Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 13:28, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры.фин.право.docx

— 385.76 Кб (Скачать файл)

1.Понятие и  функции финансов. Финансовая система  государства, её институты.

Финансы-совокупность объективно обусловленных экономич. отношений, имеющих распределит. хар-р, денежную форму выражения и материализуемых в денежных доходах и накоплениях, формируемых в распоряжении субъектов хозяйствования и гос-ва д/целей расширенного воспроизводства, мат. стимулирования работающих, удовлетворения соц. и др. потреб.общ-ва. Финансы можно рассм. в 2 аспектах: экономическом (финансы-это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения собственных функций и задач государства или местного самоуправления, а также делегированных полномочий государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства, в процессе которых осуществляются распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и контроль за удовлетворением потребностей сообщества) и материальном (ф. пред. с. денеж. фонды гос-ва, его террит. подразделений, предприятий, организаций, учрежд., используемые д/потреб. общ-ва и развития произв-ва).Функции финансов:1)распределительная-способствует организации сбалансированного и эффективного производства,развитию всех его отраслей4 соответственно потребностям общества в целях наиболее полного удов-летворения нужд людей. С помощью финансов распределяется совокупный общественный продукти национальный доход;

2) контрольная-заключается в том, что государство,

используя финансы и финансовые категории, осу-

ществляет контроль за финансово-хозяйственной

деятельностью экономических  субъектов. С помощью

финансов осуществляется контроль за производством

и распределением материальных и социальных благ

в стране.

Финансы как целостная  экономическая категория

имеют свою структуру, в которую  входят несколько

взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого

из которых характерны свои особенности.

Совокупность входящих в  состав финансов звеньев

(институтов) в их взаимосвязи  образует финансовую систем страны. Ф.с.- совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образо-

ванию и использованию соответствующих денежных

фондов, и государственных  органов и учреждений,

осуществляющих в пределах своей компетенции фи-

нансовую деятельность. Наличие различных институ-

тов внутри финансовой системы обусловлено тем,

что финансы охватывают своим  воздействием всю

экономику страны и социальную сферу.

Финансовая система РФ включает в себя: 1) госу-

дарственную бюджетную систему, состоящую из фе-

дерального бюджета, бюджетов субъектов Федера-

ции и бюджетов местного самоуправления; 2) вне-

бюджетные специальные фонды; 3) государствен-

ный и банковский кредит (все вышеозначенные ин-

ституты относят к централизованным финансам, ко-

торые используются для регулирования экономики и

социальных отношений  на макроуровне); 4) фонды

страхования (имущественного и личного) и 5) финан-

сы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящие-

ся к децентрализованным финансам, которые ис-

пользуются для регулирования  и стимулирования

экономики и социальных отношений  на микроуровне.

Возглавляет систему финансовых органов РФ Ми-

нистерство финансов РФ, которое является испол-

нительным органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валют-ной политики и осуществляющим общее руководство

организацией финансов в  РФ. Функции финансовой

деятельности выполняют  также органы гос. управления Рф и субъектов РФ

в рамках отнесенных к их компетенции сфер управления. При

этом существует система органов, специально соз-

данная для управления финансами и осуществления

контроля в данной сфере, - это система финансово-кредитных органов

(в нее входят Министерство

финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ).

Систему кредитных учреждений возглавляет ЦБ РФ, который является органом госу-

дарственного управления и осуществляет государственное  руководство в области банковской деят-ти. Счетная палата явл. органом фин. контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета. Фед. Казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Мин. РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов гос. управления. Таможенная служба явл. источником пополнения государственной казны,и возглавляет ее Гос. таможенный комитет.

 

 

 

 

 

 

2.Понятие и  предмет фин.права. Место ф.п. в системе отраслей российского права.

Фин.право-самост. отрасль рос. права, кот. отграничивается в системе права от всякой другой по предмету и методу правового регулирования. Финансовое право — самостоятельная отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования фондов денежных средств (финансовых ресурсов) государства и муниципальных образований, необходимых для реализации их функций и задач.

Место финансового права в единой системе российского права полнее раскрывается при его сопоставлении  и отграничении от других отраслей права.

В связи с тем, что финансовое право распространяется на отношения  в области финансовой деятельности государства, оно тесно соприкасается  с конституционным (государственным) и административным правом, которое  охватывает своим воздействием организацию  и деятельность государства в  целом. Существует взаимосвязь между  ними и по видам государственной  деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.

Конституционное (государственное) право  – ведущая отрасль в системе  российского права. Оно закрепляет основы общественного строя и  политики Российской Федерации, правового  положения личности, федеративное государственное  устройство, основы организации и  деятельности органов государственной  власти и органов местного самоуправления. Финансовое право базируется и развивается  на этих основах.

