Финансовое правонарушение: понятие, признаки и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:44, контрольная работа

Краткое описание

Ответственность за нарушение финансового законодательства существует в зависимости от тяжести совершенного деяния или субъектного состава в финансовом праве и иных отраслях права. Учитывая эти обстоятельства, п. 3 и 4 ст. 108 НК РФ определяют соотношение налоговой ответственности с ответственностью, предусмотренной уголовным и административным законодательством. БК РФ устанавливает основания применения финансовой, административной или уголовной ответственности за нарушения бюджетного законодательства РФ (ст. 281—306).

Содержание

Введение
1. Финансовое правонарушение: понятие, признаки и виды.
1.1 Понятие финансово-правовой ответственности
1.2 Черты и признаки финансовой ответственности
1.3 Виды финансовой ответственности
2. Финансово-правовая ответственность: понятие, признаки и виды.
3. Финансово-правовые санкции. Порядок их применения.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Фин. право.docx

— 100.00 Кб (Скачать файл)

  определение вида и меры государственно-властного принуждения через охранительное финансовое правоотношение. Санкции за нарушения финансового законодательства дифференцированы, носят имущественный характер, выражаются в денежной форме и взыскиваются уполномоченными органами;

 

Процессуальные, характеризующие механизм реализации материального охранительного финансового правоотношения посредством производства по делу о финансовом правонарушении, осуществляемого компетентным органом согласно положениям финансового законодательства. Финансово-правовая ответственность реализуется в особой процессуальной форме, отличающейся от порядка применения иных видов юридической ответственности, и состоит из стадий производства по делам о финансовых правонарушениях. Процессуальный порядок привлечения к финансовой ответственности в части, составляющей предмет финансового права, реализуется финансово-контрольными, налоговыми органами государственных внебюджетных фондов, таможенными органами и др.;

 

  Функциональные, отражающие целенаправленность существования и применения финансовой ответственности. Цели финансовой ответственности выражаются в восстановлении нарушенных имущественных интересов государства, а также в наказании виновного, предотвращении совершения им новых финансовых правонарушений.

   Финансовая ответственность  является самостоятельной мерой  защиты государственного финансового  суверенитета, имеет собственную правовую природу и занимает строго отведенное место в финансовых правоотношениях. Названные признаки позволяют отличать финансово-правовую ответственность от иных мер государственного принуждения: мер безопасности, предупреждения, пресечения, защиты и т. д.

   Наделение государства  правом принуждать к несению  финансовой ответственности не означает вседозволенности. Обе стороны охранительного правоотношения могут действовать только в границах финансового законодательства, а реализация финансовой ответственности возможна исключительно на основе норм финансового права, устанавливающих ответственность за конкретно-определенное правонарушение.

        2. Финансово-правовая ответственность: понятие, признаки и виды.

Состав правоотношения финансовой ответственности представляет сложное  социально-правовое явление, складывающееся из совокупности следующих элементов: субъекты (участники), права и обязанности  субъектов (участников), их действия (поведение), объект правоотношения.

   Субъекты финансовой  ответственности. В правоотношении, складывающемся относительно финансовой ответственности, принимают участие как минимум две стороны: государство в лице компетентного органа, указанного в финансовом законодательстве, и правонарушитель. Между этими субъектами складываются охранительные финансовые правоотношения, в которых государство выступает в качестве управомоченной стороны, а правонарушитель — обязанной. Субъектом материального правоотношения финансовой ответственности является государство в целом, а не финансово-уполномоченные органы. Права и обязанности правонарушителя неразрывны и составляют правоотношения финансовой ответственности.

