Финансо-правовые нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 10:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью выступает исследование финансово-правовых норм, характеристика их общих признаков и особенностей.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию финансово-правовой нормы.
2. Раскрыть специфические признаки финансово-правовой нормы.
3. Рассмотреть виды финансово-правовых норм.
4. Показать структуру финансово-правовых норм.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по фин.docx

— 53.00 Кб (Скачать файл)

    Заметное  место в системе финансово-правовых норм отводится рекомендательным нормам. Рекомендательные нормы представляют собой предложения конкретных органов, обращенные к тем или иным субъектам. Наиболее часто такие нормы встречаются в ежегодно принимаемых законах о бюджетах. В частности, в законе о федеральном бюджете на тот или иной финансовый год рекомендательные нормы обращены, как правило, к органам власти субъектов Федерации. Увеличение числа рекомендательных норм в современных условиях обусловлено проведением в жизнь политики федерализма, реализацией курса на финансовую децентрализацию, самостоятельность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

    4. Финансово-правовые нормы, помимо всего отмеченного, классифицируются по объему действия на:

  1. общие - нормы, распространяющиеся на целый ряд тех или иных отношений;
  2. специальные - нормы, распространяющиеся на определенный вид отношений в пределах данного рода.

    К примеру, общими являются нормы первой части НК РФ, распространяющиеся на все налоговые отношения, а специальными - нормы, регулирующие тот или иной вид налогов, налоговых отношений.

    5. По территории действия различают финансово-правовые нормы, действующие:

а) на всей территории Российской Федерации;

б) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

в) на территории соответствующего муниципального образования.

    Соответственно, первые содержатся в правовых актах  представительных и исполнительных органов власти федерального уровня, вторые - в аналогичных правовых актах субъектов Федерации, а  третьи - в правовых актах органов  местного самоуправления.

    6. По времени действия нормы подразделяются на:

  1. общие, которые устанавливаются на неопределенное время. Общие нормы, которых большинство в финансовом праве, устанавливаются на неопределенный срок действия и утрачивают силу в связи с их отменой или изменением.
  2. временные, которые установлены на определенный срок.Временные нормы - это нормы, установленные на определенный срок. К временным финансово-правовым нормам относятся, прежде всего, предписания ежегодно принимаемых нормативных актов о бюджетах на соответствующий финансовый год. Эти нормы действуют, как правило, в течение срока действия соответствующего закона (или постановления органа местного самоуправления) о бюджете на финансовый год. Они содержатся в этих законах и постановлениях, а также в обеспечивающих (конкретизирующих) их нормативных актах.

    2.2 Структура финансово-правовых  норм 

    Структура финансово-правовых норм состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права19.

    В статьях финансового законодательства могут не содержаться все три  элемента финансово-правовой нормы. Но и гипотеза, и диспозиция, и санкция  легко отыскиваются в других статьях  этого же нормативного акта либо в  иных нормативных актах.

    Гипотеза - первая часть финансово-правовой нормы, которая определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникнуть финансовые правоотношения, и указывает  на субъектов - участников этих правоотношений. Например, чтобы юридическое лицо заплатило налог на прибыль, оно, как минимум, должно получать от своей деятельности определенный доход. Обязанность предприятия уплатить в государственный бюджет налог на прибыль реализуется при условии, если оно имеет расчетный счет в банке и самостоятельный (отдельный) баланс, а также получает подлежащую налогообложению прибыль и др.

    Гипотеза  имеется во всякой финансово-правовой норме. Обычно она формулируется  с использованием слова "если" и гораздо реже - с использованием оборота "в случае". Если же эти  слова отсутствуют, то они подразумеваются. Например, норма п.1 ст.74 НК РФ20 сформулирована так: "В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством". Гипотеза в этой норме выражена фразой: "В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов... "

    Основа  финансово-правовой нормы - диспозиция, содержит предписание о том, как  должны поступать участники финансовых отношений, т.е. определяет их права и обязанности по формированию, распределению или использованию государственных и муниципальных финансовых ресурсов. Диспозиция требует определенного поведения от участников финансовых отношений и не допускает отклонения от этих требований. Диспозиции финансово-правовых норм чаще всего объективируются через обязанности, которые должны исполнять соответствующие субъекты при наличии соответствующих условий, и гораздо реже - через права.

    Способом  защиты правил, установленных финансово-правовыми  нормами, являются их санкции. Эти санкции  распространяются на организации, должностных  лиц и граждан. Причем возможно одновременное  применение финансово-правовых санкций  к должностному лицу и к организации.

    Санкции финансово-правовых норм, как правило, указывают на меры финансового воздействия  за нарушение предписаний государства  в области финансов. Это пени и  штрафы, закрытие бюджетных кредитов, принудительное взыскание невнесенных  в срок платежей, применение кредитных  санкций банка. В связи с тем, что нарушение предписания, содержащегося  в финансово-правовой норме, влечет за собой материальный ущерб государству, применение финансово-правовых норм имеет  некоторые особенности. Так, самую  распространенную санкцию в области  финансового права - пеню - финансовые органы применяют автоматически, не устанавливая вины за правонарушение. При нарушении срока платежа  неизбежно применяется эта санкция.

