Если речь идет об ответственности
юридического лица, то к ответственности
будут привлекаться должностные лица
организации. Однако, хотелось бы отметить,
что к финансово-правовой ответственности,
можно привлечь лишь тех должностных лиц
юридического лица, которые имеют права
подписи соответствующих финансовых документов:
руководитель, его заместитель, главный
бухгалтер и т.д.14, поэтому деяние других должностных
лиц организации не могут быть основанием
для привлечения юридического лица к финансово-правовой
ответственности.
Говоря об объекте финансового
правонарушения, следует отметить, что
объектом данного вида правонарушения
является круг общественных отношений,
складывающийся в процессе финансовой
деятельности государства и местного
самоуправления15. Необходимо отметить, что финансовые
правонарушения характеризуются общностью
объекта посягательств – это финансовая
деятельность государства и его законные
интересы, охраняемые финансовым законодательством.
Объектом финансовых правонарушений могут
быть как материальные так и процессуальные
права государств16: нарушения бюджетного законодательства
препятствуют нормальному функционированию
бюджетной системы, расходованию государственных
денежных средств по целевому назначению;
нарушения налогового законодательства
препятствуют формированию государственных
бюджетных фондов, нарушают права законопослушных
налогоплательщиков; нарушения валютного
законодательства препятствуют осуществлению
валютных операций, образованию золотовалютного
запаса страны и т.д.
Видовым объектом финансовых
правонарушений будет являться конкретная
сфера общественных отношений, охраняемых
финансовым законодательством. Специфика
в объекте посягательств свойственна
всем видам финансовых правонарушений:
налоговым, бюджетным, валютным, банковским,
расчетным и т.д.17
Последним обязательным элементом
юридического состава финансового правонарушения
является объективная сторона, которая
представляет собой совокупность признаков,
характеризующих внешнее проявление финансовых
правонарушений в реальной действительности18. Обязательным признаком объективной
стороны является наличие деяния, т.е.
действия или бездействия. Так, деяния
в форме бездействия, проявляются, например,
в невыполнении налоговым агентом обязанности
по удержанию и (или) перечислению налогов
(ст. 123 НК РФ); не предоставление налоговому
органу сведений, необходимых для осуществления
налогового контроля (ст. 126 НК РФ) и др.
По бюджетному законодательству это, например,
невозврат либо не своевременный возврат
бюджетных средств, полученных на возвратной
основе (ст.290 Бюджетного кодекса РФ19) и др. Большинство же деяний
совершаются в форме действия: нарушение
порядка регистрации объектов игорного
бизнеса (ст. 129 НК РФ), нарушение срока
предоставления сведений об открытии
и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ);
нарушение запрета на размещение бюджетных
средств на банковских депозитах либо
передача их в доверительное управление
(ст. 302 БК РФ) и т.п. Также признаком объективной
стороны является наличие причинной связи
между деяниями и наступившими последствиями.
Если вредные последствия как признак
объективной стороны отсутствуют, то такой
состав является формальным, например,
ч.2 ст. 129 НК РФ предусматривает ответственность
за дачу экспертам заведомо ложного заключения
или осуществление переводчиком заведомо
ложного перевода (в ходе налоговой проверки).
Это является правонарушением без последствий,
а если это привело, например, к снижению
налоговой базы, то это уже будет другой
состав, и в этом случае необходимо установить
причинную связь между действиями и последствиями.
Существуют также и факультативные
признаки объективной стороны, к ним можно
отнести: место, способ, обстановку, время,
систематичность совершения правонарушения
(эти признаки могут быть необходимы, если
требуется установить срок давности или
обстоятельства, отягчающие ответственность).
Таким образом, мы проанализировали
весь юридический состав финансового
правонарушения и вывели особенности
каждого элемента состава.
Данный термин многозначен.
В теории права он толкуется как «нормативное
определение мер государственного принуждения,
применяемых в случае правонарушения
и содержащих его итоговую оценку»20.
Санкция – обязательный третий
элемент любой нормы права. Правовые веления
не могут быть без санкции, так как подобное
веление – ничто без силы, способной обеспечить
его исполнение. Без санкции нормы права
растворились бы среди других видов социальных
норм, так как потеряли бы свое специфическое
государственно-принудительное значение.
Финансово-правовые санкции
являются важной составляющей системы
мер юридической, и, в частности, финансово-правовой,
ответственности. Среди теоретиков права
возникает большое количество споров,
касающихся соотношения ответственности
и санкций. В ключе данного вопроса существует
множество теорий и концепций; мы рассмотрим
основные. Во-первых, это, так называемая,
«принудительная концепция»21, сторонники которой отождествляют
санкции с ответственностью. Данная теория
подвергается обоснованной критике, в
связи с тем, что с учетом классификации
мер принуждения на меры предупреждения,
меры пресечения, меры ответственности
и восстановительные меры, т.е. санкциями
являются и меры предупреждения, и меры
пресечения, что является неверным, поскольку
такие меры существенно отличаются от
санкций, они либо направлены на пресечение
правонарушений, либо на превенцию правонарушений,
а санкция содержит итоговую оценку правонарушения
со стороны государства22.
