Финансовое право как самостоятельная отрасль российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 12:23, реферат

Краткое описание

Предметом правового регулирования финансового права являются общественные отношения, возникшие в связи с осуществлением государством финансовой деятельности, обусловленной наличием в стране товарно-денежных отношений, необходимостью распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального дохода.

Содержание

Введение
Понятие, предмет и метод правового регулирования финансового права.
Система финансового права, ее элементы и структура.
Источники финансового права и финансовое законодательство.
Практическая работа (задача)
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

 Одним из основных направлений  финансовой деятельности государства  и местного самоуправления является  правотворчество, в результате осуществления которого образуются источники финансового права. 

 Каждый источник финансового  права представляет собой созданную  или санкционированную государством определенную правовую форму. Некоторые нормативные правовые акты полностью входят в круг финансово-правовых источников, в то время как другие содержат только отдельные нормы, направленные на регулирование публичных финансовых отношений.  

 Одновременно отдельные  нормы, содержащиеся в источниках финансового права, могут входить в состав источников других отраслей права.  

 Источники финансового права образуют иерархично построенную замкнутую систему, направленную на комплексное регулирование публичных финансовых отношений.  

 Источником финансового права может считаться любой нормативный правовой акт, содержащий положения относительно финансовой деятельности государства или местного самоуправления, поскольку нормы финансового права часто содержатся в нормативных актах, относящихся и к другим отраслям права.  

 Источники финансового права — это внешние конкретные формы его выражения, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы финансового права. 

 Содержанием источников  финансового права являются правовые нормы, регулирующие: 

- имущественные отношения,  складывающиеся в процессе публичной финансовой деятельности, 

- отношения в сфере  финансового контроля и 

- отношения по привлечению  к ответственности за совершение  финансового правонарушения.  

 Источники финансового  права выполняют две взаимосвязанные задачи:  

 во-первых, они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества, которое, в свою очередь, представляет одно из основных направлений финансовой деятельности государства и местного самоуправления. 

во-вторых, источники финансового права представляют собой форму существования финансовых норм, т. е. внешнее объективированное выражение общеобязательных правил поведения субъектов в финансовых отношениях.

Особенности системы источников финансового права  

 Финансовое право относится к не кодифицированным отраслям права. Однако бюджетное и налоговое право имеют собственные кодифицированные источники — БК РФ и НК РФ. Предпосылки кодификации бюджетного и налогового законодательства складывались объективно и обусловлены процессом развития и расширения сферы финансовой деятельности государства, усложнением способов правового воздействия на бюджетные и налоговые отношения.  

 Теория разделения властей  относит правотворчество к исключительной прерогативе законодательной власти. Однако это не означает полной изоляции от правотворчества других ветвей власти — каждая из них принимает участие в процессе правотворчества посредством законодательной инициативы или непосредственно. Непосредственное правотворчество исполнительной ветви власти выражается в подзаконном нормотворчестве. Судебная власть выполняет правотворческие функции при применении ею аналогии права, аналогии закона, создании судебных прецедентов. В правовом регулировании финансовой деятельности государства особое значение приобретают постановления Конституционного Суда РФ. Таким образом, в системе источников финансового права выделяются законы и подзаконные нормативные правовые акты.  

 Финансово-правовые нормы могут  содержаться в актах органов  государственного управления — министерств, ведомств и др., регулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых администрацией или иными органами предприятий, организаций, учреждений (например, положение о порядке распределения прибыли).  

 Особо следует отметить, что  в финансово-правовом регулировании могут действовать и нормативные акты СССР в области отношений, еще не урегулированных законодательством Российской Федерации, и не противоречащие ему (например, Положение о главных бухгалтерах, утвержденное постановлением  Совета Министров СССР от 24 января 1980 г.).   

 Немаловажную роль в регулировании  финансовой деятельности государства  занимают и такие подзаконные  акты, как приказы и инструкции Министерства финансов, Министерства РФ по налогам и сборам, ГТК и даже письма и телеграммы Центрального банка РФ. Это также подзаконные акты, содержащие нормы финансового права, подлежащие безусловному исполнению.  

