Финансовая система и финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 09:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития.
Курсовая работа определяет постановку следующих задач:
 раскрытие основных сфер и звеньев финансовой системы и финансовой политики;
 рассмотреть значение и сущность государственного бюджета;
 рассмотрение главного звена финансовой системы и финансовой политики;

Содержание

Введение
Глава I Финансовая система, сущность, принципы построения
1.1 Зарождение и развитие финансовой системы
1.2 Система финансов и ее звенья в РФ
Глава II Финансовая политика в РФ
2.1 Финансовая политика в РФ и органы ее осуществления
2.2 Роль центрального банка в финансовой политике
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

“Финансовая система и финансовая политика”.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Последствия кризиса 1998 г. крайне тяжело отразились на экономике  России, прежде всего на доходах  населения, потребовали формирования в 2000–2001 гг. принципиально новой финансовой политики, учитывающей временный эффект девальвации рубля и способствующей развитию экспорта, сокращению импорта и созданию определенных условий для повышения конкурентоспособности и соответственно роста отечественного производства.

Финансовая политика в ее широком понимании включает бюджетную, налоговую, таможенную, кредитно-денежную политику.

Рассмотрим основные направления современной бюджетной  политики России. В соответствии с  Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ приоритет в разработке бюджетной  политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ определяет в общем плане основные направления бюджетной политики на текущий год и среднесрочную перспективу. В рамках этих посланий Правительство РФ разрабатывает соответствующие проекты законов, необходимых для реализации финансовой (бюджетной) политики, вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. В ходе обсуждения и принятия этих законов первоначальное их содержание может претерпевать значительные изменения. Правительство должно либо согласиться с предлагаемыми изменениями, либо уйти в отставку. Возможен и роспуск Государственной Думы в случае отказа от принятия федерального закона о бюджете. Усиление вертикали власти, достижение определенного консенсуса в отношениях между Правительством РФ и Федеральным Собранием РФ, определенные успехи в экономическом развитии в 2001 г. (рост ВВП составил более 5%, инвестиций – 8,5%) создали благоприятные условия для выработки стратегических и тактических направлений финансовой политики в начале XXI в.

Приоритетные задачи финансовой политики в значительной степени обеспечиваются бюджетной  политикой, с помощью которой  реализуются следующие основные функции:

  • финансовое обеспечение в результате выполнения государством своих функций;
  • поддержание финансовой стабильности в стране;
  • обеспечение финансовой целостности федеративного государства;
  • создание условий для социально-экономического развития.

Бюджетная политика включает политику бюджетных доходов и  расходов, управление государственным долгом и государственными активами, бюджетный федерализм и систему управления государственными финансами. Основные фундаментальные проблемы, связанные с текущим состоянием бюджетной системы, заключаются в следующем:

  • несбалансированности обязательств и ресурсов на всех уровнях бюджетной системы;
  • недостаточно четком разграничении полномочий бюджетов всех уровней и их доходных источников;
  • избыточности долгового бремени;
  • неэффективности значительной части бюджетных расходов, несоответствии их структуры ценовым ориентирам экономического развития;
  • незавершенности построения эффективной системы управления и контроля в системе государственных финансов.

Основными задачами налоговой  политики являются:

  • значительное снижение и выравнивание налогового бремени;
  • упрощение налоговой системы;
  • минимизация издержек исполнения и администрирования налогового законодательства;
  • ликвидация налогов с оборота;
  • снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;
  • уменьшение налогообложения внешнеторговых операций;
  • создание условий для легализации прибылей предприятий;
  • сокращение количества налогов и ограничение произвола налоговых и таможенных органов при одновременном повышении ответственности налогоплательщиков.

Частично эти задачи решаются согласно принятой и введенной  в действие с 1 января 2001 г. второй части Налогового кодекса РФ. Наиболее существенные меры приняты в направлении стимулирования предприятий к начислению реальной заработной платы, а не «увода ее в тень», с помощью введения плоской (единой) ставки подоходного налога (13%), снижения социальных начислений на фонд оплаты труда (с 1 января 2001 г. введен единый социальный налог (взнос) – 35,6%) с применением регрессивной шкалы, коренных изменений в системе налогообложения прибыли с 1 января 2002 г. за счет расширения перечня налоговых вычетов (расходов), снижения ставки налога до 24% при одновременной ликвидации всех налоговых льгот, введением специального налогового режима для малых предприятий (с 1 января 2003 г.).

В области таможенной политики будут осуществляться изменения с учетом переговорных позиций при вступлении России во Всемирную торговую организацию, стимулирования интеграции российской экономики в систему мировых хозяйственных связей и ее структурной перестройки. Предусматривается также и обеспечение выполнения фискальной функции таможенных пошлин путем унификации таможенных тарифов и штрафов, их существенного сокращения, ликвидации большинства таможенных льгот и улучшения таможенного администрирования.

Денежно-кредитная политика формируется Правительством РФ и  Центральным банком РФ и определяет на ближайшие годы следующие основные приоритетные задачи:

  • сохранение инфляции на уровне, при котором обеспечиваются условия для экономического роста, включая снижение ставок процента с учетом изменения внешних и внутренних факторов развития экономики;
  • продолжение работы Центрального банка РФ по совершенствованию платежной системы, включая создание новых компонентов, основанных на системе расчетов в режиме реального времени, и развитие безналичных расчетов, в том числе за счет применения современных банковских технологий, сети Интернет и расширения использования платежных карт;
  • сохранение контроля за денежным предложением за счет установления целевых объемов денежной массы, а также режима плавающего валютного курса. При этом будут сглаживаться резкие колебания на внутреннем валютном рынке и решаться проблемы стерилизации свободной наличности, возникающей в период устойчивого притока иностранной валюты на внутренний рынок и накопления золотовалютных резервов страны.