   Право государства  применять к нарушителю финансового  законодательства меры государственно-правового  принуждения (в том числе финансово-правовой  ответственности) предполагает возникновение  у правонарушителя обязанности  претерпевать эти меры. Применение  мер финансовой ответственности  является одновременно правом  и обязанностью государства, поскольку  даже в тех случаях, когда  правонарушитель добровольно прекращает  совершение финансового правонарушения, государство не утрачивает права  на применение соответствующих  мер финансовой ответственности.  Например, добровольная постановка  на учет в налоговом органе  после истечения установленного  срока не исключает состава  налогового правонарушения, предусмотренного  ст. 117 НК РФ, и не освобождает  налогоплательщика от предусмотренных  мер финансово-правовой ответственности.

   Охранительные финансовые  правоотношения имеют юридическое  и фактическое содержание. Юридическое  содержание заключается в возможности  совершения определенных действий  со стороны государства в качестве  управомоченного лица и необходимости  определенных действий нарушителя  финансового законодательства. Фактическое  содержание составляют сами действия  участников охранительного правоотношения, направленные на реализацию предоставленных прав и возложенных обязанностей.

   Объектом правоотношения  финансовой ответственности является  правовой статус нарушителя финансового  законодательства. Возложение дополнительных  лишений и ограничений имущественного  характера, определенных мерой  финансовой ответственности, приводит  к изменению финансово-правового статуса правонарушителя.

   Финансовая ответственность  существует в рамках охранительного  финансово-правового института,  регулирующего общественные отношения финансовой сферы посредством введения запретов и установления мер государственного принуждения за их несоблюдение.

   Охранительные правоотношения  по своему составу и объему  шире финансовой ответственности.  Финансовая ответственность характеризует  содержание правоохранительных отношений с позиций правового статуса правонарушителя, его дополнительных имущественных обязанностей, возникших в результате совершенного финансового правонарушения. Вместе с тем финансовая ответственность может быть реализована только в рамках охранительных правоотношений.

   Самостоятельный  характер финансово-правовой ответственности  также проявляется в наличии  особого процессуального порядка  ее применения. Процессуальный порядок  реализации финансово-правовой ответственности  осуществляется посредством выделения  ее стадий, что одновременно позволяет  рассмотреть содержание охранительного  финансового правоотношения в  качестве динамичной системы.

   Процессуальная форма  финансовой ответственности как  охранительного правоотношения имеет три стадии:

  1) возникновение финансовой ответственности;

  2) конкретизация финансовой  ответственности посредством доказывания  наличия элементов состава финансового правонарушения;

  3) реализация финансовой ответственности.

   Особенностью процессуальной  формы финансовой ответственности  выступает обязательный для государственного  органа досудебный порядок разрешения  отдельных категорий финансово-правовых  споров. До обращения в суд  за защитой нарушенных финансовых  прав государства финансово-контрольный  орган выносит правонарушителю  предписание об устранении выявленных  недостатков, приостанавливает финансирование  в случае нецелевого использования  бюджетных средств и т. д.  Относительно налоговых органов НК РФ прямо предусмотрена обязанность предложить правонарушителю добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае отказа налогоплательщика добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропуска срока уплаты налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о принудительном взыскании налоговой санкции.

   Наличие досудебного  порядка рассмотрения дела о  финансовом правонарушении вносит  в механизм охранительного финансового  правоотношения два вида процессуальных  отношений: финансовые и гражданские (или арбитражные).

   Первоначально реализация  материального охранительного финансового  правоотношения осуществляется  в рамках финансового (налогового, бюджетного и т. д.) процесса, позволяющего  обнаружить факт совершения финансового  правонарушения и осуществить  производство по делу о финансовом правонарушении.

   Если правонарушитель  добровольно не исполняет требование  финансово-контрольного органа, то  привлечение к финансовой ответственности  осуществляется в рамках искового  производства согласно правилам  гражданского или арбитражного  процесса. Например, согласно ст. 104 НК РФ до обращения в суд  налоговый орган обязан предложить  налогоплательщику добровольно  уплатить причитающуюся сумму налоговой санкции.

