Финансовое право как самостоятельная отрасль российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 12:23, реферат

Краткое описание

Предметом правового регулирования финансового права являются общественные отношения, возникшие в связи с осуществлением государством финансовой деятельности, обусловленной наличием в стране товарно-денежных отношений, необходимостью распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального дохода.

Содержание

Введение
Понятие, предмет и метод правового регулирования финансового права.
Система финансового права, ее элементы и структура.
Источники финансового права и финансовое законодательство.
Практическая работа (задача)
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Использование при определении  расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации показателей фактических доходов и расходов за отчетный период и (или) показателей прогнозируемых на плановый период доходов и расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации не допускается.

Распределение дотаций  из Федерального фонда финансовой поддержки  субъекта Российской Федерации утверждается федеральным законам о федеральном  бюджете на соответствующий год.

В соответствии со ст. 130 БК РФ “Условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета”

  1. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключение субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
  2. Субъекты Российской Федерации, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций, а так же предоставляемых субъектам Российской Федерации  из Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышало 5 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, не имеет право заключать указанные в статье 215.1 настоящего Кодекса соглашений о кассовом обслуживании  исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и бюджетов входящих в его состав муниципальных образований исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
  3. Субъекты Российской Федерации, в бюджетах в которых доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций, а так же предоставляемых субъектам Российской Федерации из Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий) в течении трех последних двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, не имеют права:
    1. устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решение вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
    1. организация исполнения бюджета субъекта Российской Федерации с открытием и ведением лицевых счетов главным распределителем, распределителем, получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации и главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в органах Федерального казначейства;

 

  1. В субъектах Российской Федерации, в бюджетах которых доля      межбюджетных трансфертов (за исключением субвенции, а также предоставляемых субъектам Российской Федерации из Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидии) из федерального бюджета в течении двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, осуществляются следующие дополнительные к установленным пунктом 3 настоящей статьи меры:
  2. подписание соглашений с Министерством финансов Российской Федерации о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта Российской Федерации;
  3. организация исполнения бюджета субъекта Российской Федерации с открытием и ведением лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям, получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации и главным администратором (администраторам) источником финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в органах Федерального казначейства;
  4. предоставление финансовым органом субъекта Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации в установленном  им порядке документов и материалов, необходимых для подготовки заключения о соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации внесенного в законодательный (представительный) орган субъекта российской Федерации проекта бюджетного субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период)
  5. проведение ежегодной внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации Счетной палатой Российской Федерации и Федеральной службой финансово – бюджетного надзора;
  6. иные меры предоставленные федеральным законам.

При несоблюдении органами государственной власти субъектов Российской Федерации условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации, а так же при нарушении предельных значений, установленных пунктами 2 и 3 статьи 92.1 и статьей 107 настоящего Кодекса. Министерство финансов Российской Федерации  в праве принять решения о приостановлении (сокращении) в установленном им порядке представления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенции) соответствующим бюджетам субъектов Российской Федерации до приведения в соответствие с требованиями настоящей статьи положений, обуславливающих условия предоставления межбюджетных трансфертов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Финансовое право имеет  свой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права. Предметом Финансовое право являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления  государством финансовой деятельности, т.е. деятельностью по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств. Эти отношения отличаются большим разнообразием по своему содержанию и по кругу их участников. Главная особенность общественных отношений, являющихся предметом финансового права, состоит в том, что они возникают в процессе финансовой деятельности государства. Отсюда и другая их особенность – они представляют собой разновидность имущественных отношений, так как возникают по поводу финансовых ресурсов, денежных средств. Это – финансовые отношения, одной из сторон в которых всегда выступает государство или его орган.

Вся деятельность по аккумуляции, перераспределению и использованию  денежных средств в государстве  регулируется нормами права, основа которых – Конституция. Нормы Конституции определяющие основные принципы, правила и направления финансовой деятельности, являются основой для обширного финансового законодательства. Так, в ст.57, 71, 72 и др. Конституции закреплены основы компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области бюджетного, налогового, кредитного, таможенного регулирования, финансового законодательства в целом, что служит в свою очередь, основой блоков законодательства по каждой определенной области. При этом часть вопросов в области финансовой деятельности государства полностью урегулирована в статьях Конституции прямого действия, например ст. 106 регулирует правила рассмотрения и утверждение федерального бюджета.

