Почему исполнение федерального бюджета в РФ закреплено за органами федерального казначейства
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 15:15, реферат
Краткое описание
Федеральная казначейская система активно способствует процессу укрепления экономического могущества страны, его развитию во всех областях. Организация исполнения федерального бюджета в Российской Федерации требует постоянного контроля за правильным и своевременным доведением до учреждений и организаций, предусмотренных бюджетом платежей, за правильным и целевым расходованием средств федерального бюджета, за соблюдением государственной финансовой дисциплины. Органы федерального казначейства непосредственно исполняют федеральный бюджет России.
Содержание
Введение 3 1. История возникновения и развития органов федерального казначейства в России 4 2. Становление казначейской системы 11 2.1 Федеральное казначейство в финансовой системе РФ. 11 2.2 Задачи и права органов казначейства 14 2.3 Федеральное казначейство на современном этапе 21 Заключение 25 Список литературы т 27
Федеральное казначейство
регистрирует все операции, связанные
с поступлением в федеральный бюджет доходов
и поступлений из источников финансирования
дефицита федерального бюджета, а также
с санкционированием и финансированием
расходов федерального бюджета, в Главной
книге Федерального казначейства. Федеральное
казначейство также ведет сводный реестр
получателей средств федерального бюджета.
Порядок регистрации и учета получателей
средств устанавливается Министерством
финансов РФ. Главная книга ведется во
всех территориальных органах федерального
казначейства, организующих учет исполнения
федерального бюджета. Она служит для
синтетического учета, в ней одновременно
отражаются хронологические и систематические
записи по счетам бухгалтерского учета
в соответствии с единым планом счетов,
утвержденным Инструкцией Министерства
финансов РФ по бухгалтерскому учету исполнения
бюджетов от 17.02.1999 г. № 15.
В случае выявления нарушений
бюджетного законодательства, органы
Федерального казначейства на основе
распоряжения министра финансов РФ имеют
право приостановить финансирование.
Право требовать устранения нарушений,
выявленных при исполнении федерального
бюджета, они имеют в соответствии с Положением
«О Федеральном казначействе», утвержденным
Правительством РФ от 27.08.1993 г. № 864 (в ред.
от 28.01.1997 г.). В соответствии со ст.284 Бюджетного
Кодекса РФ и Положением, упомянутым выше,
органы Федерального казначейства имеют
право составлять протоколы, являющиеся
основанием для наложения штрафов. Все
эти полномочия законодательно закреплены.
В течение всех прошедших лет,
а также в настоящее время органы федерального
казначейства осуществляют предварительный
и текущий контроль на всех этапах исполнения
бюджета: от принятия бюджетными учреждениями
обязательств, оплата которых производится
из федерального бюджета, до проверки
фактического объема выполненных работ
и услуг с учетом соблюдения необходимых
процедура положений по бухгалтерскому
учету и отчетности строго в соответствии
с бюджетной классификацией РФ. Каждый
полученный учреждениями рубль, независимо
от цели использования подвергался и подвергается
тщательной проверке.
Детальный учет расходов позволяет
в ходе исполнения бюджета в более полной
мере реализовать принцип обязательной
сбалансированности бюджета, компенсировать
диспропорции, которые неизбежно возникают
на этапе его прогнозирования в условиях
нестабильной экономической ситуации.
2.3 Федеральное казначейство на современном
этапе
В период существования СССР
порядок кассового исполнения бюджета
определялся Госбанком СССР. Бюджетные
средства рассматривались как кредитный
ресурс государства и финансирование
бюджетных учреждений осуществлялось
на вновь открываемые счета путем выделения
бюджетных кредитов. При банковской системе
исполнения бюджета, государство контролировало
финансовую систему посредством Госбанка,
отслеживало целевое и эффективное использование
бюджетных ассигнований.
