Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 17:45, курсовая работа
Целью своей работы я ставлю определить значение бюджетирования в системе управления организацией, рассмотреть состав бюджетного процесса и постараться перечислить наиболее типичные ошибки и проблемы, препятствующие успешному функционированию системы бюджетирования, обозначить методы их исправления.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
1.1 Место бюджетирования в системе управления компанией…………5
1.2 Этапы бюджетных мероприятий…………………………….………..7
ГЛАВА 2. МОДЕРНИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ
СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 Мероприятия по повышению результативности системы
бюджетирования……………………………………………………………11
2.2 Типичные ошибки при построении
системы бюджетирования………………………………………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….….25
│┌──────────────────┐
┌──┴──┴────────────┐
││ Разработка │ │ Выбор методов │ │
││ и составление │ │ и инструментов │ │
││ бюджетов │ │ бюджетирования │ │
│└──────────────────┘
└──┬──┬────────────┘
│┌───────────────────────┐ │ │ ┌ - - - - - - - - - - ─┐│
││ Утверждение и текущий │ │ │ Утверждение │
││ контроль исполнения │<- - ┼ - - - ─┤ и текущий контроль ││
││ бюджетов │ │ │ исполнения бюджетов │
│└───────────────────────┘ │ │ └ - - - - - - - - - - ─┘│
│┌───────────────────────┐ │ │ ┌ - - - - - - - - - - ─┐│
││ Контроль и анализ │<- - ┼ - - - - Контроль и анализ │
││ отклонений │ │ │ │ отклонений ││
│└───────────────────────┘ │ │ └ - - - - - - - - - - ─┘│
│┌───────────────────────┐ │ │ ┌ - - - - - - - - - - ─┐│
││ Разработка │ │ │ Разработка │
││ корректировок │<- - ┼ - - - ─┤ корректировок ││
││ и мероприятий │ │ │ и мероприятий │
││ по изменению │ │ │ │ по изменению ││
│└───────────────────────┘ │ │ └ - - - - - - - - - - ─┘│
│
│ │┌────────────────────────────
│ │ ││ Содействие, консультирование,││
│ │ ││ разработка инструкций ││
│ │ ││ и указаний ││
│
│ │└────────────────────────────
│
│ │┌────────────────────────────
│ │ ││ Разработка новых методов ││
│ │ ││ и инструментов системы ││
│ │ ││ бюджетирования ││
│
│ │└────────────────────────────
│
│ │┌────────────────────────────
│ │ ││ Повышение результативности ││
│ │ ││ работы ││
│
│ │└────────────────────────────
└───────────────────────────┘
└─────────────────────────────
Рис. 4 Рекомендуемый вариант перераспределения задач системы
бюджетирования9
В основе самоуправления лежит передача части функций, связанных с процессом информационного обеспечения, планирования и контроля, от бухгалтера-менеджера в обязанности руководителей подразделений. Учитывая тот факт, что руководители хорошо знают специфику своих участков, данное направление развития вполне перспективно.
Бухгалтер-менеджер
будет выполнять функции
Реализация функции самоконтроля предполагает предоставление руководителям подразделений необходимой свободы действий и права самостоятельного принятия решений. Предпосылкой успешной реализации самоконтроля является решение вопроса о том, какие задачи бюджетирования должен взять на себя руководитель подразделения и в какой форме бухгалтер-менеджер будет оказывать ему поддержку.
Будет неразумным, если руководитель будет проводить сравнения бюджетных и фактических показателей, устанавливать по ним отклонения, не имея при этом возможности повлиять на них посредством принятия оперативных решений.
Преимущество самоконтроля состоит прежде всего в существенном сокращении времени на адекватное реагирование при возникновении отклонений от заданных показателей работы. Развитие функций самоуправления и самоконтроля ведет к изменению задач бухгалтера-менеджера.
Его основными задачами будут: обучение, координация и консультирование персонала в процессе составления и контроля исполнения бюджетов, мотивация руководителей подразделений, а также разработка новых направлений развития системы бюджетирования10.
Проведенные
исследования вопросов повышения результативности
и современных тенденций
Система
бюджетирования нуждается в регулярном
совершенствовании, адаптации к постоянно
меняющимся условиям внешней и внутренней
среды. Для этого необходимо разрабатывать
мероприятия по повышению результативности
ее функционирования. Реализация данных
мероприятий позволит обеспечить стабильность
развития организации и получение максимальной
прибыли при минимальных затратах.
