Финансовая деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:05, реферат

Краткое описание

Реализация стоящих перед государством задач связана с необходимостью использования финансовой системы. В результате оно осуществляет деятельность по целенаправленному и планомерному образованию, распределению и использованию государственных централизованных и децентрализованных денежных фондов. Т.о. финансовая деятельность государства – это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации задач финансово-экономического характера, а также обеспечение обороноспособности страны и её безопасности.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовое право.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

     Тема  №1: «Финансовая деятельность государства»

  1. финансовая деятельность государства, её понятие и роль;

     Реализация стоящих перед государством задач связана с необходимостью использования финансовой системы. В результате оно осуществляет деятельность по целенаправленному и планомерному образованию, распределению и использованию государственных централизованных и децентрализованных денежных фондов. Т.о. финансовая деятельность государства – это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации задач финансово-экономического характера, а также обеспечение обороноспособности страны и её безопасности. «Главной, определяющей целью финансовой деятельности государства должно быть создание условий, обеспечивающих достоянную жизнь чела, его свободное развитие». (ст. 7 КРФ).  Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денег. Финансовая деятельность государства выступает как важная и необходимая часть механизма социального управления. Эта функция выражается в том, что аккумулирование государством денежных средств направляется в отрасли народного хозяйства, социальные сферы с учетом определенных приоритетов. Посредством финансовой деятельности создается материальная база, которая необходима для функционирования органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, обеспечения обороны и безопасности страны. Воздействие государства на социально-экономические процессы осуществляются не только в форме прямой финансовой поддержки, но и косвенно. А именно, путем предоставления налоговых льгот, применение низких процентных ставок, предоставлении отсрочек по налоговым платежам и т.д. Финансовой деятельности государства свойственны организационно-правовые особенности. ОТ других сфер деятельности государства она отличается межотраслевым характером, поскольку аккумуляция, а также распределение финансовых ресурсов затрагивает все сферы и отрасли государственного управления; осуществление государством финансовых функций протекает в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти. Сфера финансовой деятельности относится к ведению как федеральных органов, так и субъектов федерации, а также органов местного самоуправления. Кроме того, имеется совместная область ведения общих вопросов между федерацией и её субъектами.

  1. Предмет и понятие финансового права

     В ходе ведения финансовой деятельности государства возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, которые регулируются соответствующими отраслями права. Финансовое право распространяется только на финансовые отношения. Т.о. Финансовое право – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образование, распределения, использования денежных фондов государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач. К предмету финансового права относятся закрепления структуры финансовой системы, распределение компетенций между федерацией и её субъектами и регулирование на основе определенных норм отношений, которые возникают в процессе финансовой деятельности. Круг участников финансовых отношений достаточно широк.

     Участники финансовых отношений:

     - российская федерация в целом,  её субъекты и местные административно-территориальные  единицы в лице соответствующих  органов представительной и исполнительной  власти и связей между ними, которые возникают в связи  с распределением финансовых ресурсов страны;

     - связи между финансовыми и  налоговыми органами государства,  с одной стороны и предприятиями  и организациями, а также учреждениями  с другой стороны в связи  с выполнением финансовых обязанностей  перед государством, распределением  между ними или расходованием государственных денежных ресурсов;

     - связи между государственными  финансово-кредитными органами в  связи с образованием, распределением  и использованием соответствующих  государственных денежных фондов  и ресурсов;

     - связи между государственными  или муниципальными предприятиями, организациями или учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими органами государственного управления с другой стороны И т.д.

     Предмет финансового права – общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

     Тема  №2: «Финансовое право  Российской Федерации»

     Финансовое  право состоит из множества отдельных  финансово-правовых норм. Совокупность этих норм выражается в целостной системе внутри которой финансово-правовые нормы в определенной последовательности и взаимосвязи группируются в определенные и институты и более крупные подразделения. Т.о. система российского финансового права – это объективно обусловленные системой общественно-финансовых отношений его внутреннее строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности. Наиболее крупными подразделениями российского финансового права – это две его части: общая и особенная.

     К общей части финансового права  относятся нормы финансового  права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и  методы финансовой деятельности, систему  государственных органов, разграничение  их полномочий, основные черты финансово-правового положения субъектов, формы и методы финансового контроля и другие подобные нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для неё общее значение.

     Особенная часть состоит из нескольких разделов, которые включают в себя соответствующие финансово-правовые институты. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений. В особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в следующих областях: государственные бюджетные системы; внебюджетных государственных и муниципальных фондов; финансов государственных предприятий; государственных доходов; государственного кредита; государственного страхования; государственных расходов; банковского кредитования; денежного обращения и расчетов и валютного регулирования.

