Производство по делам о налоговых правонарушениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – проанализировать сущность и порядок производства по делам о налоговых правонарушениях.
Для достижения названной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты производства по делам о налоговых правонарушениях;
определить стадии производства по делам о налоговых правонарушениях;
проанализировать проблемы производства по делам о налоговых правонарушениях;
выявить пути совершенствования правового и организационного обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 5
1.1 Правовые основы производства по рассмотрению материалов проверок 5
1.2 Стадии производства по делам о налоговых правонарушениях 9
1.3 Сроки производства по делам о налоговых правонарушениях 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 17
2.1 Статистические данные о налоговых правонарушениях в РФ и ХМАО-Югре 17
2.2 Причины возникновения налоговых правонарушений 21
2.3 Проблемы и пути решения налоговых правонарушений 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 28

Вложенные файлы: 1 файл

Производство по делам о налоговых правонарушениях.docx

— 110.04 Кб (Скачать файл)

Не вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (или об отказе в привлечении к ответственности) может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы.

В случае, если вышестоящий  налоговый орган, рассматривающий  апелляционную жалобу, не отменит  решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего органа вступает в силу с даты его утверждения  вышестоящим.

В случае, если вышестоящий  налоговый орган, рассматривающий  апелляционную жалобу, изменит решение  нижестоящего налогового органа, решение  последнего, с учетом внесенных изменений, вступает в силу с даты принятия соответствующего решения вышестоящим  органом.

Вступившее в силу решение  о привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения (или об отказе в привлечении к  ответственности), которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может  быть обжаловано в вышестоящий налоговый  орган в порядке, установленном  в ст. 138 НК РФ.

По ходатайству лица, обжалующего  решение налогового органа, вышестоящий  налоговый орган вправе приостановить  исполнение обжалуемого решения.

Решение о привлечении  к ответственности за совершение налогового правонарушения (или об отказе в привлечении к ответственности) может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования  данного решения в вышестоящем  налоговом органе. В случае обжалования  такого решения в судебном порядке  срок для обращения в суд исчисляется  со дня, когда лицу, в отношении  которого вынесено это решение, стало  известно о вступлении его в силу.

Рисунок 5. Стадия пересмотра решения

  1. Исполнение решения. Обращение соответствующего решения к исполнению возлагается на налоговый орган, вынесший это решение, со дня его вступления в силу путем направления в установленном ст. 69 НК РФ порядке требования об уплате налога (сбора), пеней и штрафа. В случае рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом в апелляционном порядке вступившее в силу соответствующее решение направляется в налоговый орган, вынесший первоначальное решение, в течение трех дней со дня вступления в силу соответствующего решения (рисунок 6).

Исполнение решения может быть добровольным путем уплаты в установленный срок сумм, указанных в требовании, либо принудительным, в порядке, определенном в ст. 45–48 НК РФ.

Рисунок 6. Стадия исполнения решения по делу о налоговом правонарушении

  1. Производство в суде (арбитражном или общей юрисдикции) по иску налоговых органов о взыскании налоговых санкций.
  2. Обжалование и пересмотр судебных решений в порядке кассационного и надзорного видов судопроизводств либо пересмотр дела в апелляционной инстанции арбитражного суда и затем уже кассационное и надзорное производство.
  3. Исполнение судебного решения, вынесенного по иску налоговых органов о принудительном взыскании налоговых санкций, в порядке исполнительного производства.

Производство по делам  о правонарушениях представляет собой единый процессуальный комплекс, состоящий из относительно самостоятельных этапов или стадий, представленных в рисунке 7.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 7.  Стадии производства по делам о налоговых правонарушениях

 

 

 

    1. Сроки производства по делам о налоговых правонарушениях

Важным представляется анализ сроков производства по делам о правонарушениях, приведенных в таблице:

