Почему исполнение федерального бюджета в РФ закреплено за органами федерального казначейства
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 15:15, реферат
Краткое описание
Федеральная казначейская система активно способствует процессу укрепления экономического могущества страны, его развитию во всех областях. Организация исполнения федерального бюджета в Российской Федерации требует постоянного контроля за правильным и своевременным доведением до учреждений и организаций, предусмотренных бюджетом платежей, за правильным и целевым расходованием средств федерального бюджета, за соблюдением государственной финансовой дисциплины. Органы федерального казначейства непосредственно исполняют федеральный бюджет России.
Содержание
Введение 3 1. История возникновения и развития органов федерального казначейства в России 4 2. Становление казначейской системы 11 2.1 Федеральное казначейство в финансовой системе РФ. 11 2.2 Задачи и права органов казначейства 14 2.3 Федеральное казначейство на современном этапе 21 Заключение 25 Список литературы т 27
Таким образом, возникло, развивалось,
упразднялось, снова возрождалось Казначейство
России.
2. Становление
казначейской системы
2.1 Федеральное казначейство в финансовой
системе РФ.
Существует система органов
управления, для которых сама финансовая
деятельность является основной, определяющей
содержание их компетенции. Эта система
финансово-кредитных органов, специально
созданных для управления финансами и
осуществления контроля в этой сфере как
его неотъемлемой функции. Данные органы
охватывают своим воздействием все звенья
финансовой системы - бюджет, целевые внебюджетные
фонды, кредит, страхование, финансы предприятий,
организаций, учреждений. Система финансово-кредитных
органов в РФ, в связи с экономическими
преобразованиями была существенно перестроена,
появились новые органы.
В единую систему органов государственного
управления финансами в Российской Федерации
входят Министерство финансов РФ, министерства
финансов республик, финансовые управления
в других субъектах Федерации и органы
федерального казначейства. Кроме того,
в системе органов местного самоуправления
административно-территориальных единиц
(районов и городов) образуются финансовые
отделы.
Особенностью финансовой деятельности
является то, что ее осуществляют все органы
государственной власти в зависимости
от установленной компетенции.
Для осуществления финансовой
деятельности, в качестве основной функции,
были созданы специальные органы государственного
управления:
Министерство
финансов Российской Федерации;
Федеральное
казначейство Российской Федерации;
Государственная
налоговая служба Российской Федерации;
Центральный
банк Российской Федерации (Банк России).
Федеральное казначейство
Российской Федерации создано Указом
Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556. Единую
централизованную систему органов федерального
казначейства возглавляет руководитель
Федерального казначейства - начальник
Главного управления Федерального казначейства
Министерства финансов РФ.
В соответствии с Положением
о Федеральном казначействе РФ, утвержденным
постановлением Совета Министров - Правительства
РФ от 27 августа 1993 г. № 864, единая централизованная
система органов федерального казначейства
состоит из Главного управления федерального
казначейства Министерства финансов РФ
и подчиненных ему территориальных органов
федерального казначейства по республикам
в составе Российской Федерации, краям,
областям, автономным образованиям, городам
Москве и Санкт-Петербургу, городам (за
исключением городов районного подчинения),
районам и районам в городах. Казначейство
подчиняется Министерству финансов РФ.
Органы казначейства взаимодействуют
с органами государственного управления
субъектов Федерации в процессе зачисления
доходов и взаиморасчетов между бюджетами,
а также координации работы по созданию
информационной базы о состоянии бюджетной
системы Российской Федерации.
Казначейство информирует
законодательные и исполнительные органы
государственной власти Российской Федерации
о результатах исполнения федерального
бюджета, иных финансовых операциях Правительства
РФ, а также о состоянии государственных
(федеральных) внебюджетных фондов и бюджетной
системы Российской Федерации.
В целях улучшения организации
работы и усиления контроля за исполнением
федерального бюджета Главное управление
Федерального казначейства Министерства
финансов РФ взаимодействует с Банком
России, с Государственной налоговой службой
РФ, иными федеральными органами исполнительной
власти РФ. Органы казначейства осуществляют
контрольные функции во взаимодействии
с соответствующими органами исполнительной
власти, налоговыми, правоохранительными
органами и банками; материалы по фактам
нарушений, за которые предусмотрена уголовная
ответственность, передают правоохранительным
органам. В определенных случаях органы
казначейства предъявляют иски в суд и
в арбитражный суд. Например, в 2001 г. органы
федерального казначейства передали в
правоохранительные органы материалы
проверок по 781 факту незаконного использования
средств федерального бюджета. Сумма этих
нарушений составила 121,6 млн. руб. Взыскание
финансовых санкций по итогам контрольных
мероприятий органов Минфина России (включая
совместные проверки УФК и КРУ) преимущественно
осуществлялось в принудительном порядке:
на 301,9 млн. руб. были выставлены инкассовые
поручения, на 1098,4 млн. руб. - оформлены
уведомления об уменьшении бюджетных
ассигнований; в судебные органы было
подано 594 иска на взыскание штрафных санкций
в размере 891 млн. руб., в добровольном порядке
было предложено внести 121,5 млн. руб. Весьма
очевидна эффективность работы органов
федерального казначейства по выявлению
нарушений финансовой дисциплины.