     Нормы финансового права Российской Федерации  содержаться в большом числе  разнообразных нормативно-правовых актах (источниках). К ним относятся акты представительных и исполнительных органов разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления. Т.о. источники финансового права Российской Федерации – это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержаться нормы финансового права. Главный источник финансового права – Конституция Российской Федерации, а также Конституции и уставы субъектов Федерации. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 1995 года, ФЗ «О центральном банке РФ (банке России)» №86-ФЗ от 10.07.02.

     Тема  №3: «Виды финансово-правовых норм»

     Финансово-правовые нормы – это исходные первичные  элементы, которые составляют финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты прав. Нормам присущи особенности, характерные для данной отрасли права.

     Финансово-правовая норма является установляемым и  охраняемым государством правилом поведения  участников общественных правоотношений, которая выражается в их юридических правах и обязанностях. Особенности обусловлены тем, что она в отличии от других норм отраслей права, регулирует отношения, возникающие в процессе плавного образования, распределения и использования государством финансовых ресурсов, необходимых для осуществления своих задач.

     Эти особенности заключаются в содержании финансово-правовых норм, в характере  установленных в них предписаний, в мерах ответственности за их нарушение, в способе защиты прав участников финансовых отношений.

     Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, которые возникают в процессе финансовой деятельности. Эти правила выражены в предоставлении участникам этих отношений как юридических прав, так и обязанностей, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

     Классификация финансово-правовых норм:

     1 – по способу воздействия на  участников финансовых отношений:

     - обязывающие;

     - запрещающие;

     - уполномачивающие.

     Обязывающие требуют от участников финансовых отношений  совершения определенных действий, устанавливает  обязательность в сфере этих отношений (предписывает налоговым органам  известить налогоплательщика о  суммах и сроках платежей, а гражданам – своевременность уплаты этих платежей).

     Запрещающая содержит запрет на совершение определенных действий и устанавливает обязанность  участников тношений воздержаться от них.

     Уполномочивающая  устанавливает права участников финансовых отношений на совершение самостоятельных действий в предусмотренных рамках.

     2 – по содержанию:

     - материальные;

     - процессуальные.

     Материальные  финансово-правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед  государством, а также источников образования кредитных ресурсов, виды расходов, включаемых в бюджет, т.е. материальное содержание юридических прав и обзанностей финансовых отношений.

     Процессуальные  устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения  и использования государственных денежных фондов (доходов).

     Субъекты финансовых правоотношений.

     Финансовое  право, регулируя определенные общественные отношения, имеет свой круг участников, или субъектов этих отношений. Наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование денежных фондов, или средств. Носители этих прав и обязанностей и являются субъектами финансового права. Следует различать понятия: субъекты финансового права и субъект финансового правоотношения, хотя они во многом совпадают.

     Субъект финансового права – лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное стать участником правоотношения.

     Субъект финансового правоотношения – реальный участник конкретных правоотношений.

     Особенности круга субъектов финансового права раскрывает их подразделение на три основные группы:

     - общественно-территориальные образования;

     - коллективные субъекты;

     - индивидуальные субъекты.

     Такой круг субъектов свойственен бюджетным  правоотношениям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами, что выражает принцип народовластия, который закреплен в Конституции РФ.

     Коллективными субъектами финансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся: органы государственной власти и управления, предприятия, организации, учреждения, которые основаны на различных формах собственности.

     Органы  государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях. В их круг входят органы представительной власти и исполнительной власти федерального уровня и субъектов федерации.

     Особую  группу составляют органы местного самоуправления, которые осуществляют самостоятельные решения финансовых вопросов местного значения.

     К юридическим лицам, субъектам финансового  права, относятся и индивидуальные частные предприятия, которые являются самостоятельными хозяйствующими субъектами. Они вступают в финансовые правоотношения по поводу уплаты налогов и др. обязательных платежей государству, использование дотаций из бюджета по поводу государственного кредита и других источников финансирования.

     Индивидуальные  субъекты финансового права –  это граждане. Их права и обязанности связаны, главным образом, с налоговыми и другими обязательными платежами, которые поступают в распоряжение государства. Законодательство в данном случае устанавливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода, превышающего установленный необлагаемый минимум, или определенного имущества, подлежащего налогообложению.

Информация о работе Финансовая деятельность государства