Своеобразие предмета регулирования  обусловливает и особенности  метода регулирования, свойственного финансовому праву.

По методу финансового  регулирования финансовое право  совпадает с административным: тот же метод властных предписаний, неравенство субъектов правоотношений. Однако административное право не регулирует финансовые отношения, их специфика определяет особенности применения административно- правового метода. Большая часть таких предписаний исходит из финансового - кредитных органов государства, созданных специально для осуществления финансовой деятельности. Эти органы связаны с другими органами государство лишь по линии функциональной финансовой деятельности. Здесь нет подчинения в полном объеме, как при отраслевом управлении, за каждой нормой финансового права кроется ее экономическое содержание.

В связи с этим различна и степень императивности норм, есть особенности вырожения в них экономических методов руководства. Примером могут служить кредитные санкции банков.

Многие финансовые отношения  являются предметом регулирования  как гражданского и хозяйственного, так и финансового права. Однако здесь следует исходить из того, что доходы, складывающиеся на рынке и в хозяйстве, должны быть перераспределены таким образом, что бы была возможность обеспечить необходимыми денежными средствами функционирования всего государственного механизма. Аппарат же государства, получая достаточное количество средств, обеспечивал бы общее развитие государства в нужном направлении, т.е. решал наряду с политическими задачи экономические и социальные. Эта область деятельности государства не может быть обеспечена без применения и совершенствования норм финансового права.

Вывод: Финансовое право как самостоятельная отрасль права выделяется в системе российского права в силу вышеназванных обстоятельств.

Предпосылки выделения  отрасли права: наличие общественной потребности и государственного интереса в самостоятельном правовом регулирование названной отрасли, обусловленной особой значимостью финансов, и финансовой системы для выполнения задач и функций государства.

В системе финансового  права нашла отражение объективно существующая финансовая система государства. Единство финансовой системы выражается, в общем, построение системы финансового права, где в общей части закрепляются основы понятий финансовой деятельности государства, понятий и особенностей финансового – правовых отношений и финансового – правовых институтов, рассматривается финансовый контроль и дается сравнительная характеристика основных финансового – правовых институтов других государств. В особой части финансового права логически последовательно располагаются и характеризуются  финансового – правовые институты и подотрасли таким образом, что это становится базой для изучения финансового права и финансовой деятельности государства как деятельности публичной власти в государстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Нормативно-правовые акты

1.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года. М.,1993.

2.Бюджетный кодекс  Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998г. №145 ФЗ.

3.Налоговый Кодекс  Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31 июля 1998г. № 146 ФЗ.

4. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 5 августа 2000г. № 117 ФЗ.

5.Федеральный закон  от 6 октября 1999г. № 184 ФЗ. “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”.

6.Федеральный конституционный  закон от 17 декабря 1997г. № 2 ФКЗ “О правительстве Российской Федерации”

Литература

1.Финансовое право: Учебник для ВУЗов. Л.Г.Вострикова, М.: ЗАО Юстициифарм, 2009.

2.Ю.А.Крохина Финансовое право России, М.: Норма,2009.

3.Финансовое право  Российской Федерации: Учебник М.В.Карасева, М.: Юристъ,2009.

4.Постатейный комментарий “Правовое регулирование финансовой деятельности государство и муниципальных образований” под редакцией Э.Д.Соколовой, Юриспруденция, 2009.

5.О.Н.Горбунова, М.В.Карасева, Н.И.Химичева Финансовое право,  М.:Юристъ,2008.

6.Х.В.Пешкова Правовое регулирование финансовой помощи общественно - территориальным образованиям. Теория и практика, Воронеж, 2005.

 

В работе использована справочно-правовая система “КонсультантПлюс

 


Информация о работе Финансовое право как самостоятельная отрасль российского права