Финансо-правовые нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 10:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью выступает исследование финансово-правовых норм, характеристика их общих признаков и особенностей.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию финансово-правовой нормы.
2. Раскрыть специфические признаки финансово-правовой нормы.
3. Рассмотреть виды финансово-правовых норм.
4. Показать структуру финансово-правовых норм.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по фин.docx

— 53.00 Кб (Скачать файл)

    ВВЕДЕНИЕ 

    Отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, регулируются нормами финансового права. Как  и нормы всех остальных отраслей права, это писаные правила поведения, которые устанавливаются государством в строго определенном порядке и  форме и вводятся в действие в  точно установленный законодателем  срок.

    Финансово-правовые нормы не являются простой волей  законодательных и исполнительных органов, они имеют материальное обоснование. Государственные органы, принимая законы и нормативные акты в области финансовой деятельности, всегда ограничены объективными экономическими возможностями.

    Так, государство может финансировать  свои потребности, только исходя из доходов, получение которых в свою очередь  зависит от уровня развития материального  производства и деятельности всей социальной сферы, что определяет поступление  налогов и других платежей в бюджет и иные внебюджетные фонды.

    Финансово-правовые нормы определяют права и обязанности  участников финансовых отношений, обстоятельства, при которых они становятся носителями прав и обязанностей, и предусматривают  ответственность за выполнение предписаний  государства.

    Осуществляя финансовую деятельность, государственные  органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции  принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования  финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

    Финансово-правовая норма конкретизируется как норма  определенного нормативного правового  акта, последние действуют в определенном временном интервале и пространстве, а также охватывают своим воздействием соответствующий круг лиц. Нормативные правовые акты, регулирующие финансовые отношения, подчиняются общему правилу распространения своего действия.

    Финансово-правовые акты - это принятые в предусмотренной  форме и имеющие юридические  последствия решения государственных  органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для  возникновения, прекращения, изменения  конкретных правоотношений.

    В современных условиях в связи  с развитием финансового законодательства число финансово-правовых норм увеличивается, что свидетельствует о реальности, достаточно высокой степени гарантированности  материальных финансово-правовых норм на современном этапе и т.д.

    Объектом  исследования являются общественные отношения  в сфере финансовой деятельности государства, регулируемые нормами  финансового права.

    Предмет исследования составляют финансово-правовые нормы как первичные элементы финансового права.

    Целью выступает исследование финансово-правовых норм, характеристика их общих признаков  и особенностей.

    В соответствии с поставленной целью  в курсовой работе поставлены следующие  задачи:

    1. Дать определение понятию финансово-правовой  нормы.

    2. Раскрыть специфические признаки  финансово-правовой нормы.

    3. Рассмотреть виды финансово-правовых  норм.

    4. Показать структуру финансово-правовых  норм.

Глава 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ НОРМ. 

    1. Понятие финансово-правовых норм
 

    Финансово-правовая норма - установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения правило поведения  в отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования  денежных фондов государства и муниципальных  образований.

    Правило поведения участников в первую очередь  касается собирания, распределения, перераспределения  и использования денежных фондов, необходимых государству и муниципальных  образований для реализации своих  целей и задач1.

    Финансово-правовые нормы являются первичными элементами, из которых состоит финансовое право  как отрасль права. Финансово-правовые нормы не являются простой волей  законодательных и исполнительных органов, они всегда имеют материальное обоснование. Финансово-правовые нормы  определяют права и обязанности  участников финансовых отношений, обстоятельства, при которых они становятся носителями прав и обязанностей и предусматривают  ответственность за выполнение предписаний  государства. 

    1. Особенности  финансово-правовых норм
 

    Как и любые другие нормы права, финансово-правовые нормы представляет собой установленное  и охраняемое государством правило  поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических  правах и обязанностях. Им свойственны  все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли права.

    Общие признаки финансово-правовой нормы  таковы:

    • нормы устанавливаются государством и их исполнение обеспечивается принудительной силой государства;

    • норма носит общий характер и  относится ко всем участникам финансово-правовых отношений;

    • норма возлагает на участников правоотношений обязанности и предоставляет  им субъективные права;

    • норма всегда выражена в каком-либо правовом нормативном акте - законе, указе, постановлении, приказе, инструкции, принятом компетентным государственным  органом или органом местного самоуправления.

    С точки зрения происхождения финансово-правовых норм их особенность заключается  в том, что они редко возникают  как фактические, т.е. в общественной жизни редко складываются правила  поведения, являющиеся прототипом финансово-правовой нормы. Сначала создается фактическая  модель поведения, а затем она  оформляется нормой права.

    Особенности финансово-правовых норм обусловлены  тем, что они в отличие от норм других отраслей права регулируют отношения, возникающие в процессе планового  образования, распределения и использования  государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач2.

    Это выражается в особенностях:

    а) содержания финансово-правовых норм;

    б) характера установленных в них  предписаний;

    в) мер ответственности за нарушение  предусмотренных правил;

    г) способов защиты прав участников финансовых отношений.