   Элементы механизма  финансовой ответственности могут  входить в предмет финансового  права, а могут являться сферами  регулирования иных отраслей  российского права. Непосредственно  к регулируемым финансовым правом  относятся те охранительные отношения,  которые складываются между государством  и нарушителем финансовой дисциплины  относительно возложения на виновного  субъекта дополнительной обязанности  имущественного характера в соответствии  с санкцией, установленной финансовым  законодательством. От­ношения, возникающие  в процессе судебного рассмотрения  иска финансово-контрольного органа  о взыскании с правонарушителя  финансовой санкции, образуют  предметы гражданско-процессуального  или арбитражно-процессуального права.

  Охранительные финансовые правоотношения возникают на основе юридических фактов в виде нарушений финансового законодательства, поэтому негативная финансовая ответственность имеет три основания:

  1) формальное (нормативное), выражающееся в наличии системы  норм финансового законодательства, устанавливающих составы финансовых  правонарушений, права и обязанности  участников охранительного финансового  правоотношения, регулирующих ответственность  за нарушение финансово-правовых  норм, принципы, порядок и процессуальную  форму привлечения к финансовой  ответственности;

  2) фактическое, означающее  совершение субъектом финансового  права противоправного деяния, нарушающего  нормы финансового законодательства;

  3) процессуальное, заключающееся  в вынесении уполномоченным органом  (налоговыми органами, органами государственных  внебюджетных фондов, таможенными  органами и др.) решения о наложении  санкции за совершение финансового правонарушения.

   Наступление негативной  финансовой ответственности воз­можно  только при наличии всех перечисленных  оснований и в строго определенной  последовательности: норма права  — финансовое правонарушение  — применение санкции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 3.  Финансово-правовые санкции. Порядок их применения.

За совершенные в финансовой сфере противоправные деяния может  наступить уголовная, административная, налоговая, гражданско-правовая, материальная и дисциплинарная ответственность. Причем для физического лица возможно наступление всех перечисленных  видов ответственности, а для  юридического — только административная (частично), гражданская и материальная (например, за вред, причиненный экологическим правонарушением).

 

   Уголовная ответственность  — это вид юридической ответственности,  заключающийся в ограничении  прав и свобод лиц, виновных  в совершении преступления, предусмотренного  Уголовным кодексом РФ. При этом  лицо подлежит уголовной ответственности  (ст. 5 УК РФ) только за те общественно  опасные действия (бездействие) и  наступившие общественно опасные  последствия, в отношении которых  установлена его вина. Кроме того, уголовной ответственности подлежит  только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного УК РФ.

Уголовная ответственность  начинается с момента вступления в силу обвинительного приговора, а  полностью реализуется в отбытии  наказания, назначенного судом. Основанием к наступлению уголовной ответственности  является совершение деяния, содержащего  все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ (ст. 8 УК РФ).

 

   Административная  ответственность — это вид  юридической ответственности граждан,  должностных лиц, юридических  лиц за совершенное административное  правонарушение. Порядок и основания  привлечения к административной  ответственности регулируются Кодексом  административных правонарушений (КоАП) и другими правовыми актами.

   Административным  правонарушением (проступком) признается  посягающее на государственный  или общественный порядок, социалистическую  собственность, права и свободы  граждан, на установленный порядок  управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие  либо бездействие, за которое  законодательством предусмотрена  административная ответственность  (ст. 10 КоАП). При этом административная  ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

 

   Административная  ответственность за административные  правонарушения, совершенные на  территории Российской Федерации,  несут на общих основаниях  иностранные граждане и лица  без гражданства, если они не  пользуются иммунитетом от административной юрисдикции РФ.

   За некоторые административные  правонарушения, например связанные  с несоблюдением установленных  правил в сфере охраны порядка  управления, государственного и  общественного порядка, природы,  здоровья населения, обеспечение  выполнения которых входит в  их служебные обязанности, административной  ответственности подлежат только  должностные лица. К должностным  лицам могут быть применены  только два вида административной  ответственности: предупреждение и штраф.

Информация о работе Финансовое правонарушение: понятие, признаки и виды