Финансы и финансовая деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 10:21, лекция

Краткое описание

Финансы представляют собой сложное и многоплановое явление. Впервые термин финансы (от латинского finantia – наличность, доход) появился в Западной Европе в XVII в., хотя сами финансовые отношения возникли значительно раньше. В современном понимании финансы- совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расщиренного воспроизводства. Главное назначение финансов- денежное обеспечение функционирования государства путем образования денежных фондов, обеспечивающих потребности государства в денежных средствах, а также контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Содержание

Понятие финансов, их функции и роль.
Принципы и методы осуществления государством финансовой деятельности.
Система государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность.

Вложенные файлы: 1 файл

фин. право Лекция 1-12.doc

— 678.00 Кб (Скачать файл)

– граждане, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС и проживающие (работающие) в зонах последующего отселения и с правом на отселение;

– военнослужащие срочной службы.

Сельские, поселковые, городские и районные Советы депутатов в пределах своей компетенции могут по мотивированной просьбе плательщика физического лица предоставлять льготы по земельному налогу на земельные участки, кроме участков, используемых при осуществлении предпринимательской деятельности.

Порядок исчисления и сроки уплаты налога.

Земельный налог с организаций и физических лиц исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельного участка.

Налоговое сообщение с указанием подлежащего уплате размера земельного налога ежегодно вручается инспекцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь физическим лицам – до 1 июня.

Организации исчисляют земельный налог самостоятельно и представляют в налоговые органы налоговые декларации о сумме налога на текущий год ежегодно не позднее 1 марта текущего года, а по вновь отведенным земельным участкам - в течение одного месяца со дня их предоставления.

Земельный налог уплачивается землепользователями, землевладельцами и собственниками земли: юридическими лицами – в течение года равными частям и не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 сентября, 15 ноября; за земли сельскохозяйственного назначения – не позднее 15 сентября, 15 ноября, а физическими лицами – не позднее 15 ноября.

 

Л е к ц и я 11. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

1. Виды местных налогов и порядок их установления (налог с продаж товаров в розничной торговле, налог на услуги).

2. Целевые сборы и порядок их установления.

1. Виды  местных налогов и порядок их установления (налог с продаж товаров в розничной торговле, налог на услуги).

Наличие системы местного налогообложения – неотъемлемый атрибут финансовой системы государства вне зависимости от избранной модели его устройства (федеративной или унитарной). Местные налоги и сборы вводятся на соответствующих территориях с целью создания стабильных доходных источников местных бюджетов. В соответствии с законодательством Республики Беларусь в настоящее время существует обширный перечень местных налогов и сборов, допускающий выбор тех налогов и сборов, которые в наибольшей степени отвечают интересам развития местных территорий.

В соответствии со ст. 121 Конституции Республики Беларусь установление местных налогов и сборов относится к исключительной компетенции местных Советов депутатов, которые могут реализовать данные полномочия в соответствии с Законом о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. В ст. 8 Закона Республики Беларусь от 13 ноября 2008 г. «О бюджете Республики Беларусь на 2009 год» приводится перечень видов местных налогов и сборов, которые могут быть введены местными Советами на своей территории; определяются в общих чертах плательщики этих налогов и сборов, а также регулируются другие общие правила местного налогообложения.

В перечень местных налогов и сборов вошли:

– налог с продаж товаров в розничной торговле;

– налог на услуги;

– целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление городского, пригородного пассажирского транспорта, автобусов междугородных сообщения и содержание ведомственного электрического транспорта, сбор на содержание и развитие города (района);

– сборы с пользователей;

– сбор с заготовителей;

– курортный сбор.

В соответствии с Законом о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год и иными законодательными актами Республики Беларусь Местные Советы депутатов могут вводить только эти виды обязательных платежей либо в полном объеме, либо их отдельные виды, либо вообще не вводить. Областные, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня самостоятельно определяют базу и объекты налогообложения, конкретные размеры ставок, плательщиков, льготы, порядок исчисления и сроки уплаты местных налогов и сборов.

Плательщиками налога с продаж товаров в розничной торговле являются организации и индивидуальные предприниматели (за исключением индивидуальных предпринимателей-плательщиков единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, и организаций, уплачивающих единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции), осуществляющие розничную торговлю товарами через торговые и иные объекты в соответствии с законодательством Республики Беларусь на территории соответствующих административно-территориальных единиц.

Объектом налогообложения являются операции по реализации в розничной торговой сети товаров (за исключением социально значимых товаров по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь, а также бензина и .дизельного топлива).

Налоговая база определяется как выручка от реализации плательщиками товаров исходя из розничных цен без включения в них налога с продаж товаров в розничной торговле.

Налоговые ставки устанавливаются в размере, не превышающем: при реализации товаров, ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь и выпущенных в свободное обращение в Республике Беларусь, – 15% налоговой базы, других товаров – 5% налоговой базы.

Сумма налога с продаж товаров в розничной торговле устанавливается как надбавка к цене реализуемых товаров с учетом налога на добавленную стоимость и исключается из выручки при исчислении налогов, сборов и иных платежей, уплачиваемых в бюджет и государственные целевые бюджетные фонды.