Сроки производства по делам о налоговых правонарушениях

№ п/п

Совершение указанных  в законе действий

Сроки совершения действий

Статьи НК РФ

1

Составление справки об окончании выездной проверки

Последний день проверки

п. 15 ст. 89

2

Составление акта проверки или о правонарушении

2 месяца со дня составления  справки

п. 1 ст. 100

3

Принесение возражения по акту

10 дней

10 дней

п. 1 ст. 100

п. 5 ст. 101.4

4

Рассмотрение акта, других материалов и вынесение решения 

10 дней

п. 1 ст. 101

п. 6 ст. 101.4

5

Вступление решения в  законную силу

10 дней со дня вручения его лицу; со дня его утверждения вышестоящим органом

п. 9 ст. 101

6

Принесение апелляционной  жалобы

В течении 3 месяцев со дня, когда лицо узнало о нарушении  своих прав

п. 2 ст. 139

7

Принесение жалобы на вступившее в силу решение 

1 год со дня его вынесения

п. 2 ст. 139

8

Принятие решения по жалобе

1 месяц и возможно продление  на 15 дней

п. 3 ст. 139

9

Направление сообщения лицу, подавшему жалобу

3 дня после принятия  решения по жалобе

п. 3 ст. 139

10

Направление требования лицу

10 дней с даты вступления  решения в силу

п. 2 ст. 70

11

Исполнение требования обязанным лицом

В течение 8 дней с даты получения  требования

п. 4 ст. 69

12

Взыскание налога, пеней  и штрафа во внесудебном порядке

В установленные сроки

ст. 46-48

13

Взыскание налога, пеней  и штрафа в судебном порядке

В сроки, установленные в  ст. 46-48, 113-115


Процессуальные правила  рассмотрения различных дел в государственных органах были, есть и будут действенными гарантиями обеспечения законности и качественного выполнения функций при условии их целостного, системного и полного правового регулирования. Не является исключением в этом смысле и административно-контрольная деятельность налоговых органов, одним из результатов которой является реализация их полномочий по привлечению налогоплательщиков и других виновных лиц к ответственности и применению налоговых санкций и наказаний, предусмотренных ст. 114 НК РФ и ст. 3.2. КоАП РФ. Процесс реализации материалов налоговых проверок осуществляется в рамках властно-правоприменительных полномочий налоговых органов и по своей сути представляет два вида близких по содержанию административных производств по делам о выявленных налоговых и административных правонарушениях, взысканию налогов, пеней и штрафов, применению обеспечительных и других мер, предусмотренных законодательством.

Анализируя с этих позиций  административно–процессуальные главы и правовые нормы НК РФ, можно сделать вывод о том, что при наличии достаточных оснований реализация материалов проверок может иметь процессуальную форму производства по рассмотрению дел о нарушениях налогового законодательства, которое не «укладывается» в общепринятые процессуальные формы.4 Дело в том, что в одном по своему содержанию и характеру административном производстве объединены контрольно-проверочный, налогово-процессуальный и гражданско-процессуальный виды деятельности, каждый из которых имеет свои особые задачи, цели, организационные и правовые формы осуществления. Единой процессуальной формы не получилось. Таким образом, процессуальный раздел налогового права оказался фрагментарным, пробельным и непоследовательным, что создало предпосылки для принятия в ряде случаев поспешных, не достаточно обоснованных решений по материалам налоговых проверок и приводит к многочисленным спорам в судах.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

2.1 Статистические  данные о налоговых правонарушениях  в РФ и ХМАО-Югре

Статистика свидетельствует, что преступные нарушения налогового законодательства обычно связаны с  порядком исчисления и уплаты налога на прибыль - 43% от общего числа налоговых  преступлений, налога на добавленную  стоимость - 28,4%, транспортного налога - 6,7%, подоходного налога - 3,7%, акцизов - 1,2%.

Рисунок 8. Преступные нарушения налогового законодательства

Приведенные цифры показывают, что, как правило, налоговые преступления направлены на уклонение от уплаты налогов, предусматривающих наиболее крупные отчисления в бюджет.

Налоговые преступления совершаются  на различных предприятиях независимо от форм собственности, однако следует  отметить, что на предприятиях, основывающихся на частной форме собственности, выявляется около 80% таких преступлений.5

Распределение выявленных налоговых  правонарушений в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствующих  предприятий выглядит следующим  образом. На долю акционерных обществ и товариществ приходится 69,8% правонарушений, государственных и муниципальных предприятий - 12,8%, индивидуально-частных 3,9%.