С распадом СССР сложилась
смешанная система кассового исполнения
бюджета. Государственная система бюджетных
расчетов оказалась недостаточно гибкой
и стабильной. В дальнейшем ситуация, сложившаяся
с конца 1991 г. и усугубившаяся в 1992 г., характеризовалась
тем, что деньги у очень крупных бюджетополучателей
оказались в коммерческих банках, которые
уже не могли дать гарантии их сохранности.
Банки, в одних случаях умышленно, в других,
- по объективным причинам, не доводили
средства до бюджетополучателей, рассматривая
их в период кризиса, прежде всего, как
дешевые кредитные ресурсы для поддержания
собственной стабильности. В бюджетном
хозяйстве страны был беспорядок.
Этот процесс был локализован,
а затем и полностью изжит, когда деньги,
проходя только через счета федерального
казначейства, стали поступать в учреждения
федеральной бюджетной сферы на соответствующей
территории субъекта Федерации, района
или города.
Вторая задача, гораздо более
важная, состояла не только в том, чтобы
обеспечить контроль за прохождением
средств сверху вниз, но и в налаживании
и осуществлении жесточайшего предварительного
и текущего контроля за выделением и расходованием
государственных средств непосредственно
бюджетополучателями.
Окончательно сформировавшаяся
уже к 1995-1998 году Единая централизованная
система органов Федерального казначейства
состоит из Главного управления Федерального
казначейства Минфина России и подчиненных
ему территориальных органов федерального
казначейства по республикам в составе
РФ, краям, областям, автономным образованиям,
городам Москва и Санкт-Петербург, городам
(за исключением городов районного подчинения),
районам и районам в городах.
Главное управление Федерального
казначейства является структурным подразделением
центрального аппарата Минфина России
и подчиняется Министру финансов РФ.
Органы казначейства несут
установленную законодательством ответственность
за невыполнение или ненадлежащее выполнение
возложенных на них задач и подчиняются
своему вышестоящему органу и руководителю
казначейства - начальнику Главного управления
Федерального казначейства Минфина России.
В своей деятельности федеральное
казначейство руководствуется Положением
«О федеральном казначействе РФ», утверждённым
Постановлением Правительства РФ от 27
августа 1993 года № 864 (в редакции от 28.01.97г.).
Успешное развитие экономики
любого государства во многом зависит
от достоверности и оперативности получения
информации о состоянии государственных
финансовых и материальных ресурсов, а
также возможности эффективного управлениями
ими. Основным поставщиком этой информации
для Правительства Российской Федерации
выступает федеральное казначейство.
Собранная казначейством информация позволяет
правительству оценить работу органов
государственного управления и получить
более ясное представление об экономических
последствиях проводимой ими бюджетной
политики.
Для реализации функции эффективного
управления государственными финансами,
казначейство должно иметь единый счет,
по которому проводятся все операции органов
государственного управления и на котором
консолидируются все государственные
финансовые ресурсы.
Августовский кризис 1998 года
наглядно показал эффективность казначейской
системы. Средства на счетах бюджетных
учреждений, находящихся в казначействе
совершенно не пострадали, в то время как
коммерческие банки не смогли обеспечить
их должную защиту.
В тоже время, ведение единого
казначейского счета не означает ограничения
финансовой самостоятельности распорядителей
и получателей бюджетных ассигнований
в вопросах использования этих средств,
при условии, что они используются ими
в установленном порядке и в соответствии
с решениями вышестоящих распорядителей
бюджетных ассигнований.
Помимо деятельности по финансовому
управлению, казначейство может и должно
на всех этапах процесса расходования
средств осуществлять контроль за исполнением
бюджетов всех уровней. Только так можно
обеспечить единство государственных
финансов и их эффективное использование.
Реализуемый казначейством
контроль, предшествующий кассовому расходованию
государственных средств, является эффективным
средством обеспечения их целевого использования,
так как позволяет не только выявить нарушителей
финансовой дисциплины, но самое главное
- предотвратить эти нарушения.