    При изъятии денежных средств путем  финансово-правовых санкций характерным  является зачисление их в государственную  бюджетную систему или иной централизованный государственный денежный фонд.

    Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы. За нарушение финансовой дисциплины, помимо рассмотренных санкций могут быть применены меры дисциплинарного, административного, уголовно-правового и иного воздействия21.

    При изъятии денежных средств в качестве финансово-правовых санкций эти средства зачисляются в государственную или муниципальную казну.

    Данные  санкции распространяются на всех участников финансовых правоотношений - Российскую Федерацию, субъектов Федерации, муниципальные  образования, (например, принудительное списание средств с единого счета  федерального бюджета, со счетов других соответствующих бюджетов), органы государственной власти и местного самоуправления, организации, на должностных  лиц и граждан (блокировка расходов получателя бюджетных средств, наложение  штрафов и пеней, приостановление  операций по счетам, штраф за несоблюдение порядка ведения кассовых операций предприятиями, учреждениями и организациями и т.п.). При этом возможно одновременное применение финансово-правовой санкции к должностному лицу и организации, учреждению.

    Меры  финансово-правовой ответственности  применяются государственными органами и их должностными лицами. К таким  органам относятся федеральное  казначейство, Государственный таможенный комитет РФ, Центральный банк РФ. Они применяют санкции в административном порядке (без судебного разбирательства). Такой порядок является наиболее распространенным в связи с направленностью  финансово-правовых санкций на обеспечение  общегосударственных интересов  в области финансов и необходимостью быстрого реагирования на финансовые правонарушения. Однако в соответствующих  случаях это не исключает необходимости  принятия судебных решений (арбитражного суда или суда общей юрисдикции) по применению финансово-правовых санкций (в частности, при наличии спора, при взыскании штрафов и пеней  с физических лиц).

    Для современных условий характерно расширение круга финансово-правовых санкций, большее разнообразие их в  сравнении с допереходным к рыночным отношениям периодом.

    Среди финансово-правовых санкций с учетом основных направлений финансовой деятельности можно выделить следующие их группы: бюджетные, налоговые, кредитно-денежные, валютные. Помимо рассмотренных санкций  за нарушения в области финансовой деятельности могут быть применены  меры дисциплинарного, административного, уголовно-правового и иного воздействия. Основанием этого являются правонарушения соответствующего характера.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Цель  курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме "Понятие и виды финансово-правовых норм" можно сделать ряд выводов:

    Финансово-правовая норма - это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило  поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования  государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое  закрепляет юридические права и  юридические обязанности их участников.

    Финансово-правовые нормы закрепляют юридические права  и юридические обязанности участников общественных финансовых отношений.

    Содержание  финансово-правовых норм составляют правила  поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства.

    Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных отношений таких  юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление  которых обеспечивает планомерное  образование и использование  централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства  и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.

    Содержание  финансово-правовых норм обусловило их в основном императивный (повелительный) характер.

    Финансово-правовая норма не тождественна статье финансово-правового  акта, так как элементы финансово-правовой нормы не содержатся в совокупности в одной статье нормативно-правового  акта, а обычно размещаются в разных статьях.

    Библиографический список 

    Правовые  акты 

  1. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 29.02.12. N 16-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.
  2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ  (в последней ред. ФЗ от 29.02.12. N 16-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.
  3. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 3.12.11. N 378-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.
  4. Федеральный закон от 28.11.2011 N 338-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 28.  Ст. 3488.
 

    Научная литература 

  1. Апель А. Основы финансового права. - СПб: Питер, 2006. – 452 с.
  2. Гладченко А.О. Основы финансового права. – М.: Инфра-М, 2004. – 344 с.
  3. Грачева Е.Ю. Финансовое право: Схемы и комментарии: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2008. – 632 с.
  4. Горбунова О.Н., Карасева М.В., Н.И. Химичева Финансовое право - М.: Юристъ, 2008. – 486 с.
  5. Додонов В.Н. и др. Финансовое и банковское право: Словарь - справочник. - М : Инфра-М., 2007. – 426 с.
  6. Крохина Ю.А. Финансовое право: конспект лекций. — М.: Юрайт - Издат, 2009. — 182 с.
  7. Финансовое право. / Под ред. Горбуновой О.Н. - М.: Инфра-М, 2005. – 268 с.
  8. Финансовое право Российской Федерации: Учебник. / Под ред. М.В. Карасева - М.: Юристъ, 2004. – 234 с.

9.      Финансовое право Российской Федерации: Учебник. / Под ред. М.В. Карасева - М.: Юристъ, 2007. – 562 с.

10.      Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право. / По ред. д. ю. н., проф.Н.И. Химичева. - М.: Норма, 2009. – 432 с. 


Информация о работе Финансо-правовые нормы