Рисунок 9. Распределение налоговых правонарушений между организационно-правовыми формами предприятий

Такая закономерность определяется, видимо, тем, что право управления и осуществление внутреннего  контроля на предприятиях, действующих  в форме акционерных обществ, как правило, принадлежит ограниченному  кругу лиц.

Определенный интерес  представляет также распределение  нарушений налогового законодательства по сферам деятельности предприятий.6

На долю предприятий, осуществляющих торговлю продуктами питания, приходится 24% правонарушений, торгующих товарами народного потребления - 16%, занимающихся оказанием услуг - 12%, осуществляющих финансово-кредитные операции - 9%, торгующих  недвижимостью - 8%, производящих продукцию  металлообработки  и машиностроения - 8%, осуществляющих нефтедобычу и нефтепереработку - 6%.

Рисунок 10. Распределение налоговых правонарушений по сферам деятельности предприятий

  Таким образом, приведенные  данные позволяют сделать вывод  о том, что подавляющее число  налоговых правонарушений совершается  в торговой сфере. Предприятия  торговли стремятся получать  оплату наличными деньгами за  реализуемые ими товары, что позволяет  им использовать денежную наличность  во вне банковском обороте,  что, в свою очередь, значительно  затрудняет осуществление налогового  контроля и способствует сокрытию  указанных средств от налогообложения. 

Согласно опубликованному  на официальном сайте Арбитражного суда ХМАО-Югры «Отчету о работе Арбитражного суда ХМАО-Югры в 2011 году», количество рассмотренных арбитражным судом дел об оспаривании правовых актов налоговых органов снизилось в 2011 году по сравнению с 2007 годом практически в 2 раза (рис. 11).

 

 

 

 

Рисунок 11. Количество рассмотренных  дел с нарушением налогового законодательства Арбитражным судом ХМАО-Югры на 01.01.2012г.

Прокуратурой округа проанализирована практика прокурорского надзора  в сфере законодательства о налогах  и сборах в 1 полугодии 2011 года.

По результатам проведённых  проверок органами прокуратуры округа выявлено 183 нарушения, в целях их устранения принесено 6 протестов, внесено 60 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 52 должностных  лица, возбуждено 5 дел об административных правонарушениях, объявлено 2 предостережения  о недопустимости нарушения закона, в органы предварительного расследования  направлены материалы для решения  вопроса об уголовном преследовании, по результатам рассмотрения которых  возбуждено уголовное дело.

В ходе проверки, проведенной  прокуратурой города Сургута, выявлены факты нарушения сотрудниками ИФНС России по городу Сургуту требований административного законодательства при составлении протоколов об административных правонарушениях, а также нарушения  Налогового кодекса РФ при проведении проверок.

По выявленным нарушениям закона прокуратурой города в адрес  начальника ИФНС России по городу Сургуту  внесено представление, по результатам  рассмотрения которого виновное лицо привлечено к ответственности.

 

 

 

2.2 Причины возникновения налоговых правонарушений

Причины возникновения налоговых  правонарушений в России, на мой  взгляд всегда были одни и те же, а  если и менялись, то незначительно. Все эти причины можно разделить  на три условных категории:7

  • правовые;
  • экономические;
  • моральные.

Российское налоговое  законодательство, слишком объёмно, его нормы распылены по большому количеству законодательных актов. Более того, в эти нормативные  акты постоянно вносятся изменения  и дополнения. Эти нестабильность и сложность налогового законодательства и являются теми причинами правового  характера.

Экономические причины обусловлены  действием  довольно высоких налоговых  ставок и невозможностью некоторых  налогоплательщиков своевременно и  полно платить налоги. Причина  в том, что, по моему мнению, законодатель, вводя такие высокие налоговые  ставки, не учитывает сложившуюся  в стране экономическую ситуацию, законодатель, видимо, рассчитывает на предприятия, занимающиеся торгово-закупочной деятельностью и имеющие постоянный и достаточно высокий доход. Да, такие  предприятия могут своевременно и полно платить налоги, но ведь есть и другие предприятия, предприятия - производители, зачастую использующие устаревшее оборудование, не имеющие  оборотных средств и не могущие  реализовать свою продукцию из-за её неконкурентоспособности. Следствием этого становится неплатёжеспособность предприятия и невозможность  оплаты им налоговых платежей.

Информация о работе Производство по делам о налоговых правонарушениях