Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 16:00, контрольная работа
Цель работы – проанализировать систему финансового права. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: охарактеризовать финансовое право как отрасль права;
рассмотреть предмет финансового права;
разобрать метод финансового права;
раскрыть понятие и структуру системы финансового права;
рассмотреть подотрасли финансового права.
Введение 3
1. Понятие, предмет и метод финансового права 5
1.1. Финансовое право как отрасль права 5
1.2. Предмет финансового права 8
1.3. Метод финансового права 11
2. Система финансового права 15
2.1. Понятие и структура системы финансового права 15
2.2. Подотрасли финансового права 18
Заключение 23
Библиографический список 25
Содержание
Введение 3
1. Понятие, предмет и метод финансового права 5
1.1. Финансовое право как отрасль права 5
1.2. Предмет финансового права 8
1.3. Метод финансового права 11
2. Система финансового права 15
2.1. Понятие и структура системы финансового права 15
2.2. Подотрасли финансового права 18
Заключение 23
Библиографический список 25
Введение
Рыночная экономика при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Являясь частью рыночных экономических отношений, финансы одновременно выступают важным инструментом реализации государственной политики. Вот почему необходимо знать природу и сущность финансов, разбираться в особенностях функционирования правовых норм, регулирующих правовые отношения, учиться посредством этих норм воздействовать на общественные отношения.
Финансовое право — совокупность юридических норм регулирующих общественные отношения в процессе финансовой деятельности государства.
Финансовое право состоит из двух частей — Общей и Особенной.
Общая часть включает: нормы, регулирующие общие принципы, финансово-правовые нормы и финансовые правоотношение; финансовую деятельность государства и муниципальных образований; вопросы регулирования финансового контроля в государстве; финансово-правовую ответственность.
Особенную часть составляют следующие институты: финансового права; бюджетного права; налогового права; банковского и небанковского кредитования; страхового дела; денежного и валютного обращения; деятельности на рынке ценных бумаг.
Цель работы – проанализировать систему финансового права.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Структура работы. Контрольная работа включает в себя введение, два раздела, заключение и библиографический список.
1. Понятие, предмет и метод финансового права
1.1. Финансовое право как отрасль права
Финансовое право – отрасль права, представляющая собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования государством определенных фондов денежных средств. Однако финансовое право достаточно широко взаимодействует с другими отраслями права, в том числе с гражданским. Связь финансового права с гражданским правом определена тем, что часть отношений в области кредита, расчетов, страхования регулируется нормами гражданского права. Отличие заключается в том, что гражданско-правовые отношения предусматривают равенство сторон, в то время как финансово-правовые отношения подразумевают наличие властных полномочий, присущих государственным и финансово-кредитным органам1.
Финансовое право – это самостоятельная, относительно замкнутая часть системы российского права, которая представляет собой совокупность правовых норм и отличается определенным юридическим своеобразием. Будучи частью системы права, финансовое право характеризуется признаками, которые объединяют эту отрасль права со всеми другими. К таким признакам относятся следующие.
Финансовое право состоит из нормативных предписаний, которые определяют поведение субъектов (физических и юридических лиц) в специфической сфере социальной действительности – в сфере финансовой деятельности государства. Например, ст. 3 НК РФ2 представляет собой предписание, устанавливающее обязанности налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги, представлять в налоговый орган налоговые декларации и т.д. По своему содержанию эти предписания являются финансовыми, касаются порядка и размеров платежей в государственную или муниципальную казну, регулирования доходов местных бюджетов, контрольной деятельности ЦБ РФ и т.д.
Для финансового права, как и для других отраслей права (для этой отрасли в особенности), характерна формальная определенность. Эта формальная определенность проявляется в четкости, однозначности и лаконичности законодательных предписаний. Например, ст. 6 БК РФ3 дает четкие и лаконичные определения наиболее важных бюджетных категорий: бюджета, дефицита бюджета, дотации и т.д. Так, бюджет определяется как «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Формальная определенность – важнейший признак финансового права, благодаря которому лица, осуществляющие финансовую деятельность, четко знают границы правомерного и неправомерного поведения, свои права и обязанности, несут ответственность.
Финансовое право представляет систему норм. Эту систему характеризует высокая степень ее внутренней организации, спаянности всех финансово-правовых норм в единое целое и вместе с тем их деление на подсистемные образования: подотрасли и правовые институты. Только системное, неrlротиворечивое финансовое право способно быть эффективным и выполнить стоящие перед ним задачи.
