Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 13:51, курсовая работа
В период укрепления государственности в Российской Федерации стало очевидным, что эффективный и действенный контроль является необходимым условием существования сильного государства. Контрольная функция государства в финансовой сфере – это не только предупреждение, выявление и пресечение финансовых правонарушений, но и функционирование действенной системы государственного финансового контроля в целях повышения эффективности использования государственных средств, достижения более высоких результатов в управлении государством.
Введение ……………………3
1. Понятие, виды и значение финансового контроля. 4
2. Формы и методы финансового контроля. 12
3. Органы, осуществляющие финансовый контроль в Российской
Федерации. 20
Заключение 30
Список использованных источников 31
Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды, а также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества. На деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.
Отличается особенностями контроль, осуществляемый Центральным банком РФ в силу специфики своего правового положения, соединяющего статус органа государственного регулирования кредитно-денежных и валютных отношений и юридического лица, осуществляющего хозяйственную деятельность. Согласно статье 56 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ», Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов49. Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Для осуществления финансового контроля в субъектах РФ созданы специальные органы финансового контроля – контрольно-счетные органы субъектов РФ, которые можно разделить на две категории: первые – самостоятельные, независимые в своей деятельности от иных государственных институтов; вторые – являющиеся составной частью законодательных (представительных) органов власти или подразделениями их аппаратов и к тому же не наделенные статусом юридического лица.
Контрольно-счетные органы субъектов РФ в основном осуществляют три вида деятельности: контрольно-ревизионную (контрольную), экспертно-аналитическую и информационную. Контрольно-ревизионная деятельность заключается в организации и проведении оперативного контроля за исполнением бюджета соответствующего субъекта РФ в отчетном году, проведении комплексных ревизий и тематических проверок, а также обследований по отдельным разделам и статьям бюджета соответствующего субъекта РФ, бюджетов внебюджетных фондов соответствующего субъекта РФ. А также в законах ряда субъектов РФ закреплено, что контрольно-счетный орган осуществляет контроль за исполнением местных бюджетов, контроль за поступлением в бюджет соответствующего субъекта РФ средств от распоряжения и управления собственностью данного субъекта РФ, контроль за состоянием долга соответствующего субъекта РФ и за использованием его кредитных ресурсов, а также контроль за банковской системой 50.
В большинстве
субъектов РФ контрольно-счетные
органы следует отнести к простым
получателям бюджетных средств,
а главным распорядителем бюджетных
средств для них может
Помимо этих органов в регионах действуют органы внутреннего финансового контроля в системе исполнительной власти. Данные органы осуществляют свою деятельность по аналогии с федеральными контрольными органами. В основном это текущий, а также частично последующий финансовый контроль. Данные органы осуществляют контроль за расходованием бюджетных средств муниципальными образованиями, получающими межбюджетные трансферты из бюджета субъекта, а также за деятельностью подведомственных финансовому органу учреждений51.
Прошедшие годы подтвердили вывод о том, что отказ от контроля со стороны государства в условиях формирования рынка ведет к серьезным негативным общественным процессам, создающим угрозу национальной безопасности страны в целом. Важной гарантией сохранения социальной направленности экономической, а также финансовой политики государства и муниципальных образований в процессе осуществления финансовой деятельности является усиление финансового контроля в целом и государственного финансового контроля в частности.
В рыночных условиях финансовый контроль должен быть направлен на ускорение экономического и социального развития, пресечение бесхозяйственности и хищений, проверку своевременности выполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, взаимных платежей между хозяйствующими субъектами. С его помощью возможно решение проблем рационального использования всех ресурсов, сохранности денежных средств и материальных ценностей субъектами всех форм собственности, использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов по целевому назначению52.
Начатые в Российской Федерации реформы государственного управления и местного самоуправления требуют осуществления адекватной модернизации финансового контроля, его совершенствования в правовом, организационном и методическом направлениях. В правовом направлении необходимо ускорить принятие Концепции о государственном финансовом контроле, законодательно разграничить сферы ответственности между органом внешнего финансового контроля и органом внутреннего финансового контроля53.
1 Кузнеченкова В.Е. Принцип системности – основа государственного и муниципального финансового контроля // Финансовое право.2010, № 3.
2 Бурцев В.В. Стандартизация государственного контроля – необходимое условие действенной финансовой политики // Российская юстиция.2005, № 10.
3 Шуплецова Ю. И. Финансовое право: Учебное пособие. –Юрайт-Издат, 2009.
4 Чернявский В.С. Государственный финансовый контроль: проблемы эффективности // Финансовое право.2004, № 3.