    Главная особенность финансово-правовых норм состоит в том, что они носят  государственно-властный, императивный характер. Государство предписывает правила поведения юридическим  лицам, гражданам в области финансовой деятельности.

    Финансово-правовые нормы содержат правила взимания налогов и других обязательных платежей с граждан и предприятий, формирования и расходования бюджетных средств, создания и распределения кредитных  ресурсов и страховых фондов и  т.д.

    Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие  их произвольного изменения, точно  определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений. Участники  финансовых отношений, урегулированных  нормой финансового права, не вправе изменить предписания нормы и  условий ее применения.

    Например, в финансово-правовых нормах содержатся адресованные предприятиям и гражданам  требования вносить установленные  налоги в государственный или  местный бюджет при наступлении  предусмотренных сроков, представлять отчеты и иные документы для проведения контроля со стороны компетентных органов, совершать другие действия, обеспечивающие аккумуляцию в распоряжении государства  денежных средств и их использование  в соответствии с утвержденными  планами.

    Вместе  с тем, в целях соблюдения прав и интересов плательщиков, установлены  обязанности государственных органов  возвращать им излишне взысканные платежи.

    Имеются особенности и в юридических  свойствах прав и обязанностей, установленных  финансово-правовыми нормами, связанные  с участием в финансовых отношениях государственных органов, предприятий, организаций и учреждений, компетенция  которых определяется в положениях и уставах.

    При этом их финансово-правовые обязанности  нередко сливаются с правами, выражаясь в едином полномочии: это  хорошо видно на примере норм права, закрепляющих права и обязанности государственных и местных органов власти в области финансов. Так, использование бюджетных средств на социально-экономические программы соответствующей территории - одновременно их право и обязанность.

    Однако  это не означает, что нормы финансового  права не содержат обособленных прав и обязанностей. Таковы права и  обязанности граждан, предприятий, предпринимателей, которые основываются на конституционном праве собственности, праве свободного использования  имущества для не запрещенной  законом экономической деятельности3.

     

    1. Специфические признаки финансово-правовой нормы
 

    Специфические признаки финансово-правовой нормы  обусловлены особенностями предмета и метода финансово-правового регулирования4. Финансово-правовые нормы отличаются от иных норм по предмету регулирования, а именно: финансово-правовые отношения в процессе формирования и использования денежных ресурсов государства. Финансовая деятельность государства, несмотря на многообразие форм ее проявления, есть деятельность, связанная с аккумуляцией денежных средств, их распределением и перераспределением, использованием, а также контролем. Все участники возникающих при этом общественных отношений наделены определенными правами и обязанностями. Одновременно они являются субъектами других отраслей права и также наделены соответствующим объемом юридических прав и обязанностей.

    Финансово-правовые нормы закрепляют их полномочия как  участников финансового планирования, налогоплательщиков, кредиторов, заемщиков, контролеров, получателей и распорядителей государственных ассигнований и  т.д. В законах, уставах, положениях об органах государственной власти и управления, хозяйствующих субъектах обязательно выделяются их права и обязанности по участию в финансовой деятельности.

    В частности, это касается выполнения обязательств перед бюджетом. Будь это обязанности в части составления, рассмотрения, утверждения, исполнения соответствующих бюджетов или уплаты причитающихся бюджетной системе  налогов, сборов, пошлин, санкций, финансово-правовые нормы закрепляют эти обязанности, а также права и меры ответственности.

    Например, в Налоговом кодексе РФ5, содержатся нормы, устанавливающие права и обязанности налогоплательщиков, меры ответственности за нарушения налогового законодательства. Несмотря на разбросанность финансово-правовых норм по различным источникам, они всегда четко выделяются, так как регулируют только определенный круг общественных отношений.

    Финансово-правовые нормы являются средством реализации общественных, то есть публичных, а  не частных отношений. Это обусловлено  принадлежностью финансового права  к праву публичному, а в конечном итоге, опять-таки особенностями предмета финансово-правового регулирования.

    Финансовая  деятельность государства и муниципальных  образований, будучи объективно обусловлена  экономическим строем общества, производственными  отношениями и т.д., детерминирована  насущными потребностями и интересами больших масс людей - классов, социальных групп, общества в целом. Это интерес  к оптимальному регулированию экономической  жизни, к оказанию помощи социально  незащищенным гражданам, к наличию  боеспособной армии, сильной милиции  и т.д.

    При этом интерес к финансовому обеспечению  государства, к получению от него финансовой помощи, существующий на уровне больших социальных общностей, сочетается с интересом самого государства к поддержанию своего собственного существования.

    Это естественно, так как финансовые ресурсы необходимы государству  не только для того, чтобы реализовать  социальные интересы, воплощающиеся  в его задачах и функциях, но и для того, чтобы содержать  свой аппарат, государственные структуры, которые непосредственно обеспечивают реализацию социальных интересов. Таким  образом, государство мобилизует денежные средства, чтобы израсходовать их на социально значимые мероприятия. В связи с этим финансово-правовые нормы являются средством реализации интересов всего общества, различных  классов, социальных групп и т.д., а также интересов самого государства.

Информация о работе Финансо-правовые нормы