Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 13:09, курсовая работа
Целью настоящего исследования является изучение контроля за исполнением бюджета. В связи с этим, перед работой стоят следующие задачи:
Изучить понятие контроля в сфере бюджетных отношений и его конституционные принципы;
Исследовать правовое регулирование контроля за исполнением бюджета;
Рассмотреть формы и методы бюджетного контроля;
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Контроль за исполнением бюджета……………………………………….5
1.1 Понятие контроля в сфере бюджетных отношений и его конституционные принципы…………………………………………………………5
1.2. Правовое регулирование контроля за исполнением бюджета……8
1.3. Формы и методы бюджетного контроля…………………………....9
1.4. Организационно-правовые формы бюджетного контроля………12
Глава II. Полномочия органов государственного и муниципального финансового контроля…………………………………………………...............................17
Заключение………………………………………………………………………….23
Список использованной литературы……………………………………………...25
С.О. Шохин на основании анализа норм Конституции Российской Федерации и сложившейся в Российской Федерации финансовой системы делает вывод, что финансовое законодательство является предметом совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, что и должно быть отражено в Конституции, что соответствует принципу федерализма и отражает реальное положение дел, когда практически все институты финансового права подвергаются двойному регулированию со стороны как федерации, так и её субъектов14.
Таким образом, можно сделать вывод, что федеральным законодательством должны быть определены основы осуществления бюджетного контроля в соответствии с которыми в каждом субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании принимаются акты, непосредственно определяющие порядок осуществления контроля за исполнением соответствующего бюджета. Федеральным законодательством также должен быть определён порядок осуществления контроля за исполнением федерального бюджета.
1.3. Формы и методы бюджетного контроля
Успешное выполнение сложных задач в различных сферах финансово-экономической жизни общества зависит от соответствующей организации, видов контроля, форм и методов его проведения.
В зависимости от того, кто осуществляет бюджетный контроль, различают15:
По времени проведения бюджетный контроль подразделяют на16:
Все виды бюджетного контроля основаны на определенных формах и методах их проведения17.
Основными методами бюджетного контроля являются:
1.4. Организационно-правовые формы бюджетного контроля
Статья 265 БК РФ разделяют финансовый контроль на финансовый контроль, осуществляемый законодательными (представительными) органами, представительными органами местного самоуправления и финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления19.
В соответствии с пунктом 2 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации законодательными (представительными) органами, представительными органами местного самоуправления создаются контрольные органы (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления).
В соответствии с главой 26 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей основы государственного и муниципального финансового контроля, органами государственного и муниципального финансового контроля являются20:
Органами государственного или муниципального финансового контроля являются:
Не входят в число органов государственного и муниципального финансового контроля законодательные (представительные) органы; представительные органы местного самоуправления; главных распорядителей; распорядителей бюджетных средств.
Органы исполнительной власти, осуществляющие государственный финансовый контроль, обобщенно указаны как контрольные и финансовые органы исполнительной власти
Контрольные
полномочия финансовых органов,
главных распорядителей и
На основании ч. 5 ст. 101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату Российской Федерации. Состав и порядок ее деятельности определяются федеральным законом. Статья 102 (пп. «и» п. 1) Конституции России относит к ведению Совета Федерации назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, в то же время ст. 103 (пп. «г» п. 1) относит к ведению Государственной Думы назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, на органы местного самоуправления и иные субъекты права получения, перечисления либо использования средств из федерального бюджета, а также имеющие законные льготы и преимущества.
Счетная палата осуществляет подготовку и представление заключений или письменных ответов в пределах своей компетенции на основании запросов органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Примечательно и то, что контрольные органы Президента и Правительства РФ по закону обязаны оказывать содействие деятельности Счетной палаты, предоставлять по ее запросам информацию о результатах проводимых ревизий и проверок. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате РФ влечет за собой уголовную ответственность (в том числе и лица, занимающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации) по ст. 287 Уголовного кодекса РФ21.
Предписания Счетной палаты руководителям федеральных органов исполнительной власти, членам Правительства России, а также руководителям органов исполнительной власти субъектов Федерации принимаются Коллегией Счетной палаты и подписываются Председателем Счетной палаты или заместителем Председателя Счетной палаты.
Учитывая комплексный и кодифицирующий характер Бюджетного кодекса Российской Федерации, полагаем, что глава 26 «Основы государственного и муниципального финансового контроля» могла бы открываться специальной статьей, посвященной финансово-бюджетному контролю, осуществляемому Счетной палатой Российской Федерации. Затем уже могла бы следовать ныне действующая ст. 265 о формах финансового контроля, реализуемых законодательными (представительными) органами.
Резюмируя рассмотрение проблем деятельности специальных государственных органов по осуществлению парламентского контроля бюджетных отношений на уровне Российской Федерации и субъектов Федерации, следует отметить, что если в 1911 г. в каждой из 60 губерний России существовали Контрольные палаты (в числе основных функций которых были: проверка проектов бюджета, подготовка отчетов по доходам и расходам сметы), то в современной Российской Федерации квалифицированное большинство членов Федерации не имеет таких органов финансового контроля22.
Вполне закономерно, что создание собственных контрольных подразделений законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации для проведения внешнего аудита бюджетов Бюджетный кодекс Российской Федерации закрепил в качестве одного из важнейших прав этих органов (ч. 2 ст. 265)23.
Наряду с парламентскими формами контроля Бюджетный кодекс РФ определил в качестве субъектов финансового контроля органы исполнительной власти (как федерального уровня, так и субъектов Федерации) и органы местного самоуправления. Причем в Кодексе названы конкретные субъекты права осуществления финансового контроля органов исполнительной власти и местного самоуправления, а именно: Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований, а также главные распорядители и распорядители бюджетных средств . Кодекс, несомненно, повысил роль в осуществлении финансового контроля Федерального казначейства, закрепив его исключительные полномочия в области применения мер принуждения при нарушениях бюджетного законодательства.
Кодекс не содержит указаний о возможности создания специальных органов Правительства Российской Федерации по контролю бюджетных вопросов, таких, например, как образованный в 1996 г. Межведомственный совет по государственному контролю, обеспечению своевременности и полноты сбора налогов и других платежей в федеральный бюджет. Не вполне вписываются в организационно-правовые формы финансового контроля и полномочия контрольного управления Президента Российской Федерации, которое имеет право взаимодействовать со Счетной палатой РФ, организовывать контроль и проверку деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации и т. д.24.
Конституция России и Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»25 (ст. 15) определяют и существенные полномочия этого высшего органа исполнительной власти страны по контролю и регулированию финансовой деятельности общероссийских министерств и ведомств, а также вопросов бюджетного федерализма и межбюджетных отношений26.
Информация о работе Полномочия органов государственного и муниципального финансового контроля