Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 17:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".
1) структуры бюджетной системы РФ;
2) доходов и расходов бюджетов, их соотношения и порядка распределения между уровнями бюджетной системы;
3) бюджетного процесса и т. д.
В рамках бюджетного права особо выделяются носители юридических прав и обязанностей - субъекты бюджетного права. Круг субъектов бюджетного права специфичен:
1) государство;
2) административно-
3) муниципальные образования;
4) государственные и муниципальные органы права.
Бюджетная система - установленная на экономиических отношениях в государственном устройстве РФ, урегулированная нормами права совокупность федерального бюджета, бюджета государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.
Источники бюджетного права:
1) Конституция РФ - закрепляет основы бюджетного права, в том числе правомочия в бюджетной сфере Президента РФ, Правительства РФ, Федерального Собрания;
2) федеральные конституционные законы - например, ФКЗ от 17.12.1997 г. ≪О правительстве РФ≫;
3) кодифицированный
законодательный
4) некодифицированные
законодательные
5) акты Президента РФ:
а) бюджетные послания Президента РФ;
б) указы Президента РФ - например, Указ Президента РФ от 05.03.2001 г. ≪О распределении средств, поступающих от продажи гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности, или права их аренды≫;
в) постановления Правительства РФ - например, постановление от 15.08.2001 г. ≪О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 г.≫;
7) нормативно-правовые акты органов государственной власти РФ - например, Письмо Минфина РФ от 21.06.1996 г. ≪О задержке заработной платы в жилищно-коммунальном хозяйстве≫;
8) соглашения между
органами государственной
9) нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов РФ;
10) нормативно-правовы/з
акты органов местного
Акты судебных органов, в том числе Верховного и Конституционного Судов РФ, не являются источниками бюджетного права, но тем не менее играют важную роль в осуществлении бюджетных правоотношений.
Также не являются источниками бюджетного права комментарии к законам.
Вопрос 27: Бюджетные правоотношения: понятие, особенности, классификация. Субъекты бюджетных правоотношений: понятие, группы, краткая характеристика
Бюджетные правоотношения являются подвидом финансовых правоотношений.
Бюджетные правоотношения – общественные отношения в бюджетной сфере по формированию и распределению особых денежных фондов (бюджетов), урегулированные нормами бюджетного права.
К бюджетным правоотношениям относятся;
1) отношения, возникающие
между субъектами бюджетных
2) отношения, возникающие
между субъектами бюджетных
Структура бюджетных правоотношений:
1) субъект - государственные (РФ и ее субъекты) и муниципальные образования;
2) объект - денежные фонды - федеральный бюджет, бюджет субъекта Федерации и местные бюджеты;
3) содержание - совокупность
прав, обязанностей и
4) основания возникновения,
изменения и прекращения
5) метод бюджетно-правового регулирования – чаще всего императивный;
6) способ защиты бюджетных правоотношений.
Особенности бюджетных правоотношений:
1) обязательным
субъектом бюджетных
При этом права и обязанности участников бюджетных правоотношений четко определены нормативно-правовыми актами и не могут определяться соглашением сторон;
2) бюджетные правоотношения
являются временными, действуют
в течение одного финансового
года и изменяются каждый раз
с принятием закона о бюджете
(федеральном, субъекта
3) обязательным
объектом бюджетных
Классификации бюджетных правоотношений:
1) по характеру:
а) материальные - закрепляют содержание бюджета: состав доходов и расходов, полномочия различных органов власти в бюджетной сфере и т. д.;
б) процессуальные - закрепляют порядок функционирования бюджетной системы РФ: порядок осуществления бюджетного процесса (составление, утверждение, исполнение и отчет об исполнении бюджета), формирования бюджетных и внебюджетных целевых фондов и т. д.;
2) по субъектному составу:
а) отношения по формированию федерального бюджета;
б) отношения по формированию бюджета субъекта РФ;
в) отношения по формированию местного бюджета.
Бюджетные правоотношения – общественные отношения в бюджетной сфере по формированию и распределению особых денежных фондов - бюджетов, урегулированные нормами бюджетного права.
Субъекты бюджетных отношений:
1)Российская Федерация;
2) субъекты РФ;
3) муниципальные образования.
Субъекты бюджетных отношений действуют в лице органов власти.
Законодательные (представительные) органы:
1) рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении;
2) осуществляют
последующий контроль за
3) формируют и
определяют правовой статус
4) осуществляют другие полномочия;
5) не имеют права
создавать свои резервные
Органы исполнительной власти:
1) осуществляют составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления;
2) исполнение бюджета,
в том числе сбор доходов
бюджета, управление
3) представляют
отчет об исполнении бюджета
на утверждение
местного самоуправления.
Аналогичные полномочия органы исполнительной власти осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам.
Банк России совместно с Правительством РФ:
1) разрабатывает
и представляет на
2) обслуживает счета бюджетов;
3) осуществляет
функции генерального агента
по государственным ценным
Органы государственного, муниципального финансового контроля:
1) осуществляют
контроль за исполнением
2) проводят экспертизы
проектов указанных бюджетов, федеральных
и региональных целевых
Главный
распорядитель бюджетных
1) утверждает сметы
доходов и расходов
2) составляет бюджетную роспись;
3) распределяет
лимиты бюджетных обязательств
по подведомственным
4) осуществляет
контроль за использованием
Вопрос 28: Бюджетные права РФ, субъектов РФ и муниципальных образований
Бюджетные права субъектов РФ
Бюджетные права - это полномочия различных субъектов бюджетного права. Бюджетные права РФ и бюджетные права ее субъектов между собой тесно связаны и взаимно обусловлены. Характер такой связи определяется федеративным устройством Российского государства, общие принципы которого распространяются и на бюджетные отношения.
Важной стороной в характеристике бюджетно-правового статуса субъектов РФ выступает их равноправие. При всем своем разнообразии субъекты РФ согласно Конституции РФ являются равноправными.
Правовой основой компетенции субъектов РФ, помимо конституционных норм, является текущее бюджетное законодательство РФ, а также законодательство субъектов РФ.
Бюджетные права субъектов РФ отражают связи последних по линии бюджета по трем направлениям: с федеральными органами власти; с другими субъектами РФ; с органами власти местного самоуправления.
Совокупность следующих прав характеризует бюджётно-правовой статус субъектов РФ:
1) установление
порядка составления и
2) составление отчета
об исполнении
3) составление и
рассмотрение проектов
4) распределение
доходов от региональных
5) определение порядка направления в бюджет субъекта РФ доходов от использования собственности субъекта РФ, доходов от налогов и сборов субъекта РФ, иных доходов бюджета субъекта РФ;
6) разграничение
полномочий по осуществлению
расходов между бюджетом
7) установление
совместно с органами
8) определение порядка и предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ местным бюджетам;
9) установление
порядка и условий
10) определение перечня
и порядка осуществления и
осуществление государственных
внутренних и внешних
Бюджетные
права муниципальных
Бюджетные права - это полномочия различных субъектов бюджетного права. Все муниципальные образования обладают бюджетными правами. Значение этих прав состоит в том, что с их помощью создается финансовая база, необходимая для решения органами местного самоуправления на всех их уровнях своих социально-экономических и других вопросов местного значения. Бюджетные права также обеспечивают возможность органам местного самоуправления в пределах их компетенции регулировать на своей территории бюджетные отношения с учетом местных особенностей.