Правовое регулирование финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 22:53, контрольная работа

Краткое описание

Цель моей работы исследовать правовое регулирование финансового контроля и выявить проблемы. Это обуславливает постановку следующих задач:
Дать понятие финансового контроля;
Определить задачи и виды финансового контроля;
Дать характеристику органам, осуществляющим финансовый контроль;
Определить систему правового регулирования финансового контроля и выявить ее проблемы.

Вложенные файлы: 1 файл

финправо 4 курс.docx

— 59.00 Кб (Скачать файл)

Финансовый контроль выступает разновидностью финансовой деятельности и одновременно разновидностью управленческой деятельности государства в финансовой сфере, поэтому в зависимости от субъектов, осуществляющих государственный финансовый контроль, выделяют:

-государственный: вневедомственный и ведомственный; внутрихозяйственный; финансово-кредитных органов (банковский контроль); общественный; независимый (аудиторский).

Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными. Государственный вневедомственный финансовый контроль осуществляется следующими контрольными органами: Счетной палатой РФ и контрольно-счетными органами субъектов РФ, Главным контрольным управлением Президента РФ, Департаментом государственного финансового контроля (ДГФК) Минфина России, Главным управлением федерального казначейства (ГУФК) Минфина России, Центральным банком РФ, Министерством РФ по налогам и сборам, Государственным таможенным комитетом РФ, Федеральной службой налоговой полиции РФ. Ведомственный контроль осуществляется министерствами, ведомствами за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями.

Внутрихозяйственный контроль - это контроль финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемый экономическими службами самого предприятия или организации.

Банковский контроль - это  денежный контроль за финансовой и  хозяйственной деятельностью, осуществляемый банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам.

Аудиторский (независимый) контроль - сравнительно новое направление  финансового контроля. Аудит - это форма предпринимательской деятельности аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтер­ской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документа­ции, налоговых деклараций и других финансовых обязательств хозяйствующих субъектов, а также по оказанию им иных аудиторских услуг.

Практическая реализация финансового контроля осуществляется с использованием определенных методов.

Методы финансового контроля представляют собой совокупность обоснованных и адаптированных конкретно-определенных приемов, средств или способов, применяемых при осуществлении контрольных функций.

Методы финансового контроля имеют большое значение, поскольку  от правильного выбора контролирующими  субъекта­ми конкретных действий и процедур зависят достижение конечного результата и эффективность контроля. С другой стороны, адекватное применение приемов и способов финансового контроля гарантирует соблюдение прав и законных интересов подконтрольных субъектов, позволяет не препятствовать нормальному функционированию хозяйственной деятельности.

Наличие у финансового  контроля разнообразных целей и  задач обусловливает и дифференцированный подход к их решению, необходимость использования различных способов проверок, оценок и анализа финансового состояния подконтрольных объектов.

Можно выделить шесть основных методов финансового контроля:

1)наблюдение;

2)обследование;

3)анализ;

4)проверка;

ревизия;

финансово-экономическая  экспертиза.

Наблюдение представляет собой ознакомление с деятельностью объекта контроля без применения сложных комплексных приемов получения и оценки информации.

Обследование — один из основных методов предварительного финансового контроля и направлено на исследование отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности. Обследование применяется для оперативного выявления фактов, свидетельствующих о соблюдении или несоблюдении финансовой дисциплины. Основная цель обследования — общий анализ финансово-хозяйственной деятельности, выявление ее недостатков.

Анализ представляет собой  специальный метод контроля достоверности  финансовой документации с использованием аналитических приемов математики. Как правило, объектом финансового  анализа являются бухгалтерские  счета и балансы, а главной  задачей — выявление полноты  и своевременности отражения в учете и отчетности налогооблагаемой базы. Данный метод финансового контроля осуществляется финансовыми ор­ганами, ведущими расчеты хозяйствующих субъектов по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды (налоговыми органа­ми, внебюджетными фондами).

Проверка представляет собой  один из основных методов финансового  контроля и предусматривает исследование определенного круга вопросов с целью выявления нарушений финансового законодательства. В ходе осуществления проверки контролирующие органы анализируют финансовую деятельность объекта, привлекая максимальное количество документальных источников информации. Объектом проверки может быть любая финансовая операция. Субъектами, имеющими право на проведение проверок, являются практически все органы и агенты финансового контроля.

Ревизия - это комплексная проверка, направленная на изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений, предпринимателей. Характерными чертами ревизии являются максимальный охват экономических и юридических сторон деятельности, участие в ее производстве экспертов и специалистов, сочетание различных приемов финансового контроля. Ревизия осуществляется с целью выявления законности, достоверности и целесообразности финансовых операций.

