Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 14:14, реферат
Цель работы – проанализировать особенности бюджетирования как составной части финансового менеджмента. Для достижения этой цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
- раскрыть понятие, задачи, функции и принципы бюджетирования как прогрессивного метода финансового планирования;
- проанализировать основные виды бюджетов предприятия и методы их составления;
- изучить этапы процесса бюджетирования;
С точки зрения Л.С. Васильевой, на бюджетирование возлагаются следующие задачи:
- установление объектов бюджетирования;
- разработка системы бюджетов операционных и финансовых;
- расчёт
соответствующих показателей
- вычисление необходимого объема денежных ресурсов, обеспечивающих финансовую устойчивость, платежеспособность и ликвидность баланса предприятия;
- расчёт величины внутреннего и внешнего финансирования и выявление резервов их дополнительного привлечения.
- прогноз доходов, расходов и капитала организации [9, с. 55].
По мнению В.Т. Чая, в процессе бюджетирования выполняются следующие задачи:
- планирование
на предстоящий период
- прогнозирование
на более длительный период
дает возможность установить
перспективные цели и их
- контроль
и анализ деятельности
- контроль и анализ деятельности всего предприятия в целом (либо группы компаний в целом) на основе общефирменных (или общекорпоративных) целевых показателей;
- планирование
и контроль денежных потоков,
поскольку важнейшим условием
реализуемости любого плана
Все перечисленные задачи, безусловно, являются весьма важными для предприятия. Однако их перечень, на мой взгляд, можно представить несколько проще. Ранее в качестве цели бюджетирования мы приняли повышение эффективности работы предприятия. В качестве инструментов достижения этой цели – целевую ориентацию и координацию всех управленческих решений на предприятии. Эти инструменты реализуются в процессе планирования и контроля, следовательно, главной задачей бюджетирования можно считать обоснованное планирование деятельности предприятия с целью обеспечения текущего контроля деятельности. А перечень задач бюджетирования можно сформулировать следующим образом:
- планирование
важнейших аспектов
- обеспечение
сбалансированности
- текущий
мониторинг деятельности
- делегирование
полномочий и распределение
Бюджетирование деятельности предприятий позволяет создать эффективную систему управления финансами; повысить инвестиционную привлекательность; оптимизировать доходы и расходы в целом; получать консолидированную отчетность; рассчитывать и оценивать показатели ликвидности и рентабельности предприятий; повысить эффективность управления в целом.
В основе построения системы бюджетов предприятий должны лежать научно обоснованные принципы, поскольку они определяют характер и содержание деятельности, создают условия для эффективной работы и уменьшают возможность влияния негативных факторов на процесс производства и реализации продукции. Следует отметить, что в настоящее время среди отечественных и зарубежных ученых и практиков-экономистов нет единой точки зрения относительно принципов, которые следует положить в основу составления бюджетов предприятий, а это в значительной мере влияет на качество бюджетирования.
Р. Баттрик важнейшими среди таких принципов называет:
- принцип полноты, который заключается в том, что разработка бюджета должна охватывать все стороны деятельности и все подразделения предприятия. На предприятии могут разрабатываться различные виды бюджетов. В зависимости от объекта охвата это могут быть общий (сводный) бюджет предприятия и функциональные бюджеты отдельных его подразделений;
- принцип обоснованности и реальности, который исходит из необходимости приоритета реализации продукции над ее производством и учета ограниченности ресурсов, которые есть в распоряжении предприятия;
- принцип интегрированности, который обусловлен потребностями тесной взаимосвязи (как горизонтально, так и вертикально) между различными видами и уровнями бюджетов. Выполнение этого принципа означает следующее: при разработке бюджетов нижестоящего уровня (например, бюджеты отдельных подразделений предприятия) обязательно учитываются задачи, предусмотренные бюджетом высшего уровня (бюджет предприятия). Аналогично и во временном плане разработка краткосрочных (текущих) бюджетов осуществляется, основываясь на задачах, предусмотренных более долгосрочными (стратегическими) бюджетами;
- принцип гибкости, который допускает при разработке и исполнении бюджетов возможность их корректировки при изменении внутренних или внешних условий деятельности предприятия;
- принцип экономичности заключается в том, что расходы на бюджетирования должны рационально соотноситься с полученными результатами. Учитывая то, что бюджетирование – это достаточно сложный процесс, который требует дополнительных затрат времени, финансов и т.д., выполнение этого принципа является очень важным. Оно может обеспечиваться разработкой рациональных форм бюджетов, исключением дублирующей и нерелевантной информации, а главное – эффективной организацией всего процесса [4, с. 122-123].