Процедура кассового исполнения
бюджета заключается в списании бюджетных
средств (например, в пользу контрагентов
по договору) непосредственно со счета
органа федерального казначейства в пределах
установленных лимитов с отражением этой
операции на лицевом счете бюджетополучателя.
Таким образом, бюджетополучатель лишается
возможности изменить направление финансирования
определенное федеральным бюджетом и
вышестоящими распорядителями бюджетных
ассигнований.
Бухгалтерский учет операций
со средствами федерального бюджета, является
ещё одной чрезвычайно важной функцией,
выполнение которой возлагается на федеральное
казначейство. Бухгалтерский учет обеспечивает
достоверный автоматический механизм
контроля всех операций. Именно он непрерывно
дает представление о достоверной картине
движения государственных финансовых
ресурсов.
На сегодняшний день актуальным
стал вопрос эффективности использования
средств федерального бюджета, ликвидации
нефинансируемых государственных мандатов.
В системе федерального казначейства
фактически завершен процесс формирования
автоматизированного единого реестра
бюджетополучателей, позволяющего обеспечить
адресность и эффективность государственного
финансирования.
Широкий спектр функций адекватен
роли казначейства в сфере бюджетно-налоговой
политики, проводимой в Российской Федерации.
Эта роль может быть пассивной,
- когда казначейство лишь доводит выделенные
Главными распорядителями бюджетных ассигнований
ресурсы бюджетным учреждениям согласно
закону о федеральном бюджете, а может
быть активной, - когда казначейство жестко
регламентирует процесс исполнения и
контролирует все расходы бюджетных учреждений,
полностью ведет их бухгалтерский учет,
а также управляет всеми государственными
активами.
Заключение
Экономическая политика государства
в основном осуществляется с помощью финансово-кредитных
рычагов, среди которых бюджетное планирование
и бюджетный процесс являются одними из
основных. Полное и своевременное исполнение
бюджета по доходам и расходам - одна из
основных задач государства. Органом,
осуществляющим контроль над исполнением
бюджета на всех его этапах, сбор, обработку
и анализ информации о состоянии государственных
финансов, регулирующим отношения между
бюджетами различных уровней, является
созданная в декабре 1992 г. новая структура
- Федеральное казначейство Российской
Федерации.
Развитие казначейской системы
исполнения бюджета сопровождалось передачей
функций и объема работы, выполняемых
раннее органами ЦБ РФ, Государственной
налоговой службы РФ и местными финансовыми
органами, в органы казначейства. Формирование
единообразных межбюджетных отношений
явилось ключевым условием для начала
функционирования централизованной финансовой
системы.
Пройденный за эти годы путь
оказался нелегким, но достигнутыми результатами
можно гордиться. Основным достижением
можно считать тот факт, что в конце XX века
в России была выбрана правильная концепция
исполнения федерального бюджета. Можно
гордиться тем, что в такой короткий период
казначейская система уже полностью создана
и достаточно успешно функционирует.
Можно с уверенностью заявить,
что несмотря на огромные организационные
трудности - поставленные задачи выполняются,
федеральное казначейство выстояло и
доказало свое безальтернативное право
на существование. Это признание произошло
в первую очередь благодаря именно титаническому
труду, профессионализму и жесткости в
отстаивании интересов казны Российской
Федерации всех органов Федерального
казначейства.
Список литературы
Конституция
Российской Федерации от 12.12.93 г.
Бюджетный
кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г.
№145-ФЗ.
О внесении
изменений и дополнений в Бюджетный кодекс
Российской Федерации: Федеральный закон
№116-ФЗ от 05.08.2000 г.
О федеральном
казначействе: Указ Президента Российской
Федерации №1556 от 08.12.99 г.
http://www.
roskazna. ru/ - официальный сайт Федерального
казначейства (Казначейства России)
В. М. Тиницкий Казначейское дело.-М.: КноРус,2010.-152с.