5 Мальцев В.А. Финансовое право: Учебник, 3-е издание. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. С. 36.
6 Финансовое право Российской Федерации: Учебник , 2-е издание / Отв. ред. М.В. Карасева. –Юристъ, 2007.
7 Мальцев В.А. Финансовое право: Учебник, 3-е издание. –Издательский центр «Академия», 2008.
8 Указ Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ».
9 Болдырев Ю.Ю. Формирование внешнего государственного финансового контроля в РФ: вопросы истории, организации и методологии // Российский экономический журнал.2007, № 3.
10 Кузнеченкова В.Е. Принцип системности – основа государственного и муниципального финансового контроля // Финансовое право.2010, № 3.
11 Миронова С.М. Правовые основы финансового контроля: проблемы и перспективы развития // Финансовое право. 2009, № 4.
12 Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник , 3-е издание. –Норма, 2008.
13 ФЗ от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
14 Мальцев В.А. Финансовое право: Учебник, 3-е издание. –Издательский центр «Академия», 2008.
15 Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник , 3-е издание. –Норма, 2008.
16 Кузнеченкова В.Е. Принцип системности – основа государственного и муниципального финансового контроля // Финансовое право. 2010, № 3.
17 Грачёва Е.Ю. Государственный финансовый контроль как важнейший инструмент обеспечения публичных интересов в условиях рынка // Lex Russica (Научные труды МГЮА).2006, № 6.
18 Бурцев В.В. Стандартизация государственного контроля – необходимое условие действенной финансовой политики // Российская юстиция.2005, № 10.
19 Грачёва Е.Ю. Государственный финансовый контроль как важнейший инструмент обеспечения публичных интересов в условиях рынка // Lex Russica (Научные труды МГЮА).2006, № 6.
20 Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник , 3-е издание. –Норма, 2008.
21 Финансовое право Российской Федерации: Учебник , 2-е издание / Отв. ред. М.В. Карасева. –Юристъ, 2007.
22 Финансовое право Российской Федерации: Учебник , 2-е издание / Отв. ред. М.В. Карасева. –Юристъ, 2007.
23 Мальцев В.А. Финансовое право: Учебник, 3-е издание. –Издательский центр «Академия», 2008.
24 Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник , 3-е издание. –Норма, 2008.
25 Бюджетный кодекс РФ.
26 Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник , 3-е издание. –Норма, 2008.
27 Мальцев В.А. Финансовое право: Учебник, 3-е издание. –Издательский центр «Академия», 2008.
28 Финансовое право Российской Федерации: Учебник , 2-е издание / Отв. ред. М.В. Карасева. –Юристъ, 2007.
29 Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник , 3-е издание. –Норма, 2008.
30 Мальцев В.А. Финансовое право: Учебник, 3-е издание. –Издательский центр «Академия», 2008.
31 Финансовое право Российской Федерации: Учебник , 2-е издание / Отв. ред. М.В. Карасева. –Юристъ, 2007.
32 Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник , 3-е издание. –Норма, 2008.
33 Шуплецова Ю. И. Финансовое право: Учебное пособие. –Юрайт-Издат, 2009.
34 Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник , 3-е издание. –Норма, 2008.
35 Миронова С.М. Правовые основы финансового контроля: проблемы и перспективы развития // Финансовое право. 2009, № 4.
36 Финансовое право Российской Федерации: Учебник , 2-е издание / Отв. ред. М.В. Карасева. –Юристъ, 2007.
37 Конституция РФ 1993 г.
38 ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве РФ».
39 Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов РФ».
40 Демидов М.В. Место и роль контрольно-счетных органов в системе государственного финансового контроля России // Конституционное и муниципальное право. 2010, № 1.
41 Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора».
42 Демидов М.В. Место и роль контрольно-счетных органов в системе государственного финансового контроля России // Конституционное и муниципальное право.2010, № 1.
43 Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе».
44 Бюджетный кодекс РФ.
45 Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе»
46 Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора».
47 Постановление Правительства РФ от 26 июля 2011 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе».
48 Постановление Правительства РФ от 23 июня 2004 г. № 307 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу».
49 ФЗ от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ».
50 Кошлина М. Особенности деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации // Юрист.2007, № 7.
51 Лагутин И.Б. Региональный финансовый контроль: правовые проблемы и пути их решения // Финансовое право.2010, № 5.
52 Грачёва Е.Ю. Государственный финансовый контроль как важнейший инструмент обеспечения публичных интересов в условиях рынка // Lex Russica (Научные труды МГЮА).2006, № 6.
53 Кузнеченкова В.Е. Принцип системности – основа государственного и муниципального финансового контроля // Финансовое право.2010, № 3.