 Нормативными актами являются и соглашения между финансово-кредитными органами по различным финансовым вопросам, в том числе акты, которые регулируют часть отношений, складывающихся на рынке ценных бумаг и вообще на финансовом рынке.  

 К источникам финансового  права относятся и международные договоры, содержащие нормы, которые регулируют финансовые отношения между РФ и зарубежными государствами (зарубежным государством). В соответствии со ст. 4 БК РФ и ст. 7 НК РФ в случае противоречия указанных норм нормам российского законодательства применяются правила и нормы международных договоров.  

 Федеративное устройство России  обусловливает трехуровневую систему  источников финансового права,  в которой выделяются правовые акты, принимаемые на:

- федеральном,

- региональном и

- муниципальном уровнях.  

 Конституция РФ в силу  ее юридических свойств является  главным источником финансового  права и основой нормативно-юридического регулирования общественных отношений по поводу образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов государства и муниципальных образований.  

 В механизме правового  регулирования финансовых отношений необходимо учитывать влияние положений Конституции РФ на текущее финансовое законодательство и в целом на финансовое право. Подобное воздействие Основного Закона называется конституциализацией. Конституциализация правового регулирования финансовых отношений создает ситуацию, при которой публичные имущественные отношения подвергаются воздействию, как со стороны конституционного права, так и финансового права.  

 Конституционные основы  финансовой деятельности подразделяются на политические, экономические и организационные требования.  

Политико-правовые основы закрепляются посредством установления Конституцией РФ организации власти (ст. 10), коренных целей построения демократического общества, правового государства с развитой системой федерализма (ч. 1 ст. 1). К ним относятся: федерализм, законность, демократизм, разделение властей, публичность, гласность, равноправие субъектов РФ и др. 

Экономико-правовые основы базируются на принципах единства экономического пространства (ст. 8), закрепленном в гл. 1 «Основы конституционного строя», и запрета установления препятствий для свободного перемещения товаров, работ, услуг и финансовых ресурсов (ст. 74), закрепленном в гл. 3 «Федеративное устройство». 

Организационно-правовые основы, определяющие организационную структуру власти и местного самоуправления, в Конституции РФ закреплены в виде разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, а также разграничения компетенции между органами власти федерального, регионального и муниципального уровней (ст. 12, 71—73, 130—132). В данную группу включаются и конституционные нормы, определяющие основные начала деятельности государственных органов в финансовой сфере. 

 Направляющее воздействие  Конституции РФ на финансовые отношения осуществляется как принципами-законоположениями (т. е. нормами, содержащими в себе только некоторую общую идею), так и принципами-нормами (т. е. нормами, не требующими принятия специальных законов).  

 Конкретизация правового  регулирования финансовых отношений осуществляется иными источниками финансового права, целиком специализирующимися на регулировании отношений по аккумулированию, распределению и использованию государственных и муниципальных централизованных и децентрализованных денежных фондов.   

 Конституционные нормы устанавливают и прямо обозначают источники права (в том числе финансового) система которых включает:   

1) на федеральном уровне: 

= федеральные конституционные законы (ч. 5 ст. 66 и др.); 

= федеральные законы (ч. 2 ст. 76 и др.); 

= указы и распоряжения  Президента РФ (ч. 1 ст. 90); 

= постановления Совета  Федерации и Государственной  Думы (ч. 2, 3 ст. 102, ст. 101) и регламенты палат Федерального Собрания РФ (ч. 4 ст. 101); 

= постановления и  распоряжения Правительства РФ (ч. 1 ст. 115); 

= Федеративный договор  и иные договоры о разграничении  предметов ведения и полномочий (ч. 3 ст. 11, ст. 125),  

2) на уровне субъектов РФ: 

= конституции (уставы),  

= законодательство и  

= подзаконные акты  субъектов РФ (ч. 2 ст. 5, ст. 66, 72, 76, ч. 2 ст. 85, ст. 125); 

3) на муниципальном уровне: 

= решения органов  местного самоуправления (законы МСУ и 

= подзаконные акты  главы муниципального образования).  