Правительство РФ намерено погашать задолженность Центральному банку РФ, переоформлять часть  имеющегося портфеля его ценных бумаг  в рыночную ликвидную форму для  последующих возможных операций на открытом рынке.

Правительство РФ совместно  с Центральным банком РФ внесет в  Государственную Думу проекты федеральных  законов об электронном документе  и переводе денежных средств.

В реализации финансовой политики России в XXI в. более полно  будут учитываться возможности финансового рынка для активизации инвестиционной деятельности путем создания дополнительных стимулов к вовлечению свободных средств домохозяйств, международных финансовых институтов и фондов. Серьезные изменения будут внесены и в систему валютного регулирования.

Таким образом, в начале XXI в. финансовая политика России становится более предсказуемой и целенаправленной. Ее реализация осуществляется с помощью  финансового аппарата, т.е. определенной структуры органов управления государственными финансами.

 

2.2 Роль центрального банка в финансовой политике

 

Центральный банк РФ (Банк России) является главным банком РФ. Он действует на основании Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86 – ФЗ2. В соответствии с этим законом уставной капитал и иное его имущество является федеральной собственностью. Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению им, включая золото – валютные резервы.

Коллегиальным органом  Банка России является Национальный банковский совет численностью 12 человек, состоящий из представителей Совета Федерации РФ, Государственной Думы, Президента РФ и Правительства РФ. В состав входит также Председатель Банка России. Члены национального банковского совета , за исключением Председателя Банка России, не работают в Банке России на постоянной основе и не получают плату за эту деятельность. В компетенцию Совета входят рассмотрение годового отчета Банка России, утверждение общего объема расходов на содержание его служащих, на их пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование, рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы РФ, проекта основных направлений единой государственной денежно – кредитной политики, решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций, назначение главного аудитора Банком России и др. .Национальный банковский совет ежеквартально рассматривает информацию Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России.

Совет директоров Банка  России разрабатывает и реализует  основные направления единой государственной денежно – кредитной политики, осуществляет руководство деятельностью Банка России и управление им. Он принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации организаций Банка России, его участие в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность учреждений, организаций и служащих Банка России, о купле – продажи недвижимости, необходимой для Банка России и его организаций и т.п В состав Совета директоров входят председатель Банка Росси и 12 членов. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Это выражается в том, что он ежегодно не позднее 15 мая представляет ей годовой отчет, утвержденный Советом директоров, а кроме того, именно Государственная Дума назначает Председателя Банка России и членов Совета директоров сроком на 4 года.

Банк России образует единую централизованную систему с  вертикальной структурой управления, куда входят центральный аппарат, территориальные  учреждения, расчетно – кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности Банка России. Центральный аппарат состоит из 25 департаментов, которые можно подразделить на департаменты, обеспечивающие реализацию основных функций Банка России, и департаменты, сопровождающие деятельность его самого. Территориальные учреждение – обособленное подразделение Банка России, осуществляющие на территории субъекта РФ часть его функций в соответствии с Положением о территориальных учреждений Банка России3 и другими нормативными актами. Как правило, они создаются на территория субъектов РФ, по решению Совета Директоров Банка России они могут организовываться и в пределах экономических районов, объединяющих территории нескольких субъектов РФ.

Расчетно – кассовые центры (РКЦ) – структурные подразделения  в составе территориальных учреждений Банка России. Их задача и функции  определяются Типовым положением о  РКЦ Банка России, утвержденным Советом директоров. Основной целью деятельности РКЦ является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы РФ, поэтому основная его функция – осуществление расчетов между кредитными организациями. В расчетную сеть Банка России входит 2 центральных, 76 головных, 1260 межрайонных и районных РКЦ, а так же ОПЕРУ – 1 и ЦОУ при Центральном Банке РФ4.

Как организация, созданная  для осуществления управленческих функций, Банк Росси имеет три основные цели деятельности , закрепленные в законе.

  1. Защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
  2. Развитие и укрепление банковской системы РФ;
  3. Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Реализация функций  и полномочий, предоставленных Банку России для достижения этих целей, превращают его в орган монетарной власти, орган банковского регулирования и надзора и расчетный центр банковской системы.

Как орган монетарной власти Банка России осуществляет следующие  функции:

  • Разрабатывает и проводит (во взаимодействии с Правительством РФ) единую государственную денежно – кредитную политику, направленно на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
  • Организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;
  • Определяет порядок проведения расчетов с иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
  • Осуществляет эффективное управление золото – валютными резервами;
  • Устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует его составление;
  • Проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам прежде всего денежно – кредитных, валютно – финансовых и ценовых отношений, реализуя при этом задачу снижения инфляционных ожиданий, публикует соответствующие материалы и статистические данные.

Денежно – кредитная  политика является составной частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой  – повышение благосостояния населения и обеспечение максимальной занятости. Исходя из этой долгосрочной стратегии, основными ориентирами макроэкономической политики правительства обычно выступают обеспечение роста ВВП и снижение инфляции.

Информация о работе Финансовая система и финансовая политика