Финансовая система и финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 09:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития.
Курсовая работа определяет постановку следующих задач:
 раскрытие основных сфер и звеньев финансовой системы и финансовой политики;
 рассмотреть значение и сущность государственного бюджета;
 рассмотрение главного звена финансовой системы и финансовой политики;

Содержание

Введение
Глава I Финансовая система, сущность, принципы построения
1.1 Зарождение и развитие финансовой системы
1.2 Система финансов и ее звенья в РФ
Глава II Финансовая политика в РФ
2.1 Финансовая политика в РФ и органы ее осуществления
2.2 Роль центрального банка в финансовой политике
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

“Финансовая система и финансовая политика”.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  ЧР

ЧЕЧЕНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И  УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

по дисциплине _____________________________________________________

Тема: _____________________________________________________________

Специальность _____________________________________________________

Ф.И.О. Руководителя: _______________________________________________

Ф.И.О. Студента(ки): ________________________________________________

Оценка: ___________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Грозный - 2013 
Оглавление

 

Введение

Глава I Финансовая система, сущность, принципы построения

1.1 Зарождение и развитие финансовой системы

1.2 Система финансов и ее звенья в РФ

Глава II Финансовая политика в РФ

2.1 Финансовая политика  в РФ и органы ее осуществления

2.2 Роль центрального  банка в финансовой политике

Заключение

Список использованных источников и литературы

 

 

Введение

 

Россия переживает сегодня  большие трудности не только в  области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.

Считается, что понятие  финансовой системы является развитием  более общего определения - финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы  выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:

  • недостаточные темпы развития экономики;
  • диспропорции развития экономической системы;
  • отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;
  • излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на
  • воспроизводственный процесс;
  • низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

В менеджменте по характеру  и частоте взаимодействия с внешней  средой выделяют два основных типа систем: закрытые и открытые.

Закрытая система имеет жесткие  фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему. В условиях директивной экономики была закрытая финансовая система вследствие того, что

  • курс валюты был строго фиксирован;
  • собственником средств производства, земельной собственности, крупной недвижимости было государство;
  • предприятия могли обменивать отечественную валюту на иностранную в пределах установленного жесткого плана (плановая конвертируемость);
  • имела место замкнутость валюты в том смысле, что в контрактных договорах цены не выражались в отечественной валюте;
  • валютные ценности в крупных размерах могли вывозиться только государством, но не гражданами или предприятиями и др.

Открытая финансовая система характеризуется достаточно частым и интенсивным взаимодействием с внешней средой. Финансовые ресурсы, информация - это объекты обмена с вешней средой через проницаемые границы открытой системы. Финансы организационно-производственной системы в условиях рынка - это более открытая система, чем в условиях директивной экономики. Открытость финансовой системы в условиях рынка обусловлена многообразием форм собственности, в частности, акционерной собственностью.

Такое многообразие форм собственности открывает возможность  создания ряда финансовых инструментов: лизинг, франчайзинг, залог, ипотека  и др. Эта открытость определяется возможностью свободно продавать и  покупать валюту, ценные бумаги, совершать внешнеэкономические страховые операции, участвовать в деятельности международных финансовых организаций и т. д.

Степень открытости финансовой системы должна регулироваться в  интересах развития экономики страны.

Известно определение: “финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фонов денежных средств государства и предприятий”. В другом труде выделяют в общей совокупности финансовых отношений (структурируют) три взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений), страхование, государственные финансы. Каждое из этих звеньев (подсистем) имеет свои задачи (подфункции финансовой системы), собственную организационную структуру финансового аппарата, а в совокупности они образуют финансовую систему государства.

Финансовую систему  будем рассматривать как форму  организации денежных отношений  между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению  совокупного общественного продукта.

Тема курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры  современной финансовой системы  в рыночной экономике и тенденции  ее развития.

Курсовая работа определяет постановку следующих задач:

  • раскрытие основных сфер и звеньев финансовой системы и финансовой политики;
  • рассмотреть значение и сущность государственного бюджета;
  • рассмотрение главного звена финансовой системы и финансовой политики;
  • выявить основные функции.

 

 

Глава I Финансовая система, сущность, принципы построения

 

1.1 Зарождение и развитие финансовой системы

 

В “Толковом словаре” В. И. Даль определял термин “финансы” следующим образом: “все, что касается до прихода и расхода государства”. Он был по – своему прав к современному пониманию понятия “государственные финансы”. Попытаемся установить, в чем действительно выражаются сущность специфика финансов как экономической категории, их отличие от других экономических категорий (денег, цены, зарплаты и т.п.). Деньги – категория более древняя по сравнению с финансами. Они появились в различных формах на заре развития человечества как стихийно выделившийся товар, играющий роль всеобщего эквивалента. Появление же финансов обусловлено возникновением государства. Уже рабовладельческое государство выполняло ряд общественных функций: содержало войска для охраны границ и ведения войн, охрану общественного порядка, сохранение власти, постройку общественных зданий, дорог и т.д.

Таким образом, даже в  рабовладельческом обществе государство  предоставило определенные общественные блага для своих граждан. Естественно, что они присваивались в основном самим государством и его приближенными и об общественных благах для всех подданных здесь говорить еще рано. Однако для их предоставления государству требовались определенные ресурсы, как в натуральной, так и в денежной форме. Отсюда и возникли налоги вначале в натуральной (подати), а затем и в денежной форме.