Административное право регулирует общественные отношения в области  государственного управления, осуществляемого  органами исполнительной власти.

Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной  деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами.

Финансовое право взаимодействует  с гражданским правом, так как  рыночные отношения, договорные отношения  участников финансовой деятельности, правоотношения по поводу денежного  обращения и расчетов, отношения  внутренних финансов предприятий, финансовой деятельности банков, органов страхования, товарно-денежные отношения регулируются соответственно нормами гражданского права.

Таким образом, все отношения, которые  являются предметом регулирования  финансового права, являются и предметом  регулирования гражданского права.

Предметом явл. общ. отнош., возникающие в процессе осуществления государством и органами местного самоуправления финансовой деятельности, т. е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Предмет финансового права  — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Финансовая деятельность  гос-ва и муницип. образований: понятие, формы осущ-ия.

Необходимость использования  финансов (финансовой системы) обусловила осуществление государством и муниципальными образованиями специальной, а именно финансовой деятельности. В ходе финансовой деятельности производится планомерное и целенаправленное образование (формирование), распределение и использование государственных и муниципальных централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Фин. деят-ть гос-ва—это осуществление им функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для деятельности государственных органов.

Фин. деят-ть муницип. образований, осуществляемая через органы местного самоуправления, направлена на решение задач местного значения, определенных законодательством о местном самоуправлении-пред. с.  осуществление функций по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию муниципальных (местных) денежных фондов в целях реализации социально-экономических задач местного значения и обеспечения финансовыми ресурсами деятельности органов местного самоуправления.

Содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований выражается в многочисленных и разнообразных функциях, которые действуют в названных выше общих направлениях: образование (формирование), распределение и использование государственных или муниципальных (местных) денежных фондов*. Неотъемлемым элементом каждой из них является функция контроля, что вытекает из сущности финансов. Этот контроль также является финансовым соответственно содержанию всей данной деятельности.

Разнообразие функций  обусловлено многозвенностью финансовой системы, своеобразием ее звеньев. В связи с этим государство и муниципальные образования осуществляют деятельность по созданию, распределению и использованию разнообразных видов денежных фондов: бюджетных и кредитных ресурсов, страховых денежных фондов, финансовых средств отраслей экономики, государственных и муниципальных предприятий, организаций и учреждений.

Методы финансовой деятельности государст-

ва - это способы теоретического исследования и

практического выполнения органами государствен-

ной власти и государственного управления финансо-

вой деятельности государства. Разнообразие мето-

дов осуществления финансовой деятельности зави-

сит от многих факторов: от субъекта правоотноше-

ний, условий аккумуляции и использования денеж-

ных средств. Как правило, методы осуществления

финансовой деятельности делят на две группы;

1) методы собирания денежных средств и 2) мето-

ды распределения и использования. К методам

собирания следует отнести  следующие методы: на-

логовый метод - с помощью него государство изы-

мает в той или иной форме в обязательном порядке,

в установленные сроки  и в установленном размере

денежные средства для  зачисления их в бюджеты

определенного уровня; метод добровольных взносов является добровольным в отличие от налогового

метода и может выражаться, например, в покупке

ценных бумаг, пожертвовании, вкладах в банки и т. д.

сов является добровольным в отличие от налогового

метода и может выражаться, например, в покупке

ценных бумаг, пожертвовании, вкладах в банки и т. д. При распределении и использовании государствен-

ных денежных средств применяются следующие

важнейшие методы: метод  финансирования (выра-

жается в безвозмездном и безвозвратном предостав-

лении денежных средств. Этот метод применяется в

отношении государственных организаций); кредито-

вание (означает выделение/предоставление денеж-

ных средств на условиях возмездное™ и возвратно-

сти. Применяться такой метод может и в отношении

государственных организаций, и в отношении част-

ных организаций).

Финансовая деятельность государства осуществ-

ляется через органы, которые руководят и направля-

ют ее в соответствии с  наделенными полномочиями.

Практически все органы государства  и органы мест-

ного самоуправления занимаются финансовой дея-

тельностью. Под формой финансовой деятельности

государства понимают структуру, порядок образова-

ния и организации высших органов власти, установ-

ленных в государстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Правовое положение органов власти, осущ. фин. деят-ть гос-ва и муницип. образований.

Существует система органов  управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Эта система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и для осуществления контроля в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья финансовой системы: бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений. Так, система финансово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Федеральное казначейство, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов РФ и соответствующих нижестоящих органов.

В единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления в других субъектах Федерации и органы федерального казначейства. Кроме того, в системе органов местного самоуправления административно-территориальных единиц (районов и городов) образуются финансовые отделы.

Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной  компетенции.

В соответствии с Конституцией РФ Государственная дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной думой, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"