Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 17:45, курсовая работа
Целью своей работы я ставлю определить значение бюджетирования в системе управления организацией, рассмотреть состав бюджетного процесса и постараться перечислить наиболее типичные ошибки и проблемы, препятствующие успешному функционированию системы бюджетирования, обозначить методы их исправления.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
1.1 Место бюджетирования в системе управления компанией…………5
1.2 Этапы бюджетных мероприятий…………………………….………..7
ГЛАВА 2. МОДЕРНИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ
СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 Мероприятия по повышению результативности системы
бюджетирования……………………………………………………………11
2.2 Типичные ошибки при построении
системы бюджетирования………………………………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….….25
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
1.1 Место
бюджетирования в системе
1.2 Этапы
бюджетных мероприятий………………………
ГЛАВА 2. МОДЕРНИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ
СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 Мероприятия по повышению результативности системы
бюджетирования…………………………………………
2.2 Типичные ошибки при построении
системы
бюджетирования…………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….….25
ВВЕДЕНИЕ
Каждый
руководитель, задумываясь о вопросах
повышения эффективности
Топ-менеджмент
сегодня уже осознал
Под бюджетированием понимается вся совокупность управленческих процессов, обеспечивающих жизненный цикл бюджета. Это система планирования будущих доходов, расходов и финансовых результатов производственной деятельности предприятия, а также контроль и анализ исполнения бюджетов.
Возможность
получать достоверные фактические
данные в формате бюджетов позволяет
проводить эффективный план-
Бюджетирование является полноценной и комплексной технологией тактического (текущего) управления компанией. Таким образом, актуальность и интерес данной темы не вызывает сомнения.
Целью своей работы я ставлю определить значение бюджетирования в системе управления организацией, рассмотреть состав бюджетного процесса и постараться перечислить наиболее типичные ошибки и проблемы, препятствующие успешному функционированию системы бюджетирования, обозначить методы их исправления.
Методической
и теоретической основой для
написания курсовой работы мне послужили
учебная литература, материалы из российской
экономической периодики, а также документы
информационно-правовой системы КонсультантПлюс.
1. ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
1.1
Место бюджетирования
в системе управления
компанией
Многие российские менеджеры понимают бюджетирование как одну из форм планирования, что является правдой лишь отчасти. Дело в том, что на самом деле бюджетирование представляет собой управленческую технологию, способную перевести долгосрочные и среднесрочные планы компании в плоскость их реализации2.
Бюджетирование - это технология управления бизнесом на всех уровнях компании, обеспечивающая достижение ее стратегических целей с помощью бюджетов на основе сбалансированных финансовых показателей. В этом определении есть два важных момента: связка бюджетирования со стратегическими целями и понятие "технология управления". Почему именно эти два аспекта финансового планирования представляются наиболее значимыми?
Технология управления подразумевает то, что в отношении любого процесса выполняются следующие мероприятия: планирование, учет, контроль, анализ. После анализа при необходимости производится корректировка планов и алгоритмов.
В
контексте технологии управления бизнесом
планирование подразделяется на два
этапа: бизнес-планирование деятельности
компании, т.е. определение вектора
ее развития и учет основных возможностей
и угроз в среднесрочной
Связка бюджетирования и бизнес-планирования важна, поскольку при отсутствии средне- и долгосрочных планов возможны принципиальные ошибки при принятии инвестиционных и операционных решений на этапе текущего планирования (составления бюджетов).
При плановом подходе к управлению компанией можно выделить несколько уровней планирования, которые отличаются между собой горизонтом и степенью точности данных. Обычно выделяют три уровня: стратегический, тактический и оперативный.
Стратегический план является самым долгосрочным (5 - 7 лет) и наименее точным. При его подготовке используются гипотезы и экспертные оценки. Главной задачей такого плана является определение основных направлений развития компании. Этот документ носит индикативный характер.
В качестве тактического планирования выступает бизнес-план деятельности компании. Он разрабатывается на 3 - 5 лет и имеет более высокую точность расчетных данных. При их подготовке используются аналитический и статистический аппарат, экстраполяция фактических данных для подтверждения гипотез и экспертных оценок, заложенных при стратегическом планировании3.