2.2 Типичные ошибки при построении
системы
бюджетирования
Построение системы бюджетирования на предприятии, как уже говорилось выше, должно включать определенные этапы. В процессе реализации каждого из перечисленных этапов компании часто совершают одни и те же ошибки. Рассмотрим их.
Первая и самая серьезная ошибка, которая допускается в процессе внедрения системы бюджетирования, - это низкая заинтересованность или неучастие топ-менеджмента компании в проекте. Между тем ее руководство является основным пользователем управленческой информации и играет главную роль в определении требований к ней, а значит, и ко всей системе бюджетного управления.
Чтобы не допустить этой ошибки, необходимо понять, прежде всего топ-менеджменту, что лучше него никто не знает бизнес компании и основополагающие моменты в системе бюджетирования может определить именно он.
Отсутствие единого глоссария терминов. Данная ошибка типична для российских компаний. Топ-менеджмент компании, сотрудники финансово-экономической службы, руководители подразделений - все должны "разговаривать на одном языке". Необходимо разработать глоссарий терминов, применяемых в компании.
Разработка собственных форматов бюджетов, а также громоздких форматов отчетов. Часто специалисты финансово-экономических служб, стремясь реализовать свой творческий потенциал и применить имеющиеся знания, разрабатывают собственные форматы бюджетов, при этом иногда нарушаются основные экономические принципы расчета того или иного показателя. Все это затрудняет анализ подобных отчетов и принятие управленческих решений.
Так, в одном бюджете/отчете нередко совмещают данные о доходах/расходах и данные о поступлении/выбытии денежных средств. Однако в теории бюджетного управления выделено три итоговых бюджета/отчета: БДР, БДДС, Баланс, которые позволяют отражать деятельность компании со всех сторон.
Кроме того, разрабатывая свои форматы отчетов, компании стараются сделать их максимально детальными. В результате отчеты занимают две-три (а иногда и больше) страницы, из-за излишней детализации возникают сложности с анализом представленной информации.
Чтобы
не допустить подобных ошибок, следует:
не совмещать в одном бюджете/
К распространенным ошибкам можно отнести и отсутствие систематической работы по повышению точности планирования, улучшения его алгоритмов и качества плановых данных. Одной из причин этого является отсутствие описания алгоритмов планирования. В результате невозможно ответить на вопрос, что произошло в случае серьезных отклонений: плохо "сработали", завысили план, выбрали неправильный алгоритм или допустили ошибки в предположениях при планировании.
Следует также отметить проблему, связанную с необязательностью документооборота. В данном случае расходы и платежи осуществляются без разбора причин и корректировок принципов планирования или учетной политики, а просто под давлением авторитета того или иного менеджера. В итоге система начинает давать сбои с точки зрения повышения точности и ответственности за плановый результат.
Попытка
рассчитать "как можно больше"
показателей. При разработке перечня
финансово-экономических
во-первых, длинный перечень показателей, имеющих разнонаправленную динамику, не позволяет однозначно определить, улучшилось или ухудшилось экономическое положение компании;
во-вторых, эффективно управляемая компания имеет конкретную систему целей, оценить достижение которых можно через соответствующий им ограниченный набор показателей. Таким образом, остальные показатели несут излишнюю для управления информацию и усложняют процесс сбора и обработки данных12.
Следовательно, определяя набор необходимых для компании показателей, нужно прежде всего ориентироваться на специфику ее бизнеса и цели.
Отсутствие
процедур исполнения бюджета, неверные
сроки в регламентах
Отсутствие в компании хотя бы одного из перечисленных элементов делает всю систему малоэффективной. Во избежание этой ошибки необходимо описать и оптимизировать бизнес-процессы бюджетирования, разработать соответствующие регламентные документы, например положение о планировании, регламент работы бухгалтерской службы и т.д.
Основные рекомендации на этапе разработки методологии системы бюджетирования:
- провести обучающие семинары или курсы повышения квалификации;
- составить глоссарий терминов;
- создать и утвердить у генерального директора организационную структуру компании с четкой иерархией подчиненности подразделений;
- разработать правила ведения управленческого учета, где аналитические разрезы бюджетных статей будут совпадать с аналитиками управленческого учета, а также четкую классификацию затрат, идентичную для всех систем учета и бюджетирования либо прописать четкие соответствия статей одной системы учета другой системе;