 Нормативные финансово-правовые  акты субъектов РФ по форме  выражения аналогичны федеральным,  поскольку правовая система субъекта РФ производна и является составной частью правовой системы России в целом.

Правотворчество субъектов  РФ и муниципальных образований в финансовой сфере носит предварительно санкционированный характер со стороны государства. Поэтому финансово-правовые нормы, создаваемые органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в пределах соответствующей компетенции, обладают общеобязательностью и гарантированностью со стороны государства, т. е. свойствами правовых норм. 

 Региональное и  муниципальное правотворчество  по финансовым вопросам осуществляется различными методами. В финансовой сфере государство санкционировало региональное и муниципальное правотворчество только относительно регулятивных норм. Охранительные нормы, содержащие меры государственного принуждения к нарушителям финансового законодательства, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления создавать не вправе. 

 Во многих субъектах  РФ и муниципальных образованиях  принятие нормативных правовых  актов по вопросам финансовой деятельности осуществляется по усложненной процедуре: как правило, рассмотрение проектов финансовых нормативных правовых актов представительным органом возможно только при наличии заключения исполнительного органа или согласия главы администрации. 

 В качестве источников  финансового права финансовые нормативные правовые акты субъектов РФ и МСУ, которые имеют следующие характерные признаки: 

- обязательное соответствие федеральному законодательству; 

- пространственная ограниченность их юридической силы (действуют только в границах соответствующего субъекта РФ или муниципального образования); 

- обязательность для  исполнения всеми органами власти, гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, расположенными в границах соответствующего субъекта РФ или муниципального образования; 

- в некоторых случаях  существует необходимость регистрации  федеральным органом государственной власти (Министерством юстиции РФ); 

- возможность со стороны  субъектов финансового права  обжалования в судебном порядке  или опротестования в порядке прокурорского надзора.  

 Отношения в сфере  публичной финансовой деятельности  регулируются и локальными нормативными  правовыми актами, содержащими финансово-правовые  нормы. Таковыми, например, являются уставы, и решения ученых советов государственных высших учебных заведений в части, устанавливающей порядок финансовой деятельности конкретного вуза. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача

 

Субъект РФ обратился  в Министерство финансов РФ с просьбой предоставить ему финансовую помощь на текущий финансовый год для исполнения отдельных статей расходной части бюджета.

Оцените правомерность  ситуации. Укажите, при наличии, каких обстоятельств субъекту РФ может быть отказано в выделении финансовой помощи?

 

Ответ

Следует отметить, что  формой межбюджетных трансфертов в раннее действовавшей редакции БК РФ считалась финансовая помощь. Так, например, в ст. 41 БК РФ финансовая помощь относилась к разновидности безвозмездных и безвозвратных перечислений. Недостатком БК РФ являются то, что понятие финансовой помощи раскрывалось в нем описательно, через определенные ее формы.

Полагаем, что можно  согласится с Х.В. Пешковой, которая подразумевает под финансовой помощью денежные средства, перечисляемые в бюджет одного общественно- территориального образования из бюджета другого общественно- территориального образования на основе безвозмездности и безвозвратности как результат установленного нормами права распределения финансовых ресурсов между входящими в состав государства территориями с низким уровнем бюджетной обеспеченности. Согласно ст. 26.18 “Выравнивание бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации” Федерального закона от 6 октября 1999г.№184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”

    1. Выравнивание бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации осуществляется путем предоставления дотаций из образуемого в составе федерального бюджета Федерального закона финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
    2. Дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации распределяются между субъектами Российской Федерации, расчетная бюджетная обеспеченность консолидированных бюджетов которых не превышает уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, определенный в качестве критерия предоставления указанных дотаций бюджетом субъектов Российской Федерации по методике, утверждаемой в соответствии с федеральным законам.

Информация о работе Финансовое право как самостоятельная отрасль российского права