Участники исполнительного производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 11:30, дипломная работа

Краткое описание

Предмет исследования включает в себя законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве, устанавливающее правовой статус участников исполнительного производства, а также гражданское процессуальное законодательство, регулирующее вопросы участия прокурора, органов государственного управления и местного самоуправления в процессе.

Целью данной дипломной работы является исследование и анализ правового положения участников исполнительного производства по действующему законодательству.

Содержание

Введение
Глава 1. Субъекты исполнительного производства
1.1 Понятие и состав субъектов исполнительного производства
1.2 Лица, участвующие в деле, как субъекты исполнительного производства
Глава 2. Процессуальное положение и функции лиц, участвующих в исполнительном производстве
2.1 Права и обязанности лиц, участвующих в исполнительном производстве
2.2 Функции лиц, участвующих в исполнительном производстве
2.3 Возможность участия прокурора, органов государственного управления и местного самоуправления
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

участники ип.doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

Участники исполнительного производства

 

Дипломная работа

 

 

2010

 

 

Оглавление

Введение

Глава 1. Субъекты исполнительного  производства

1.1 Понятие и состав субъектов  исполнительного производства

1.2 Лица, участвующие в деле, как  субъекты исполнительного производства

Глава 2. Процессуальное положение  и функции лиц, участвующих в  исполнительном производстве

2.1 Права и обязанности лиц,  участвующих в исполнительном  производстве

2.2 Функции лиц, участвующих в  исполнительном производстве

2.3 Возможность участия прокурора, органов государственного управления и местного самоуправления

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение 

 

Эффективность судебной защиты, а  также защиты прав, осуществляемой иными юрисдикционными органами, во многом зависит от обеспечения реального исполнения решений и постановлений иных органов. Существовавшее в этой области законодательство, в первую очередь ГПК РСФСР, страдало многими недостатками.

 

Необходимость по-новому урегулировать  исполнительное производство на основе равенства защиты всех форм собственности, усиления ответственности за невыполнение судебных решений и других актов юрисдикционных органов была очевидна. В 2007 г. был принят и вступил в действие Закон об исполнительном производстве (далее - Закон). Принятие нового закона об исполнительном производстве в значительной мере объясняется тем, что по правилам исполнительного производства исполняются не только судебные акты, но и постановления ряда других органов.

 

Действовавший до 01 февраля 2008 г. Федеральный  закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" устарел и не соответствовал экономическим и правовым реалиям, что приводило, в конечно итоге, к многочисленным нарушениям прав как взыскателя в исполнительном производстве, так и должника. Данный факт подтверждает обширная судебная практика, связанная с вопросами исполнительного производства.

 

С 01 февраля 2008 года вступил в силу новый Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"[1]. Данный закон кардинальным образом  изменил механизм, порядок и условия проведения исполнительного производства, при этом, что является немаловажным обстоятельством, сумел сохранить преемственность с действующим в настоящее время законом.

 

Законопроект  направлен на совершенствование  правового регулирования отношений, возникающих в ходе принудительного исполнения судебных актов и актов специально уполномоченных органов, и содержит новеллы, которые позволят значительно повысить эффективность принудительного исполнения судебных и иных актов.

 

Состав  приведенного законодателем перечня лиц неоднороден, критерий отнесения к нему не определен. При этом содержание самого понятия "лица, участвующие в исполнительном производстве" не раскрыто.

 

Такое нечеткое использование и  применение понятия "лица, участвующие  в исполнительном производстве" к лицам (гражданам, организациям) может создать определенные трудности при решении вопросов об определении правового статуса лица, каким-либо образом причастного к исполнительному производству и пожелавшему участвовать в нем.

 

Всех указанных лиц, участвующих  в исполнительном производстве, законодатель объединил в одну общую группу как юридически заинтересованных, так  и участвующих в исполнительном производстве по разным основаниям и  для достижения различных целей, а потому и имеющих различный правовой статус (неодинаковые полномочия и различные права и обязанности).

 

Термин "лица, участвующие в исполнительном производстве" в данном случае также  не совсем удачен и требует пояснения. Термин "участники исполнительного  производства" является более понятным и отвечающим правовому положению граждан, организаций и объединений, выполняющих ту или иную функцию в исполнительном производстве.

 

Объектом дипломной работы является совокупность правовых норм, регулирующих правовое положение участников исполнительного производства.

