Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 16:50, контрольная работа
Краткое описание
Функционирование финансовой системы, реализуемое в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, обусловливает возникновение соответствующих финансовых отношений, которые подлежат четкому правовому регулированию: определению прав и обязанностей участвующих в них субъектов, а также их ответственности в случае нарушения установленного порядка.
По своему содержанию эти
предписания касаются порядка и размеров
платежей в государственную или муниципальную
казну, целей использования государственных
и муниципальных денежных средств и т.
п. Такой метод способствует полному и
своевременному поступлению средств в
распоряжение государства (муниципальных
образований), их использованию по целевому
назначению в соответствии с государственными
(муниципальными) планами и программами,
соблюдению режима экономии.
При использовании государством
или муниципальными образованиями для
формирования своих ресурсов платежей добровольного
характера (государственные займы,
казначейские обязательства, лотереи
и т. п.) в определенной части также действует
метод властных предписаний. Например,
этим методом государство определяет
условия проведения государственных внутренних
займов, выпуска государственных казначейских
обязательств, что не может быть изменено
по соглашению сторон и является обязательным
для соблюдения лицами, вступившими в
данные отношения.
Специфика основного метода
финансового права отражается и на круге государственных
органов, уполномоченных давать властные
предписания участникам финансовых отношений.
В силу существующего распределения компетенции
между государственными органами большая
часть таких предписаний реализуется
финансовыми органами государства, созданными
специально для осуществления финансовой
деятельности. Участники финансовых отношений,
которым адресованы данные предписания
(различные органы государственного управления,
организации и т. д.), находятся во взаимосвязи
с указанными органами и подчинены им
лишь по линии функции финансовой
деятельности. Они не зависят от этих
органов по всем направлениям, как при
отраслевом управлении по вертикали (министерство,
с одной стороны, и подведомственные ему
организации — с другой).
Однако это не означает, что
финансово-правовое регулирование методом
властных предписаний не распространяется
на отношения вертикального соподчинения.
Властные предписания, касающиеся финансовой
деятельности предприятий, организаций
и учреждений, направляются и со стороны
вышестоящих инстанций. Но для финансово-правового
регулирования наиболее характерно использование
этого метода именно в функциональных
взаимосвязях с финансово-кредитными
органами.
Финансовому праву свойственны
и иные способы регулирования
- рекомендации, согласования, договоры
и т. п. Так, в федеральном законодательстве
содержатся рекомендации субъектам РФ
о преобразовании их внебюджетных целевых
фондов в бюджетные, устанавливаются некоторые
налоги, правом введения которых наделены
представительные органы государственной
власти субъектов РФ. По вопросам общих
принципов налогообложения согласно Конституции
РФ должны быть рассмотрены предложения
субъектов РФ в Федеральном Собрании.
Финансовые органы вправе предоставлять
предприятиям на условиях, установленных
законодательством России, отсрочку и
рассрочку платежа на основе соглашения
между ними и т. д. Все эти способы находятся
в том или ином сочетании с основным методом
финансово-правового регулирования —
методом властных предписаний.
Четкость правового регулирования
финансовых отношений, которую призван
обеспечить упомянутый метод, важна не
только для осуществления должной организованности
работы государственных органов, органов
местного самоуправления, но и для соблюдения
интересов государства, муниципальных
образований, а также граждан, предприятий,
организаций, учреждений, а в конечном
счете — для выполнения государством
его функций в целом.
Современное финансовое право
Российской Федерации испытывает влияние
новых социально-экономических и политических
условий и развивается вместе с государством.
В этом процессе можно отметить следующие
наиболее существенные направления.
Во-первых, это изменения финансово-правовых
норм, обусловленные переходом к рыночной
экономике. Теперь эти нормы базируются
на принципе равенства прав субъектов
финансовых правоотношении независимо
от формы собственности и соответственно
их финансовых обязанностей перед государством
и муниципальными образованиями, прав
на защиту их законных интересов, на самостоятельность
хозяйствующих субъектов и т. д. При этом
защита названных прав нуждается в усилении.
Во-вторых, на новом, современном,
этапе требуется усиление нацеленности
финансово-правовых институтов на стимулирование
эффективности экономики, активизацию
решения социальных задач.
В-третьих, применение специфической финансово-правовой
ответственности за правонарушения в
области финансов. Речь идет об ответственности
государственных органов, осуществляющих
финансовую деятельность, предприятий
и организаций, предпринимателей и других
физических лиц (например, при неуплате
налогов). Данное направление также нуждается
в усовершенствовании.
В-четвертых, финансово-правовое
регулирование нуждается в большем разнообразии
методов финансовой деятельности
государства и органов местного самоуправления,
поскольку в них все еще преобладает фискальная
сторона (развитая система налогов и сборов
для привлечения средств в казну при недостаточном
участии социальной сферы в использовании
финансовых ресурсов).
В-пятых, финансовое право отражает развитие в России
федеративных отношении и местного самоуправления.
Эти процессы сочетаются с мерами по укреплению
вертикали власти, которое рассматривается
как условие обеспечения в соответствии
с Конституцией РФ (ст. 71, 114) единой финансовой
политики в стране.
Вместе с тем требуется усиление
внимания к местному самоуправлению в
сфере финансовых правоотношений.
В-шестых, финансово-правовые
нормы, закрепляющие полномочия государственных
органов в области финансов, отражают конституционный
принцип разделения властей (ст. 10
Конституции РФ). Уточнение компетенции
государственных органов (включая финансовые),
их структуры и системы было целью административной
реформы, предпринятой на основании Указа
Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе
и структуре федеральных органов исполнительной
власти» (с изм. на 22 июня 2010 г., № 773)'.
Отмеченные направления в развитии
финансового права Российской Федерации
во многих случаях представляют лишь наметившиеся
тенденции, которые требуют своего углубления.
Важно, чтобы это развитие в целом соответствовало
нормам международного права, положениям
Всеобщей декларации прав человека, принятой
Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря
1948 г., и способствовало созданию финансовой
основы для их реализации, утверждению
прав и свобод человека, защите чести и
достоинства как высшей ценности общества
и государства.