Под оперативным контуром планирования понимается бюджет компании. Это краткосрочный документ, который разрабатывается на один год с разбивкой по месяцам. Он имеет самую высокую точность плановых данных и формируется на основе актуальной информации.
В некоторых компаниях не выделяют стратегический план в отдельный документ, все его составляющие включаются в бизнес-план компании.
Наличие
всех уровней планирования весьма важно
для успешной деятельности компании,
так как позволяет задавать вектор
движения в долгосрочной перспективе
и оперативно следить за его реализацией,
а также в процессе бюджетирования
(оперативного планирования) учитывать
долгосрочные инвестиционные потребности
компании.
1.2
Этапы бюджетных мероприятий
При
внедрении системы
Ситуация усложняется, если компания создавалась с нуля и имеет специфическую структуру, сложившуюся эволюционным путем. Стандартный совет консультанта в этом случае: "Давайте разберемся с определениями и произведем реинжиниринг". Например, приведем все бизнес-процессы к общему знаменателю и унифицируем внутренние объекты управления. К сожалению, реализовать на практике этот совет не всегда возможно, в первую очередь из-за сложившейся культуры управления4.
Но даже в этом случае не все так страшно. Необходимо определить основные барьеры, мешающие построению системы бюджетирования, и попытаться их устранить или обойти.
Если
задача постановки системы бюджетирования
ставится в компании впервые, то необходимо
определиться с целями, которые она
должна решить, например: прогноз финансово-
Как
было сказано ранее, бюджетные мероприятия
представляют собой замкнутый цикл,
состоящий из планирования, учета, контроля,
анализа и корректировки планов. Графически
это показано на рисунке.
┌──────────────┐ ┌──────────────┐ ┌──────────────┐ ┌──────────────┐
│ Планирование ├──>│ Учет ├──>│ Контроль ├──>│ Анализ │
└──────────────┘ └──────────────┘ └──────────────┘ └───────┬──────┘
/│\
│ ┌──────────────┐ │
└─────────────────────────────
Рис.1
Общий контур бюджетных мероприятий
Планирование. Исходя из целей определяются задачи, ограничивающие процесс постановки системы бюджетирования (перечень компаний, сложность финансовой структуры, количество необходимых аналитик, требования к периодичности и глубине отчетной информации и т.п.). Следует сразу выработать комплексную бюджетную модель, состоящую из отчета о доходах и расходах, отчета о движении денежных средств и прогнозного баланса.
Данный
подход позволяет добиться полной управляемости
финансово-экономическим
Кроме того, могут отсутствовать источники финансирования для таких инвестиций. При этом изменение технологии или рецептуры производства при планировании не сопровождается соответствующим изменением запасов и оценкой изменения (замораживанием или высвобождением) денежных средств в оборотном капитале.
Итак, после определения целей и задач системы бюджетирования необходимо разработать финансовую структуру, поскольку она является основным элементом распределения полномочий, ответственности и мотивации по результатам деятельности компании.
Финансовая структура представляет собой иерархическое дерево, состоящее из центров финансовой ответственности (ЦФО). По каждому ЦФО в дальнейшем будет составляться бюджет и могут определяться финансово-экономические показатели его деятельности.
После формирования финансовой структуры нужно определить конкретные бюджетные статьи, за которые будут отвечать ЦФО. На основе получившихся бюджетных форм разрабатывается комплексная модель финансового планирования, в которой прописываются все формулы и взаимосвязи между бюджетами. Итогом бюджетной модели являются три финансовые формы: баланс, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств. Следовательно, на этом этапе основные шаги по разработке плановой системы пройдены, остается описательная часть всего разработанного механизма5.
Следующие этапы бюджетного процесса - учет и контроль. Важно оперативно контролировать исполнение бюджетов. План-фактные отчеты в следующем месяце - хороший инструмент для анализа, но исправить ситуацию, которая в них отражена, уже нельзя.