И вторая позиция, которая по
сути близка к первой, заключается в отождествлении
санкций и мер ответственности, но исключающая
из области ответственности восстановительные
меры23. Такая позиция нашла свое отражение
в налоговом праве, причиной этому можно
считать Постановление Конституционного
Суда РФ от 17 декабря 1996 г. №20-П «По делу
о проверки конституционности пунктов
2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской
Федерации от 24 июня 1993 г. «О федеральных
органах налоговой полиции», хотя данный
закон утратил силу в 2003 году, но позиция
КС РФ, отраженная в этом постановлении,
действует. А именно, КС РФ указал, что
пеня, в отличие от штрафа, носит восстановительный
характер, и не должна рассматриваться
как санкция (речь идет о статье 75 НК РФ).
Но всё же большинство правоведов
считают, что основной проблемой является
соотношение санкции и мер государственного
принуждения. Как отмечают ученые, в частности,
Ю.А. Крохина, понятие мер государственного
принуждения шире понятия санкция, это
проявляется в том, санкция указывает
на те меры государственного принуждения,
которые применяются в случае нарушения
диспозиции правовой нормы в виде наказания
правонарушителя, либо в восстановлении
нарушенных прав и законных интересов,
т.е. санкция носит либо правовосстановительный
характер, либо карательный24.
Финансово-правовые санкции,
являясь частью системы правовых санкций,
обладают всеми признаками, которые присущи
им. Однако финансово-правовым санкциям
характерен и ряд специфических черт.
Во-первых, в связи с тем, что нормы финансового
права регулируют специфический круг
общественных отношений, то финансово-правовые
санкции призваны непосредственно оказывать
воздействие на субъектов финансово-правовых
отношений, во-вторых, финансово-правовые
санкции устанавливаются нормами финансового
права и не могут быть установлены соглашением
сторон25, и, наконец, в-третьих, финансово-правовые
санкции налагаются в случае нарушения
предписаний финансово-правовых норм,
которые устанавливаются на федеральном
уровне (ст. 71 Конституции РФ).
Финансово-правовые санкции
в зависимости от способов, какими они
служат охране финансовых правоотношений,
подразделяются на: правовосстановительные
и карательные (штрафные)26.
Правовосстановительные санкции
направлены на принудительное исполнение
не выполненных финансовых обязанностей,
а также на восстановление нарушенных
имущественных прав государства, а карательные
(штрафные) направлены на предупреждение
финансовых правонарушений, а также на
исполнение и наказание нарушителей финансового
законодательства.
Так санкции, предусмотренные
статьями 116 (Нарушение порядка постановки
на учет в налоговом органе), 118 (Нарушение
срока представления сведений об открытии
и закрытии счета в банке), 125 (Несоблюдение
порядка владения, пользования и (или)
распоряжения имуществом, на которое наложен
арест или в отношении которого налоговым
органом приняты обеспечительные меры
в виде залога), 126 (Непредставление налоговому
органу сведений, необходимых для осуществления
налогового контроля), 128 (Ответственность
свидетеля), 129 (Отказ эксперта, переводчика
или специалиста от участия в проведении
налоговой проверки, дача заведомо ложного
заключения или осуществление заведомо
ложного перевода) и т.д. НК РФ, носят карательный
характер. А остальные направлены на восполнение
финансовых потерь государства.
Ст. 114 НК РФ определяет налоговые
(финансовые) санкции как меру ответственности
за совершение налогового правонарушения,
которое устанавливается и применяется
в виде денежных взысканий (штрафов) в
размерах, предусмотренных главами 16 и
18 Кодекса. Так законодатель определил
налоговую (финансовую) санкцию как меру
ответственности. За налоговые правонарушения
предусмотрена такая налоговая санкция,
как штраф, которая установлена для каждого
налогового правонарушения; размер штрафа
исчисляется с учетом обстоятельств смягчающих
(п. 3 ст. 114 гласит, что при наличии хотя
бы одного смягчающего ответственность
обстоятельства, размер штрафа подлежит
уменьшению не меньше чем в два раза по
сравнению с размером, установленным соответствующей
статьей НК) или отягчающих (п. 4 ст. 114 устанавливает,
что при наличии обстоятельства, предусмотренного
п. 2 ст. 112 НК РФ, размер штрафа увеличивается
на 100%; этим обстоятельством признается
совершение налогового правонарушения,
ранее привлекаемым к ответственности
за аналогичное правонарушение).