 

Предмет исследования включает в себя законодательство Российской Федерации  об исполнительном производстве, устанавливающее  правовой статус участников исполнительного  производства, а также гражданское  процессуальное законодательство, регулирующее вопросы участия прокурора, органов государственного управления и местного самоуправления в процессе.

 

Целью данной дипломной работы является исследование и анализ правового  положения участников исполнительного  производства по действующему законодательству.

 

Задачами работы является:

 

1) раскрыть понятие и состав  субъектов исполнительного производства;

 

2) рассмотреть правовой статус  лиц, участвующих в деле, как  субъектов исполнительного производства;

 

3) охарактеризовать права и обязанности лиц, участвующих в исполнительном производстве;

 

4) проанализировать функции лиц,  участвующих в исполнительном  производстве;

 

5) исследовать возможность участия  прокурора, органов государственного  управления и местного самоуправления         в исполнительном производстве.

 

Исследование проводилось на основе диалектико-материалистической методологии, в рамках которой применялись  логический, формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, статистический методы познания.

 

Структура работы соответствует целям  и задачам, поставленным перед ней. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1. Субъекты исполнительного  производства

1.1 Понятие и состав субъектов исполнительного производства

 

Все участники гражданского исполнительного  права являются субъектами гражданских  исполнительных правоотношений, возникающих  в связи с его исполнением.

 

Субъект права в юридической  литературе справедливо рассматривается  как одно из основных юридических понятий[2]. В этой связи под субъектами права понимаются индивиды, организации, общественные образования, которые в силу юридических норм могут выступать носителями субъективных прав и обязанностей[3]. Под субъектом права понимается лицо, за которым государство признает способность быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей[4].

 

Понятие субъектов гражданского исполнительного  права намного шире понятия субъектов  исполнительного производства, поскольку  в него включаются все участники по любому делу, которое принудительно исполняется.

 

Субъекты исполнительного производства - граждане, организации и должностные  лица, принимающие участие в процессе принудительного исполнения предусмотренных  законом юрисдикционных актов[5].

 

Субъекты гражданского исполнительного  права - это все участники принудительного  исполнения конкретного исполнительного  документа, вынесенного по решению  юрисдикционного органа. Субъекты гражданского исполнительного права занимают различное правовое положение, наделены разным объемом прав и обязанностей, поэтому по своим правомочиям, по характеру заинтересованности в исполнении разделяются на группы. Субъекты гражданского исполнительного права - физические и юридические лица, участвующие в порядке исполнения юрисдикционных актов.

 

Современная юридическая научная  мысль под "системой субъектов" понимает классификацию субъектов  по различным основаниям. При этом лишь часть авторов привязывает "систему субъектов" к предмету регулирования, указывает на "взаимосвязь и координацию" внутри "системы субъектов" и тем самым не отождествляет данное понятие с "классификацией субъектов". Однако, несмотря на имеющиеся доктринальные положения, необходимо констатировать факт отсутствия четкого определения понятия "система субъектов" права в отечественной правовой науке.

 

На наш взгляд, данный пробел может  быть устранен посредством раскрытия  в филологическом смысле значения слова "система". В современном русском  языке слово "система" имеет  ряд значений, в частности, С.И. Ожеговым выделяются следующие: 1. Определенный порядок в расположении и связи частей чего-нибудь, в действиях. 2. Форма организации чего-нибудь. 3. Нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей[6]. Применительно к теме нашего исследования наиболее предпочтительным является третье значение. Так, система субъектов права представляет собой единство в рамках той или иной отрасли права определенных групп - носителей прав и обязанностей, находящихся во взаимной связи между собой посредством участия в конкретных правоотношениях. Как видно из определения, понятие "система субъектов" предполагает классификацию субъектов по группам, но лишь одной классификацией не ограничивается, а предполагает взаимосвязь субъектов в рамках определенной отрасли права, объективизированной в участии в общественных отношениях, подпадающих под предмет регулирующего воздействия отрасли права.

 

Анализ правовой категории "система  субъектов" позволяет заключить, что в данное определение входит: классификация субъектов по группам, а внутри группы существуют определенные виды субъектов. Тем самым, когда мы ведем речь о "классификации субъектов", имеем в виду группу субъектов в системе субъектов той или иной отрасли. Когда же речь идет о "видах субъекта", подразумеваются субъекты той или иной отрасли в системе субъектов без привязки к той или иной классификационной группе.