Плательщики налога с продаж не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в налоговую инспекцию по месту постановки на учет расчет налога с продаж за отчетный месяц.

Перечисление средств производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным.

Плательщиками налога на услуги являются организации и индивидуальные предприниматели (за исключением индивидуальных предпринимателей – плательщиков единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, и организаций, уплачивающих единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции), осуществляющие на территории соответствующих административно-территориальных единиц операции по оказанию услуг, являющихся объектом налогообложения.

Объектом налогообложения являются операции по оказанию организациями и индивидуальными предпринимателями услуг рынков, ярмарок, выставок-продаж; гостиниц (кемпингов, мотелей); ресторанов (баров, кафе); дискотек, бильярдных, боулинг-клубов; парикмахерских (салонов красоты), соляриев, косметических салонов, оказывающих косметологические услуги; с недвижимым имуществом; сотовой радиотелефонной и радиопейджинговой связи; кабельного телевидения; по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств; туристических услуг.

Налоговая база определяется как выручка от реализации плательщиками услуг без включения в них налога на услуги.

Налоговые ставки устанавливаются в размере, не превышающем 10% налоговой базы.

Сумма налога на услуги устанавливается как надбавка к цене реализуемых услуг с учетом налога на добавленную стоимость и исключается из выручки при исчислении налогов, сборов и иных платежей, уплачиваемых в бюджет и государственные целевые бюджетные фонды.

Плательщики налога на услуги не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в налоговую инспекцию по месту постановки на учет расчет налога на услуги.

Перечисление плательщиками средств производится ежемесячно не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным.

2. Целевые сборы и порядок их установления

Плательщиками целевых сборов является: транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении; сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района) являются организации и индивидуальные предприниматели (за исключением индивидуальных предпринимателей – плательщиков единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, и организаций, уплачивающих единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции).

Объектом налогообложения является осуществление предпринимательской деятельности на территории соответствующих административно-территориальных единиц.

Налоговая база определяется:

– для плательщиков-организаций – как сумма прибыли, остающаяся в распоряжении организации после налогообложения;

– для плательщиков – индивидуальных предпринимателей – как сумма дохода, остающаяся в распоряжении индивидуального предпринимателя после уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей.

Налоговые ставки устанавливаются в размере, не превышающем (по совокупности) 3% налоговой базы, в том числе:

– транспортного сбора на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском пригородном и международном автобусном сообщении – не менее 2%;

– сбора на содержание и развитие инфраструктуры города (района) – не более 1 %.

Уплата целевых сборов плательщиками производится за счет прибыли (дохода), остающейся в их распоряжении после уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей.

Порядок уплаты целевых сборов организациями, имеющими филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, устанавливается Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

Плательщики целевых сборов – организации – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в налоговый орган по месту постановки на учет расчет целевых сборов, который составляется нарастающим итогом с начала года.

Плательщики целевых сборов – индивидуальные предприниматели – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в налоговый орган по месту постановки на учет расчет целевых сборов, который составляется нарастающим итогом с начала года.

Перечисление средств производится плательщиками-организациями ежемесячно отдельным платежным поручением не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным; плательщиками – индивидуальными предпринимателями – не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Плательщиками сборов с пользователей являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица (за исключением индивидуальных предпринимателей-плательщиков единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, и организаций, уплачиваю-

 

 

щих единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции).

Объектами налогообложения являются:

- парковка (стоянка) в специально оборудованных местах;

  • осуществление торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц;
  • владение собаками и (или) использование их в предпринимательской деятельности;
  • проведение аукционов, кроме проводимых в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
  • размещение наружной рекламы на иностранных языках, а также зарегистрированных товарных знаков (знаков обслуживания), на иностранных языках;
  • осуществление строительства объектов на территории соответствующих административно-территориальных единиц.

Налоговая база определяется в зависимости от объекта налогообложения.

Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от объекта налогообложения в процентах от налоговой базы и (или) в размерах, кратных базовой величине, и являются едиными для всей территории области и г. Минска.

Уплата сборов с пользователей организациями и индивидуальными предпринимателями производится за счет прибыли (дохода), остающейся в их распоряжении после налогообложения, не позднее 22-го числа месяца, за который производится уплата сбора.

Плательщиками сбора с заготовителей являются организации и индивидуальные предприниматели (за исключением индивидуальных предпринимателей и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, и организаций, уплачивающих единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции).

Сбор с заготовителей не уплачивается, если при заготовке дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения соответствующей организацией или индивидуальным предпринимателем внесена плата за побочное лесное пользование.

Объектом налогообложения является осуществление промысловой заготовки (закупки) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения, сельскохозяйственной продукции в целях их промышленной переработки или реализации.

Налоговая база определяется как стоимость объема заготовки (закупки), определенна* исходя из заготовительных (закупочных) цен.

Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от вида заготовленной (закупленной) продукции и не могут превышать 5% налоговой базы.

Сумма сбора с заготовителей относится на себестоимость продукции, товаров (работ, услуг) и включается в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении.

Информация о работе Финансы и финансовая деятельность государства