Штрафы за нарушение финансового
законодательства взыскиваются только
в судебном порядке и в законодательно
установленной последовательности, что,
как отмечает Ю.А. Крохина, является развитием
принципа неприкосновенности собственности,
закрепленного в ч.3 ст. 35 Конституции РФ,
согласно которому никто не может быть
лишен своего имущества иначе как по решению
суда.
Что касается бюджетных правоотношений,
то Бюджетный кодекс фактически отсылает
к нормам Кодекса РФ об административных
нарушениях27. В такой ситуации возникает
ряд проблем у правоприменителя, а именно:
ответственность за финансовые правонарушения
установлена в КоАП РФ только по отношению
к нескольким составам, остальные остались
без мер государственной защиты. Данные
пробелы восполняются законодателем при
принятии федеральных законов о федеральном
бюджете28.
Правонарушения в финансовом
праве делятся на несколько видов.
1. Во-первых, преступления, ответственность
за которые установлена Уголовным
кодексом Российской Федерации,
например за нарушение налогового законодательства
(ст. ст. 198 – 199.2 УК РФ), за нарушение бюджетного
законодательства (ст. ст. 285.1 – 285.2 УК РФ).
Для того чтобы определить, является ли
совершенное правонарушение преступлением,
важно установить размер совершенного
деяния.
Санкции за преступления в сфере
финансового законодательства бывают
нескольких видов:
- штраф;
- арест;
- лишение свободы с лишением права
занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью
на определенный срок или без такового.
2. Административные правонарушения,
ответственность за которые предусмотрена
в главе 15 КоАП РФ. Для признания правонарушения
административным важно знать размер
совершенного деяния, он должен быть меньше
указанных в УК РФ размеров. Административные
правонарушения налогового законодательства
освещают ряд статей КоАП РФ, за них предусмотрена
такая санкция, как административный штраф.
Правонарушения в бюджетной сфере также
регулируются КоАП РФ, и за них также предусмотрен
административный штраф.
3. Финансовые правонарушения,
которые в свою очередь делятся
на налоговые и бюджетные правонарушения,
ответственность за которые предусмотрена
соответственно гл. гл. 16 и 18 Налогового
кодекса РФ и частью четвертой
Бюджетного кодекса РФ. Санкции
за налоговые правонарушения
– это пени и штраф, а за бюджетные – штраф.
Пеня как санкция в бюджетном праве не
определяется, она обычно применяется
как дополнительная к основной мере наказания.
Финансово-правовая ответственность,
являясь разновидностью юридической ответственности,
представляет собой ответную реакцию
государства за ненадлежащее исполнение
(или неисполнение) субъектом норм финансового
права и выражается в применении компетентными
органами (должностными лицами) мер воздействия.
Из этого следует, что финансово-правовая
ответственность наделена общими признаками
юридической ответственности. К ним относятся
основание ее привлечения (правонарушение),
установление санкций в нормах права,
наступление неблагоприятных последствий
для правонарушителя, государственное
принуждение и т.п. При этом финансовое
правонарушение как юридический факт,
в силу которого лицо может быть привлечено
к ответственности, определяет границы,
указывающие на количественные и качественные
ее характеристики29.
Так, например: размер штрафа за несоблюдение
финансового законодательства - это количественный
показатель, а принятие во внимание общепризнанных
норм и принципов международного права
в отношениях по внешнему долгу — качественная
сторона. Государство в этом случае выступает
«как контролер», как субъект, привлекающий
к ответственности за невыполнение установленных
им предписаний.
Как гарант законности в финансовой сфере
ответственность наряду с перечисленными
свойствами обладает рядом специфических
черт, присущих только ей, которые обусловлены
особой областью правового регулирования,
т.е. общественными отношениями, возникающими
в процессе образования, распределения
и использования государством и муниципальными
образованиями денежных фондов (финансовых
средств) для выполнения публичных функций,
придающими ей особую окраску. Следовательно,
финансово-правовая ответственность представляет
собой реакцию государства на финансовое
правонарушение, характеризующуюся осуждением
правонарушителя и наличием неблагоприятных
последствий, выражающихся в применении
к нему конкретных мер государственного
принуждения - финансово-правовых санкций.
Она характеризует деликтоспособность
субъекта финансового права, т.е. способность
участника правоотношений отвечать за
свои действия (бездействие), связанные
с нарушением норм финансового права.
Как уже было сказано, финансово-правовая
ответственность имеет определенную сферу
применения и выражается по-разному, что
объясняется разнообразием финансовых
отношений, а также многозвенностью финансовой
системы. В связи с чем:
1) меры финансово-правовой ответственности
могут применяться только компетентными
органами, реализующими свои властные
полномочия в финансовой сфере;
2) финансово-правовые санкции содержат
меры ответственности, отличные от других
мер воздействия свойства, проявляющиеся
в следующем: