возникающие в налоговой сфере, являются отношениями власти и подчинения, следовательно, они по своей юридической природе близки к правоотношениям, регулируемым административным правом, т.е. налоговая ответственность обладает теми же признаками, что и административная.

Разница заключается в том, что налоговое право устанавливает специфичные, присущие только этой отрасли права, виды правонарушений и определяет в отношении их единый порядок рассмотрения и привлечения к ответственности виновных лиц.

При этом лицами, привлекаемыми к ответственности, являются, как правило, налогоплательщики или налоговые агенты.

Между тем административное право указывает на ряд противоправных деяний в сфере налогов и сборов, совершаемых, как правило, должностными лицами организаций.

Одним из видов административных правонарушений является грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.

В связи с этим нужно отметить, что согласно ст.15.11 КоАП РФ под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:

- искажение сумм начисленных  налогов и сборов не менее, чем на 10 процентов;

- искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

Кроме того, согласно ст. 15.6 КоАП РФ административным правонарушением признается непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. К ответственности за данное правонарушение могут быть привлечены как граждане, так и должностные лица.

Кодексом РФ об административных правонарушениях четко обозначен круг органов полномочных составлять протоколы по рассматриваемым налоговым правонарушениям. По общему правилу, закрепленному п.1 ст.28.3 КоАП РФ протоколы составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии со ст.28.5 КоАП РФ протокол об административных правонарушениях составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело, протокол об административном правонарушении составляется в течение 2-х суток с момента выявления административного правонарушения.

КоАП РФ более конкретно обозначил подведомственность дел, связанных с административными правонарушениями, и полномочия налоговых органов.

Возможность, предоставляемая КоАП в части разграничения административной ответственности между физическими (размер штрафа от 1,5 до 2 тысяч рублей), юридическими (от 30 до 40 тысяч рублей) и должностными лицами (от 3 до 4 тысяч рублей) позволяет более гибко подходить к определению виновного лица в той или иной ситуации и снимает напряженность, обусловленную существовавшими ранее жесткими рамками штрафных санкций.

В то же время в КоАПе нет четкого разделения в каких случаях к административной ответственности привлекаются должностное лицо, а в каких - юридическое. Между тем это имеет большое значение, поскольку размер штрафных санкций, применяемых к данным категориями лиц, отличается в 10 раз.

Кроме того, в КоАПе сжаты сроки составления протокола об административных правонарушениях (немедленно или не позднее 2-х суток). В определенных ситуациях эти сроки в принципе не могут быть соблюдены, а компромиссные решения Кодексом не предусмотрено.

 

 

 

 

             Заключение

     Юридическая ответственность в современном обществе - это                необходимый инструмент регулирования общественных отношений, который направлен на поддержание стабильности в обществе, охрану правопорядка, воспитания граждан в духе добросовестного соблюдения законов, понимания ими необходимости и полезности правомерного поведения.

     Юридическая  ответственность - важнейший институт  любой правовой системы, один  из сущностных признаков права, необходимый элемент механизма  действия.

      Анализ правовой основы регулирования налоговых правонарушений позволяет сделать вывод , что данные отношения регулируются большим количеством нормативных актов различного уровня. Эти отношения касаются как вопросов исчисления и уплаты налогов, ответственности и обязанностей субъектов налогового права, так и не относящихся к налоговому законодательству вопросов. Кодифицированного документа, содержащего воедино все нормы, касающиеся данных правоотношений на сегодняшний день не существует.

Некоторые нормы, закрепленные в КоАП РФ, в настоящее время содержатся и в налоговом законодательстве. Это связано с тем, что Налоговый кодекс РФ, как правило, предусматривает случаи привлечения к ответственности налогоплательщиков (налоговых агентов). В то же время КоАП РФ регулирует вопросы ответственности должностных лиц организаций (директоров, главных бухгалтеров) за действия, связанные с нарушениями в области налогов и сборов.

При рассмотрении взаимосвязи административной ответственности с ответственностью, назначаемой в соответствии с нормами налогового законодательства, в первую очередь необходимо отметить следующее: правоотношения, возникающие в налоговой сфере, являются отношениями власти и подчинения, следовательно, они по своей юридической природе близки к правоотношениям, регулируемым административным правом, т.е. налоговая ответственность обладает теми же признаками, что и административная.

Разница заключается в том, что налоговое право устанавливает специфичные, присущие только этой отрасли права, виды правонарушений и определяет в отношении их единый порядок рассмотрения и привлечения к ответственности виновных лиц.

При этом лицами, привлекаемыми к ответственности, являются, как правило, налогоплательщики или налоговые агенты.

Между тем административное право указывает на ряд противоправных деяний в сфере налогов и сборов, совершаемых, как правило, должностными лицами организаций.

Учитывая практический опыт применения налогового законодательства и мер ответственности к организациям, нарушающим его хочется отметить, что, прежде всего, необходимо дальнейшее совершенствование законодательных норм путем внесения изменений, для исключения из них неточностей и двусмысленностей.

Кроме того, практика применения свидетельствует о том, что одной из наиболее распространенных причин, создающих условия для уклонения от уплаты налогов, является существование организаций, создаваемых без намерения осуществлять реальную хозяйственную деятельность (фирмы-однодневки). В этой связи санкции за совершение налоговых правонарушений должны быть достаточно жесткими, чтобы побудить налогоплательщика исполнять налоговое законодательство, но в то же время эти санкции должны быть соизмеримы с допущенным нарушением.