 

Среди ученых-правоведов, занимающихся изучением исполнительного производства, нет единого подхода к определению "системы субъектов", и как следствие, авторами предлагаются различные классификации субъектов исполнительного процессуального права. Так, В.М. Шерстюк всех участников исполнительного производства, в зависимости от целевой направленности их деятельности и роли при исполнении исполнительных документов, предлагает классифицировать на четыре группы:

 

- органы принудительного исполнения. К их числу автор относит  службу судебных приставов и  службу судебных приставов органов  юстиции субъекта РФ;

 

- суд (судья), полномочия которого в исполнительном производстве можно свести к четырем группам: 1) полномочия, связанные с выдачей исполнительных документов; 2) полномочия, связанные с движением исполнительного производства; 3) полномочия, предоставленные суду для исправления выявленных при исполнении недостатков собственного решения; 4) полномочия по контролю за деятельностью пристава-исполнителя;

 

- стороны - взыскатель и должник.  Они как лица, материально заинтересованные  в результате исполнительных  действий, наделяются распорядительными правами, связанными с возбуждением, развитием и прекращением исполнительного производства;

 

- другие участники исполнительного  производства - переводчик, понятой,  специалист. Их функции заключаются  в оказании содействия органам  принудительного исполнения и сторонам в достижении цели исполнительного производства - реальном восстановлении нарушенных или оспоренных прав[7].

 

П.П. Заворотько в рамках исполнительного  производства выделяет пять групп субъектов:

 

- лица, наделенные властными функциями, т.е. органы исполнения - суд и судебный исполнитель;

 

- лица, участвующие в исполнении;

 

- лица, которые по предписанию  закона обязаны содействовать  судебному исполнению;

 

- лица, удерживающие имущество  должника на законных основаниях;

 

- лица, имущественные права которых затрагиваются или нарушаются судебным исполнителем[8].

 

А.А. Максуров выделяет три группы субъектов: а) органы и организации, исполняющие требования судебных актов  и актов других органов либо обеспечивающие исполнительные действия (налоговые органы, банки и иные кредитные организации); б) лица и организации, непосредственно способствующие совершению исполнительных действий (переводчик, специалист, понятые, сотрудники милиции); в) факультативная группа - участники гражданского исполнительного правоотношения, которые могут появиться в зависимости от характера требований исполнительного документа[9]. В.В. Ярков выделяет четыре большие группы субъектов исполнительного производства:

 

1. Органы принудительного исполнения  в лице судебных приставов-исполнителей и в целом всей службы судебных приставов в той мере, в какой ее отдельные должностные лица наделены полномочиями по разрешению вопросов в стадии исполнительного производства.

 

2. Суд как участник исполнительного  производства. Участие суда в исполнительном производстве может быть сведено в основном к следующему: во-первых, на суд возлагается разрешение вопросов об обеспечении иска как гарантии будущего исполнения его решения; во-вторых, судебные приставы-исполнители исполняют ту часть решения, которая называется резолютивной, она впоследствии переносится в исполнительный лист; в-третьих, в компетенции суда осталось решение ряда существенных вопросов, в частности выдача исполнительного листа; в-четвертых, суд осуществляет контроль за действиями и постановлениями судебного пристава-исполнителя и старшего судебного пристава.

 

3. Лица, участвующие в исполнительном  производстве. К их числу относятся  стороны исполнительного производства - взыскатель и должник и их  представители.

 

4. Лица, содействующие совершению исполнительных действий (налоговые органы, банки, учреждения юстиции, переводчики, понятые, специалисты и т.д.)[10].

 

Выделяя ряд особенностей системы  исполнительного производства, В.Ф. Кузнецов ограничивается лишь перечислением  субъектов исполнительного производства, в состав которых включает: РФ, субъекты РФ, муниципальные образования (городские, сельские поселения и иные муниципальные образования), суды общей юрисдикции, арбитражные суды, Конституционный Суд РФ, судебных приставов-исполнителей, судебных приставов субъектов РФ, взыскателя, должника, органы прокуратуры, налоговые органы, банки и иные кредитные учреждения, оценщика, риелтора, регистратора, органы опеки и попечительства и др.[11] И.В. Решетникова предлагает разделить субъекты исполнительного производства на три группы:

 

- властные органы, осуществляющие  исполнение. К их числу относятся  судебные приставы, а также суд  (судья), другие участники исполнительного  производства, принимающие участие  в исполнительном производстве;

Информация о работе Участники исполнительного производства