Внешняя форма финансового права выражена в его законодательстве.
Финансовому праву, как и другим отраслям российского права, присуща специфическая форма выражения – финансовое законодательство.
Финансовое законодательство представляет собой весь комплекс нормативных актов, издаваемых органами как законодательной, так и исполнительной власти, содержащих нормы финансового права. Важнейшими из этих актов являются федеральные законы: БК РФ, НК РФ, Закон о Банке России4 и другие законы.
Однако в систему финансового законодательства входят и подзаконные акты. Такими актами являются Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора5, другие акты Правительства РФ по вопросам финансовой деятельности, а также нормативные приказы и инструкции Минфина России, ЦБ РФ и т.д.
Нормативные предписания в области финансовой деятельности государства обязательны для тех, кому они адресованы, хотя в большинстве случаев граждане и юридические лица подчиняются им добровольно. Однако если субъекты финансово-правовых отношений нарушают нормативные предписания, обязательность финансового права выражается в применении к ним мер государственного принуждения. Так, в соответствии со ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе изымать при проведении налоговых проверок налогоплательщика документы, свидетельствующие о совершении им налогового правонарушения.
Будучи частью системы российского права и имея общие с другими отраслями права признаки, финансовое Право вместе с тем отличается юридическими особенностями. Данной отрасли права присуши:
1.2. Предмет финансового права
Предметом регулирования любой отрасли права являются общественные отношения. Предметом финансового права служат общественные отношения по созданию, распределению и использованию денежных фондов, т.е. финансы6.
Предмет финансово-правого регулирования - это участок общественных отношений, которые требуют их упорядочения, т.е. правовой регламентации.
Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т.с. деятельности по организации денежного обращения в стране, мобилизации денежных средств в бюджетные и во внебюджетные фонды, их использованию в интересах общества и государства.
Предметом регулирования финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, направленной на выполнение своих задач и функций и состоящей в управлении денежными средствами. Эти отношения отличаются не только своим содержанием, но и составом участников7.
В процессе осуществления финансовой деятельности государства возникают и другие общественные отношения: по валютному регулированию, государственному кредиту, финансовому контролю, страхованию и т.д. Все названные отношения нуждаются в их упорядочении, т.е. в правовой регламентации.
«Общественные отношения» - ключевое понятие при объяснении предмета правового регулирования. Эти отношения – человеческие отношения и тогда, когда речь идет об организациях (юридических лицах) как субъектах этих отношений, ибо они представляют собой коллективные субъекты. Правовое регулирование заключается в том, что поведение каждого из субъектов данных отношений определяется правовыми нормами.
Главная особенность общественных отношений, являющихся предметом финансового права, состоит в том, что они возникают в процессе финансовой деятельности государственных и муниципальных органов. Поясняя эту особенность, следует сказать, что общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, являются имущественными отношениями, так как прямо или косвенно связаны со специфическим имуществом – денежными средствами. Поэтому данные общественные отношения в литературе по финансовому праву называются финансовыми, а нередко еще проще – денежными отношениями, которые требуют детализированного и четкого опосредования нормами финансового права8.
В предмет финансового права включаются не все, а только те денежные отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства и связаны с мобилизацией денежных средств в государственные и муниципальные фонды и их использованием в интересах общества и государства.
Существуют группы денежных отношений, регулируемых иными отраслями права. Например, денежные отношения по поводу купли- продажи имущества регулируются нормами гражданского права; взыскание административного штрафа – нормами административного права; оплата труда работников – нормами трудового права.
Важнейшие черты отношений, составляющих предмет финансового права, заключаются в том, что:
Названные особенности позволяют выделить из большого круга денежных отношений те, которые по своему характеру являются финансовыми. Они имеют ряд особенностей, позволяющих их классифицировать по определенным группам. Так, финансовые отношения возникают:
Общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, однородны по своему характеру; это финансовые отношения. Но одновременно финансовые отношения многообразны и имеют тенденцию к дроблению: выделению основных групп финансовых отношений и примыкающих к ним других групп финансовых отношений. В дифференциации финансовых отношений, входящих в предмет финансово-правового регулирования, на основные и примыкающие группы состоит их вторая особенность.
1.3. Метод финансового права
Своеобразие предмета регулирования
обусловливает особенности
Метод финансового права – совокупность юридических приемов, способов и средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли права. К особенностям метода финансового права можно отнести преобладание позитивных обязываний, конформизм, императивность, неравенство субъектов, рекомендации и согласования10.
Информация о работе Понятие, предмет и метод финансового права