Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 12:56, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать действующие в настоящее время формы безналичных расчетов, выявить существующие проблемы и перспективы развития.
Для достижения этой цели в работе решается ряд промежуточных задач:
• определена экономическая сущность и принципы осуществления безналичных расчетов;
• исследована динамика и тенденции современного рынка безналичных расчетов;
Введение……………………………………………………………………..3
1. Безналичные расчеты как средство обеспечения денежных обязательств…………………………………………………………………….4
1.1 Сущность, правовая природа и принципы организации безналичных расчетов…………………………………………………………………………4
1.2 Структура расчетных правоотношений………………………………..6
1.3 Основы организации безналичных расчетов……………………………9
2. Анализ рынка безналичных средств в РФ……………………………….14
2.1 Доля безналичных средств в общей денежной массе…………………14
2.2 Анализ рынка платежных карт………………………………………….17
3. Развитие и совершенствование системы безналичных расчетов в современных условиях…………………………………………………………22
3.1 Пластиковые карты, как одна из основ системы электронных расчетов
3.2 Управление банковскими счетами через Интернет (Интернет-банкинг)………………………………………………………………………….25
3.3 Электронные платежные системы в банковском бизнесе……………..27
3.4 Проблемы совершенствования безналичных платежей……………….31
Заключение……………………………………………………………………35
Список литературы…………………………………………………………...36
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (РГГУ)
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Пластиковые карты как основа технологической революции в банковской сфере
Курсовая работа студентки 4-го курса очно-заочной формы обучения
группа ЭУ 5-09
Научный руководитель
__________________ А.В.Осиповская
Москва 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Безналичные расчеты как
1.1 Сущность, правовая природа и
принципы организации
1.2 Структура расчетных
1.3 Основы организации
2. Анализ рынка безналичных
2.1 Доля безналичных средств
в общей денежной массе…………………
2.2 Анализ рынка платежных карт………
3. Развитие и совершенствование
системы безналичных расчетов в современных
условиях…………………………………………………………
3.1 Пластиковые карты, как одна из основ системы электронных расчетов
3.2 Управление банковскими
счетами через Интернет (Интернет-банкинг)………………………………
3.3 Электронные платежные
системы в банковском бизнесе……
3.4 Проблемы совершенствования безналичных платежей……………….31
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Актуальность темы связана с тем, что в настоящее время обозначилась острая потребность в изучении и внедрении всеми участниками рыночных отношений механизмов функционирования новых форм безналичных расчетов. Безналичные расчеты приобретают особую актуальность в условиях перехода к рыночной экономике, поскольку позволяют заметно увеличить эффективность банковской деятельности и снизить до минимума затраты на банковские операции.
Цель курсовой работы – исследовать действующие в настоящее время формы безналичных расчетов, выявить существующие проблемы и перспективы развития.
Для достижения этой цели в работе решается ряд промежуточных задач:
· определена экономическая сущность и принципы осуществления безналичных расчетов;
· исследована динамика и тенденции современного рынка безналичных расчетов;
· выявлены особенности развития безналичных расчетов на современном этапе;
· обозначены проблемы совершенствования безналичных расчетов и предложены пути их решения.
Объект исследования – безналичные расчеты, осуществляемые банком. Предмет исследования – операции по безналичным расчетам.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе исследуется организация безналичных расчетов в современных условиях, их экономическая сущность, принципы и формы. Во второй главе проводится анализ рынка безналичных расчетов и рынка платежных карт. В третьей главе будут обозначены современные электронные формы расчета, такие как пластиковые карты и элементы дистанционного обслуживания банковских клиентов.
1. Безналичные расчеты как средство обеспечения денежных обязательств
Одной из базовых структур рыночной экономики является платежный механизм, который делится на налично-денежный и безналичный. Безналичный платежный оборот в России составляет более 60%, в экономически развитых странах – до 90%. [9 – 583 с.].
Безналичный платежный оборот осуществляется в виде записей по счетам плательщиков и получателей денежных средств или путем зачетов взаимных требований. Именно широкое развитие безналичных расчетов обусловило необходимость установления связей между банками и превращения их в банковскую систему.
В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в Российской Федерации, устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов, осуществляет межбанковские расчеты через свои учреждения.
В результате исследования,
проведенного в ходе выполнения курсовой
работы, установлены следующие принципы
организации безналичных
1) правовой режим осуществления расчетов и платежей;
2) осуществление расчетов по банковским счетам, которые должны быть у получателя, поставщика и плательщика. Для расчетного обслуживания заключается договор банковского счета между клиентом и банком, а банки и другие кредитные учреждения открывают корреспондентские счета друг у друга для проведения расчетов между собой;
3) обеспечение ликвидности и платежеспособности участников расчетных отношений. Это необходимое условие своевременного выполнения долговых обязательств;
4) наличие согласия (акцепта) плательщика на платеж. Механизмом реализации этого принципа является оформление соответствующего платежного документа – чека, векселя, платежного поручения или специального акцепта документов – платежных требований – поручений, платежных требований, переводных векселей, выписанных получателем средств;
5) срочность платежа. Этот принцип относится не только к периоду оплаты счетов за товары и услуги, но и ко времени выполнения расчетных операций банками;
6) контроль субъектов расчетных отношений за своевременностью и правильностью совершения расчетов. С этим принципом тесно связан принцип имущественной ответственности за соблюдение договорных условий в форме возмещения убытков, уплаты штрафа, пени и т.п. в случае нарушения договорных обязательств.
Структура расчетных правоотношений:
1. Объектом правоотношений являются денежные средства клиента кредитной организации;
2. Содержание как совокупность прав и корреспондирующих им обязанностей субъектов. [5].