Именно соединение двух источников, обусловивших возникновение  финансов, - государства и налогов  в их денежной форме порождает феномен государственных (публичных) финансов с присущим им атрибутами – налогами, государственным бюджетом, государственным кредитом (долгом). Это произошло при отделении государственной казны от собственности монарха (в Европе в 16 – 17 вв.) и переходе в основном к денежной (стоимости) форме взимания налогов, что породило соответствующий фискальный аппарат. В этот период возник и стал, применятся термин “финансы”. Этимологически он берет свое название от латинских слов “finis”, т. е. конец, и “financia” – наличность, доход. В средневековой латыни их употребляли для обозначения срока платежа и документов, доказывающих погашение долга по окончании сделки. Сначала во Франции, а с конца 17 в. и в других европейских государствах под словом “финансы” (finance) стали понимать всю совокупность денежного государства, (его доходы, расходы и долги). В 18 в. этот термин стали применять и в России. До начала 20 в. его употребляли в сравнительно узком смысле – именно государственных финансов, что мы и находим в приведенном выше определении В. И. Даля.

Структура неделимых  общественных благ, предоставленных  государством своим гражданам, еще  не получала существенного развития в силу ряда условий объективного и исторического характера. Только со второй половины 20 в. развивается экономика общественного сектора (государства). Она стала оказывать существенное воздействие на оптимизацию размещения и использования ограниченных возможностей рынка. В этот период государственные финансы принимают развитую форму, способствующую перераспределению денежных ресурсов, необходимых всему обществу для достижения поставленных стратегических целей – обеспечения благосостояния населения страны, социального мира и экономического роста.

С развитием капитализма, акционерных (корпоративных) форм предпринимательства, сращиванием промышленного и банковского капитала, появлением разнообразных финансовых институтов, занимающихся аккумуляцией и перераспределением свободных денежных средств (финансовых посредников), термин “финансы” выходит за рамки его узкого понимания только как государственных (публичного) финансов. Его стали использовать в более широком смысле, включая в это понятие и финансы хозяйствующих субъектов (организаций, предприятий, корпораций) – в дальнейшем финансы предприятий. Соответственно сформировались и две относительно самостоятельные науки о финансах – наука о государственных финансах и наука о финансах предприятий, организаций, корпораций, т.е. хозяйствующих субъектов (финансовый менеджмент).

Таким образом, если деньги – это всеобщий эквивалент, измеряющий затраты труда и других ресурсов производителей, то финансы – это совокупность денежных стоимостных отношений, связанных с формированием и использованием различных денежных фондов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП). К причинам, порождающим финансы, можно отнести следующие:

  • Существование государства
  • Развитие товарно-денежных отношений
  • Появление налогов в денежной форме
  • Движение капитала, активов и связанных с ними денежных потоков.

 

1.2 Система финансов  и ее звенья в РФ

 

Финансы – это стоимостная  категория, но ее отличие от всех других стоимостных категорий состоит  в том, что это не просто деньги, а совокупность денежных отношений, порождаемых и регламентируемых государством, связанная с распределением и перераспределением стоимости ВВП и части национального богатства. Здесь следует подчеркнуть очень важный момент с точки зрения выделения сущностных признаков финансов. Когда мы осуществляем покупку любого товара или услуги либо предоставляем свои наличные деньги взаймы, это отношения не регулируются государством, они абсолютно добровольный и носят случайный характер.

В отличие от чисто  денежных финансовые отношения обладают естественным атрибутом – регламентацией государством. Финансовые отношения всегда опосредованы определенными правовыми актами, рекомендациями, стандартами в той или Инной степени, регламентирующими их.

Таким образом, государственные  финансы представляют собой совокупность перераспределительных денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций. Им присущи три основных признака, действующих только в совокупности:

  1. эти отношения – всегда денежные;
  2. денежные отношения вызваны фактом существования государства и носят регламентированный характер;
  3. денежные отношения связаны с перераспределением уже распределенного (на уровне хозяйствующих субъектов) валового внутреннего продукта.

Если в наличии имеются  все три признака, то эти отношения  относятся именно к государственным  финансам1.

Под системой финансов понимаются совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды (доходы). Понятие «система финансов» является развитием более общего понятия «финансы» в широком смысле слова. Необходимость выделения отдельных звеньев системы финансов связана с различным участием субъектов экономических отношений в образовании, распределении и перераспределении ВВП, формировании и использовании доходов. Каждому звену системы финансов присущи свои специфические формы и методы формирования и использования денежных фондов и доходов. Например, сфера финансов предприятий в основном обслуживает материальное производство и услуги, создание ВВП, его распределение внутри организаций и перераспределение части ВВП в бюджет и внебюджетные фонды. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в централизованный бюджетный фонд государства с дальнейшим перераспределением между экономическими регионами, отраслями, ведомствами, социальными группами населения.

В учебниках, изданных в  советский период, в структуре  финансовой системы выделялись обычно две подсистемы: финансы предприятий и отраслей народного хозяйства и общегосударственные. Иногда к ним как отдельную подсистему добавляли государственный кредит. Сравнительно простая система финансов бывшего СССР соответствовала его экономическому базису и проводимой финансовой политике. Проведение рыночных реформ в России, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики объективно обусловили выделение новых звеньев финансовых отношений.

Информация о работе Финансовая система и финансовая политика