Нуждается в корректировке закрепленный НК РФ порядок привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а именно необходимо предоставить налоговым органам право взыскивать с налогоплательщика - организации налоговые санкции в бесспорном порядке в случае не обжалования в установленный срок решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности (согласия с вынесенным налоговым органом решением).

При действующей редакции НК РФ налоговый орган вынужден обращаться в арбитражный суд с иском о взыскании с налогоплательщика налоговых санкций.

Следует помнить, что налоговое право ещё сравнительно молодо и сейчас оно находится в процессе активного развития, многие проблемы, горячо обсуждаемые в настоящий момент через какое-то время будут разрешены, некоторые пробелы в законодательстве будут восполнены.

 

Библиографический список

Правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.( в последней ред. от05.02.14.№ «-ФКЗ) //Российская газета.-1993.-25 декабря; 2014.-05 февраля.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30 ноября 1994 №51-ФЗ (в редакции от 20.02.1996 № 18-ФЗ, от 12.08.1996 № 111-ФЗ, от 30.12.2008 № 315-ФЗ, от 24.07.2008 № 161-ФЗ)//Собрание законодательства Российской Федерации.-1994.-№32.-ст 3301.\
  3. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 01 июля 2002 г. ( в редакции от25.04.2002 №41-ФЗ, от25.07.2002 №112-ФЗ, от 24.07.2007 №212-ФЗ, от 22.12.2008 №272-ФЗ) //Российская газета.-2001.-31 декабря.
  4. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть 1) от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ(в последней ред. ФЗ от 02.04.2014 № 52 –ФЗ)// Российская газета.-1998.-6 августа; 2014.-2 марта.
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197 –ФЗ( действующая ред. от 02.04.2014)// Российская газета.2001.-30 декабря.-2014.-2 апреля.
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996г. № 63-ФЗ (в актуальной редакции) //Российская газета. 1996. 18 июня
  7. Федеральный Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004. № 79-ФЗ (ред. от 02.04.2014) //Собрание законодательства. 2004.-27 июня.- 2014.-2 апреля.

 

Научная литература

  1. Алексеев С. С. Теория государства и права: Учебник.- М, 2009.-С.172
  2. Брызгалин А.В. Ответственность за налоговые правонарушения: острые вопросы правоприменительной практики. // Хозяйство и право.- 2001.- №3.-С.57-58.
  3. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности.-М: РАП,2008.С. 93
  4. Омельченко В.В. Нарушение налогового законодательства.// Российский налоговый курьер.- 2003.- №7.-С.14-15.
  5. Петрова Г.В. Ответственность за нарушение налогового законодательства.- М.: Юрид.лит.,2005.-296с.
  6. Пепеляева С.Г. Налоговое право: Учебное пособие.-М.: ИД ФБК-ПРЕСС,2000.-С.403.
  7. Проскуров В.С. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства: Учебное пособие.-М.: Юридическая литература,2000.-С.71.
  8. Карасева М.В.Финансовое право.Общая часть: Учебник.-М.: Юристъ, 2004.-С.576.
  9. Корсун Т.И., Науменко А.М.Налоговое право: Учебное пособие.- М.: ИКЦ «МарТ»,2004.-С.23.
  10. Шарова С.В. Административная ответственность в области налогов и сборов. // Российский налоговый курьер.- 2005.- №10.-С.23-25.
  11. Химичева Н.И. Финансовое право: Учебник. – М.: Юристъ, 2005. – С. 14.
  12. Юридический энциклопедический словарь /Под общ. ред. В.Е. Крутских 2001.С.444

 

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1) от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 02.04.2014 № 52 –ФЗ)

2 В.Е.Крутских. Юридический энциклопедический словарь. -М.: ИНФА-М,2010.-С.444

3 Алексеев С. С. Теория государства и права: Учебник.- М, 2009.-С.172

4 В.Е.Крутских. Юридический энциклопедический словарь. -М.: ИНФА-М,2010.-С.444

5 Пепеляев С.Г. Налоговое право: Учебное пособие.-М.: ИД ФБК-ПРЕСС,2000.-С.403.

6 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197 –ФЗ( действующая ред. от 02.04.2014)// Российская газета.-2001.-30 декабря; 2014.- 2 апреля.

7 Федеральный Закон «О государственной граждансой службе Российской Федерации» от 27.07.2004. № 79-ФЗ (ред. от 02.04.2014) //Собрание законодательства. 2004.

8 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996г. № 63-ФЗ (в актуальной редакции) //Российская газета. 1996. 18 июня.

 

9Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 01 июля 2002 г. ( в редакции от25.04.2002 №41-ФЗ, от25.07.2002 №112-ФЗ, от 24.07.2007 №212-ФЗ, от 22.12.2008 №272-ФЗ) //Российская газета.-2001.-31 декабря.

 

10 Карасева М.В.Финансовое право.Общая часть: Учебник.-М.: Юристъ, 2000.-С.267.

11 Корсун Т.И., Науменко А.М.Налоговое право: Учебное пособие.- М.: ИКЦ «МарТ»,2004.-С.23.

12 Проскуров В.С. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства: Учебное пособие.-М.: Юридическая литература,2000.-С.71.


Информация о работе Ответственность за налоговые правонарушения