2.2 Задачи
и права органов казначейства
В Российской Федерации устанавливается
только одна система исполнения бюджетов
всех уровней – казначейская. Организацией
исполнения бюджетов занимаются органы
исполнительной власти, причем непосредственное
исполнение бюджетов осуществляют финансовые
органы, в составе которых создаются казначейства
(Федеральное и территориальные). Именно
эти органы в лице казначейства осуществляют
управление счетами бюджетов и бюджетными
средствами, являются кассирами всех распорядителей
и получателей бюджетных средств.
В своей деятельности федеральное
казначейство руководствуется Положением
«О федеральном казначействе РФ», утверждённым
Постановлением Правительства РФ от 27
августа 1993 года № 864 (в редакции от 28.01.97г.).
На сегодняшний день это положение определяет
задачи и функции органов федерального
казначейства, основными из которых являются:
организация,
осуществление и контроль за исполнением
федерального бюджета, управление доходами
и расходами этого бюджета на открываемых
в банках счетах казначейства, исходя
из принципа единства кассы;
регулирование
финансовых отношений между федеральным
бюджетом и государственными (федеральными)
внебюджетными фондами, финансовое исполнение
этих фондов, контроль за поступлением
и использованием внебюджетных (федеральных)
средств;
сбор, обработка
и анализ информации о состоянии государственных
финансов, представление высшим законодательным
и исполнительным органам государственной
власти РФ отчетности о финансовых операциях
Правительства РФ по федеральному бюджету,
о государственных (федеральных) внебюджетных
фондах, а также о состоянии бюджетной
системы Российской Федерации;
осуществление
краткосрочного прогнозирования объемов
государственных финансовых ресурсов,
а также оперативное управление этими
ресурсами в пределах установленных на
соответствующий период государственных
расходов;
управление
и обслуживание совместно с Центральным
банком РФ и другими уполномоченными банками
государственного внутреннего и внешнего
долга РФ;
разработка
методологических и инструктивных материалов
по вопросам, относящимся к компетенции
казначейства, обязательных для органов
государственной власти, предприятий,
учреждений и организаций, включая организации,
распоряжающиеся средствами государственных
(федеральных) внебюджетных фондов;
ведение
операций по учету государственной казны
РФ.
В первые годы своей деятельности
казначейство столкнулось с множеством
проблем в организации и исполнении федерального
бюджета. Отсутствовали нормативные документы
по организации бюджетного процесса, бюджет
на соответствующий год утверждался в
год его исполнения. Приходилось в течение
пяти месяцев работать «вслепую», не было
единого порядка учета и распределения
федеральных регулирующих налогов, перечисления
их на счета бюджетов всех уровней. Из-за
несовершенства действующих нормативных
документов у финансовых органов возникало
сомнение в правильности распределения
и зачисления органами казначейства причитающихся
территориальным бюджетам налогов и платежей,
а порой и произвольное их толкование.
29 декабря 1994 г. был издан
приказ Министерства финансов
РФ №177 «О бюджетной классификации»,
введенный в действие с 1 января
1995 г. В процессе формирования
федерального бюджета на 1996 г. был
разработан и принят Федеральный
закон «О бюджетной классификации Российской
Федерации».
В 1996-1999 годах произошли существенные
изменения в налоговом законодательстве,
не получившие отражения в утвержденной
бюджетной классификации. Произошли также
изменения в структуре федеральных органов
исполнительной власти. Все это потребовало
приведения в соответствие сложившейся
в 1996-1999 годах структуры бюджетов с действующим
налоговым законодательством, структурой
федеральных органов исполнительной власти
с учетом перехода в 1998 г. на международную
бюджетную классификацию.
К одному из первых этапов
работы органов федерального казначейства
после организационных вопросов можно
отнести исполнение федерального бюджета
по доходам: открытие балансовых счетов
090 (40101) «Налоги, распределенные органами
федерального казначейства между различными
уровнями бюджетов» и 100 (40102) «Доходы федерального
бюджета»; ежедневный учет поступивших
налогов и платежей; распределение и зачисление
в бюджеты всех уровней (федеральный и
территориальные) в соответствии с нормативами
отчислении, льготами и отсрочками, предоставленными
налогоплательщикам по решению законодательных
(представительных) органов власти субъектов
федерации и органов местного самоуправления.