Субъектами указанных правоотношений являются:
1) плательщик и получатель средств;
2) кредитные организации, обслуживающие плательщика и получателя денежных средств;
3) учреждение, через которые проходит платеж:
a) расчетная сеть ЦБ РФ;
b) кредитные организации;
c) клиринговые центры (финансовые дома).
Далее необходимо разобраться с правами и обязанностями, возникающими в безналичных расчетных правоотношениях, сторон.
Основными правомочиями плательщика и получателя средств являются:
1) право свободно выбирать форму расчетов и закреплять ее в договорах с кредитными организациями;
2) право осуществлять зачет взаимных требований, как посредством кредитных организаций, так и минуя их:
3) право давать обязательные к исполнению банками распоряжения о перечислении денежных средств;
4) право предъявлять претензии либо обращаться в суд в случае нарушения кредитными организациями порядка осуществления платежей, установленного законом либо договором.
При осуществлении расчетов клиент кредитной организации обязан:
1) хранить денежные средства на банковском счете в кредитной организации на условиях и в порядке, определенных законом либо договором;
2) выполнять требования нормативных актов, регулирующих отношения между банком и клиентом по осуществлению расчетов;
3) правильно оформлять платежные документы;
4) платить банку вознаграждение за осуществление расчетно-кассовых операций.
Основные права банков:
1) рекомендовать клиенту наиболее выгодную форму осуществления расчетов;
2) производить на основаниях, прямо предусмотренных законодательством, безакцептного и бесспорного списания средств со счета плательщика без согласия последнего;
3) оказывать клиенту дополнительные консультационные услуги;
При осуществлении расчетных операций кредитные организации обязаны:
1) вести банковские счета клиентов;
2) исполнять требования нормативных актов, регулирующих отношения между банком и клиентом по осуществлению расчетов;
3) не вмешиваться в договорные отношения клиентов;
4) осуществлять банковские операции со счетов клиента только по его распоряжению (за исключение случаев безакцептного и бесспорного списания средств);
5) хранить денежные средства клиента на его банковском счете;
6) своевременно и правильно совершать расчетно-кассовые операции;
7) правильно оформлять платежные документы в соответствии с требованиями, установленными законом;
8) своевременно и правильно зачислять поступающие на банковский счет, открытый клиенту, денежные суммы, выполнять распоряжение клиента об их перечислении и выдаче со счета, а так же о проведении иных банковских операций, предусмотренных законом, банковскими правами либо договором;
9) осуществлять расчеты на условиях добросовестности и разумности. Добросовестность при осуществлении расчетов предусматривает деятельность кредитной организации строго в рамках, установленных непосредственно законом либо договором.
Любое предприятие совершает денежные расчеты и как покупатель, и как продавец. Предприятие осуществляет также денежные расчеты с рабочими и служащими, рассчитывается с государством и банком. Совокупность всех денежных платежей составляет платежный оборот. Значительная часть платежного оборота предприятий осуществляется безналичным путем, т.е. совершением записей (проводок) по счетам в банках. Наличные деньги применяются главным образом в платежном обороте, в котором участвует население, а также при расчетах на незначительные суммы.
Безналичные расчеты
нашли широкое применение в процессе
развития банковской системы и имеют
ряд преимуществ перед
Бесперебойность расчетов
обеспечивают следующие основные принципы
организации безналичных
1. Все предприятия и организации обязаны хранить свои средства на счетах в банках. В кассах предприятий разрешается оставлять лишь небольшие суммы наличных денег в пределах установленных норм.
2. Подавляющая часть безналичных расчетов должна осуществляться через банк.
3. Требование платежа должно выставляться либо перед отгрузкой товаров, либо вслед за ней, чтобы не допускалась задержка платежей.
4. Платежи производятся со счетов клиентов в банке лишь с их согласия. Это важное условие препятствует банку в распоряжении средствами, принадлежащими хозяйствующим органам, открывшим счета в данном банке.
5. Установлено несколько форм расчетов и видов платежей, которые предприятия могут выбирать по своему усмотрению.
Безналичные расчеты способствуют уменьшению издержек обращения в виде дополнительных затрат на печать, хранение, перевозку, пересчет огромного количества денежных знаков, которые потребовались бы при расчетах наличными деньгами. В то же время безналичные расчеты при четкой работе банков позволяют лучше регулировать платежный оборот и, в конечном счете, ускорять оборачиваемость оборотных средств и совершение платежей.
Отметим, что в безналичном обороте могут участвовать и деньги, являющиеся личной собственностью граждан и хранящиеся в виде сбережений на счетах банков. Оплата расходов населения безналичным путем может осуществляться со счетов по вкладам. Замещение в этих случаях наличных денег безналичными расчетами также сокращает издержки обращения.
Через систему межфилиальных оборотов (МФО) рассчитываются в основном учреждения центрального банка России (ЦБР), которые имеют свой счет МФО. Указывая этот номер на каждом платежном документе, учреждение банка способствует быстрому проведению расчетов. МФО должны осуществляться так, чтобы обеспечивать сохранность средств, не допускать ошибок, несанкционированного доступа к движению документов, предотвращать засылку денег не по адресу. Поэтому в системе МФО каждая начальная операция дублируется ответной (существуют понятия начального МФО и ответного МФО), а на балансе банков выделяются специальные балансовые счета, на которых отражаются начальные и ответные обороты.
Учреждение банка, начинающее МФО, посылает другому учреждению поручение на зачисление и списание средств. Это поручение называется авизо. Различают авизо кредитовые (деньги перечисляются) и дебетовые (средства списываются). В учреждении банка, получившем авизо, совершается ответный оборот, подтверждающий, что полученное авизо принято к исполнению. Банки регулярно следят за совпадением начальных и ответных оборотов, что достигается их сличением – квитовкой.
Информация о работе Пластиковые карты как основа технологической революции в банковской сфере