Проведение ревизии требует оперативности, высокой квалификации сотрудников проверяющего органа, четкого механизма их взаимодействия, поэтому комплексные проверки осуществляются, как правило, специальными органами финансового контроля — Счетной палатой РФ, Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ и др.

Финансово-экономическая экспертиза — проведение специалистами исследования действительных объемов и направлений движения финансовых средств в целях выявления целесообразности, рациональности и эффективности проведенных финансовых операций и финансовой деятельности и контролируемого субъекта за проверяемый период. Этот метод финансового контроля является наиболее сложным, трудоемким, но важным и необходимым как для контролирующего органа, так и для подконтрольного субъекта.

  1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

 

   2.1. Государственные органы, осуществляющие финансовый контроль

Принцип разделения властей  придает важную роль финансовому  контролю за деятельностью органов  исполнительной власти со стороны органов  представительной власти и определяет его новое содержание. Основы контроля закреплены в Конституции Российской Федерации, в конституциях республик  в составе федерации, а также  в основных законах и правовых актах представительных органов  местного самоуправления и органов  исполнительной власти.

Применительно к финансово-бюджетной  сфере парламентский контроль осуществляется на всех стадиях подготовки, рассмотрения и принятия бюджета, а также на стадии его исполнения.

К числу конкретных контрольных  полномочий представительного органа власти прежде всего стоит отнести  полномочия Государственной Думы по рассмотрению и принятию проектов бюджетов на соответствующий год и иных проектов по финансово-бюджетным вопросам, а также рассмотрение и утверждение  отчетов об исполнении бюджетов.

Полномочия Совета Федерации  по осуществлению финансового контроля реализуется посредством рассмотрения для внесения замечаний и предложений  проекта закона о федеральном  бюджете, утверждения принятого  Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год, направления  поручений и запросов Счетной  палате и анализ результатов ее работы.

Помимо представительного  органа государственной власти к  числу органов, осуществляющих функции  по финансовому контролю, относятся:

Счетная Палата РФ;

Центральный банк РФ;

Министерство финансов РФ;

Федеральное казначейство;

Федеральная служба страхового надзора;

Федеральная налоговая служба;

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;

Федеральная таможенная служба;

Федеральная антимонопольная  служба;

Федеральная служба по финансовому  мониторингу;

Федеральная служба по финансовым рынкам;

Федеральная служба по тарифам.

Счетная палата РФ, как конституционный орган финансового контроля, стоит на первом месте.

Правовые основы деятельности Счетной палаты закреплены Конституцией РФ и Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

Счетная палата должна руководствоваться  прежде всего Конституцией, затем  законами, если они не противоречат Конституции России. В практической деятельности при проведении финансового  контроля Счетная палата учитывает  все источники финансового законодательства.

Счетная палата организует и осуществляет контроль за своевременным  исполнением федерального бюджета. [3 ст. 2]

Счетная палата осуществляет финансовый контроль на основе принципов: законности, объективности, независимости, гласности.

   К числу основных задач Счетной палаты относятся:

Организация и осуществление  контроля за своевременным исполнением  федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

Определение эффективности  и целесообразности расходов государственных  средств и использования федеральной  собственности;

Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов;

Финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также  нормативных правовых актов федеральных  органов государственной власти;

Анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

Контроль за законностью  и своевременностью движения средств  федерального бюджета и средств  федеральных внебюджетных фондов в  Центральном банке РФ, уполномоченных банках;

Регулярное представление  Совету Федерации и Государственной  Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах  проводимых контрольных мероприятий.

   Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения, на федеральные внебюджетные фонды, а также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества. [7 с. 54]

   Анализ задач и полномочий Счетной палаты показывает, что, несмотря на ее наивысший статус среди контролирующих органов, данный орган является специальным, осуществляющим контроль лишь в сфере бюджетных отношений.

   Центральный банк Российской Федерации является органом валютного регулирования и валютного контроля, а также Ораном банковского регулирования и банковского надзора.

   Правовые основы деятельности Центрального банка установлены Конституцией РФ, Федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности».

   Основными целями Центрального банка являются защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы РФ, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

   К числу контрольных функций, которыми наделен Банк России, можно отнести:

Принятие решения о  государственной регистрации кредитных  организаций;

Выдачу, приостановление, отзыв  лицензии на осуществление банковских операций;

Осуществление банковского  надзора;

Организация и осуществление  валютного регулирования и валютного  контроля;

   Установление правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации.

   В целях финансового контроля Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила ведения бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.

   Министерство финансов Российской Федерации, согласно Конституции России, по поручении Правительства РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Министерство финансов является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране.

Информация о работе Правовое регулирование финансового контроля