1999 год стал еще одним
этапом становления казначейской
системы. Органы федерального казначейства
приступили осуществлению кассового
обслуживания исполнения бюджетов
субъектов РФ и местных бюджетов.
Отличительной чертой 2000 г. с точки
зрения учета операций по исполнению
федерального бюджета стало введение
в действие Бюджетного кодекса
Российской Федерации. Положения
Бюджетного кодекса позволили
более четко провести черту
между сферами правоприменения
налогового, гражданского и бюджетного
законодательства. Казначейство получило
три основных нормативно-методических
документа (инструкцию о порядке
ведения учета доходов федерального бюджета
и распределения в порядке регулирования
доходов между бюджетами разных уровней
бюджетной системы РФ; инструкцию о порядке
открытия и ведения территориальными
органами федерального казначейства МФ
РФ лицевых счетов для учета операций
по исполнению расходов федерального
бюджета; инструкцию по ведению бухгалтерского
учета в бюджетных учреждениях), регулирующих
деятельность всех участников бюджетного
процесса. Таким образов, была сформирована
законодательная и нормативная база, а
самое главное, на 1 января 2000 г. было выведено
нулевое сальдо, без которого очень трудно
начать двигаться по четкому соблюдению
«котлового»» принципа учета и распределения
доходов. Новый порядок распределения
доходов по уровням бюджетной системы
уже в первые месяцы после его введения
позволил существенно повысить объем
доходов федерального бюджета.
В 2001 г. функции органов федерального
казначейства дополняются выполнением
ново поставленных задач: установлен единый
порядок применения мер принуждения к
нарушителям бюджетного законодательства
России. В условиях массовых неплатежей,
несовершенства законодательства, а также
вынужденного отказа государства от ряда
своих обязательств продолжает увеличиваться
количество исков, предъявляемых к казне
Российской Федерации и Правительству
РФ для решения поставленных вопросов.
Приказом Министерства финансов РФ от
15 мая 2001 г. № 36н определен порядок организации
работы Минфина и территориальных органов
федерального казначейства по взысканию
на основании исполнительных листов судебных
органов средств по денежным обязательствам
федерального бюджета, утверждены Правила
организации работы. Указанные правила
распространяются на получателей средств
федерального бюджета, которым для учета
операций открыты лицевые счета в органах
федерального казначейства.
Начиная с 2002 г. все участники
бюджетного процесса действуют в соответствии
с едиными правилами и процедурами, учет
налогового обязательства ведется только
по виду налога, а не в зависимости от того,
как распределяются доходы от уплаты этого
налога по уровням бюджетной системы;
прекращена практика предоставления субъектами
Федерации отсрочек (рассрочек) и льгот
по регулирующим Федеральным налогам
и сборам в доле, подлежащей зачислению
в бюджет субъекта Федерации.
В ст.168 Бюджетного Кодекса
сказано, что «органы исполнительной власти
Российской Федерации вправе осуществлять
исполнение бюджетов субъектов РФ и местных
бюджетов через Федеральное казначейство
на основании соглашений. При этом полномочия
органов Федерального казначейства распространяются
на организации (включая кредитные организации),
осуществляющие операции со средствами
соответствующих бюджетов в объеме имеющихся
полномочий применительно к средствам
федерального бюджета») закреплено право
органов исполнительной власти РФ осуществлять
исполнение через территориальные органы
Федерального казначейства. При этом органы
Федерального казначейства осуществляют
функции по исполнению бюджетов субъектов
РФ и местных бюджетов на основе заключенных
бюджетных соглашений о полномочиях по
кассовому обслуживанию (учету доходов,
расходов и источников финансирования
дефицита) исполнения соответствующего
бюджета с органом исполнительной власти
субъекта РФ либо органом местного самоуправления.
Кроме того, статья устанавливает, что
территориальные органы Федерального
казначейства осуществляют контроль за
целевым и эффективным расходованием
средств не только бюджетов субъектов
РФ и местных бюджетов, но также и федерального
бюджета со стороны организаций – непосредственных
получателей бюджетных средств на обслуживаемой
территории. Деятельность кредитных организаций,
обслуживающих операции по движению бюджетных
средств, в том числе и из федерального
бюджета, на соответствующей территории
также контролируется органами Федерального
казначейства в части сроков прохождения
этих операций.