В.В. Бочаров предлагает следующие принципы построения и функционирования бюджетирования:
- принцип полноты: все операции предприятия, которые приводят к поступлению или выплате средств, а также влияют на финансовые результаты, должны быть отражены в бюджете;
- принцип координации: бюджеты отдельных центров доходов, затрат, структурных подразделений и т.п. должны составляться с учетом возможности их сведения в единый консолидированный бюджет; кроме этого, следует согласовывать стратегические цели с показателями долгосрочного и оперативного планирования;
- принцип централизации: бюджетирование является важным инструментом финансового управления предприятием, которое должно осуществляться из единого центра, а следовательно, все денежные поступления должны служить для покрытия всех исходящих денежных потоков;
- принцип специализации бюджетов: денежные поступления и выплаты должны отражаться в соответствии с их видами и источниками возникновения, благодаря чему можно проконтролировать движение денежных средств в разрезе отдельных центров прибыльности и ответственности;
- принцип периодичности бюджетирования: бюджеты должны составляться на определенные периоды, срок которых зависит от специфики организации финансовой деятельности предприятия;
- принцип прозрачности: бюджеты должны составляться так, чтобы все задействованные в их исполнении лица четко представляли задачи, которые перед ними ставятся, и имели стимулы к их выполнению;
- принцип точности: все операции и денежные поступления и выплаты в результате их проведения должны базироваться на реальных прогнозах;
- принцип экономичности: соблюдение всех вышеуказанных принципов имеет смысл, если анализ выгод и затрат свидетельствует о превышение первых над последними [8, с. 101].
Практический опыт составления бюджетов на предприятиях, обобщенный В.Б. Ивашкевичем, позволяет выделить пять основных принципов бюджетирования:
1. Согласование целей, что требует начала процесса бюджетирования «снизу вверх», поскольку руководители низового звена лучше владеют ситуацией на рынке и со своей стороны более точно обеспечивают реализацию бюджетов. Затем бюджетные планы согласовываются с руководителями среднего и высшего звена управления для обеспечения соответствия целям предприятия. При этом процесс бюджетирования меняет направление и реализуется по схеме «сверху вниз».
2. Установление приоритета относительно заданий и координации бюджетирования, что обеспечивает использование дефицитных ресурсов в наиболее выгодном направлении.
3. Соподчиненность,
что предполагает, что каждое
подразделение предприятия
4. Ответственность,
которая предусматривает
5. Постоянство целей: установленные базовые показатели принципиально не меняются в течение планового периода [13].
Кратко остановимся на других вариантов перечня принципов бюджетирования. Д.А. Ендовицкий предлагает такие принципы бюджетирования: целостность и полнота; структуризация по содержанию, масштабу и временным параметрам; целенаправленная интеграция [11, с. 116]. Ю.В. Богатин и В.А. Швандар выделяет следующие принципы: непрерывность планирования; системность бюджетного периода; целевая ориентация деятельности предприятия; необходимость введения краткосрочных бюджетов; прозрачность [7, с. 98-99].
Общий список основных принципов бюджетирования, с нашей точкой зрения, который основан на анализе научных источников, целесообразно дополнить следующими принципами:
- принцип взаимосвязи элементов системы бюджетирования, который предусматривает логично выстроенный процесс. Он включает стадии и этапы бюджетирования, которые обеспечивают принятие эффективных управленческих решений;
- принцип
обратной связи, который предполагает
построение системы
- принцип
учета отраслевых особенностей
финансово-хозяйственной
- принцип прогрессивности заключается в том, что система бюджетирования разрабатывается и внедряется на уровне передовых отечественных и зарубежных аналогов.
Подводя итог проведенного анализа, следует отметить, что применение в практической деятельности предприятий перечисленных выше принципов бюджетирования позволит формировать такую систему бюджетирования, которая будет способствовать совершенствованию управления предприятием и улучшит качественные параметры его деятельности. Внедрение принципов бюджетирования на предприятии означает построение системы бюджетного управления, к числу преимуществ которой специалисты относят:
- согласование
различных направлений
- разграничение
ответственности между
- оперативное прогнозирование обеспеченности предприятия денежными средствами, улучшение ликвидности;
- оперативное
управление ресурсами
С учетом вышеизложенного можно предложить определение термина «бюджетирование на предприятии» как динамической управленческой технологии, реализация которой обеспечивает обработку значительного массива информации о состоянии внутренней и внешней среды для формирования необходимого информационного обеспечения, которое позволяет объединить и гармонизировать все функции управления, бизнес-процессы и бизнес-объекты, достичь лучших результатов в установленные сроки, организовать материальные и финансовые потоки, обеспечить прозрачность и обоснованность управленческих решений.
На основе определения сущности бюджетирования и с учетом его особенностей можно сформулировать следующее определение сути термина «бюджет предприятия»: это документ, который формируется во время бюджетирования и предполагает наличие элементов планирования, организации, мотивации и контроля деятельности предприятия, является количественным отражением стратегии его развития на основе количественного определения задач для предприятия в целом и структурных подразделений.
Бюджет, как уже говорилось выше, представляет собой количественное выражение плана действий предприятия до той степени, когда включенные в план показатели могут быть выражены в денежной оценке. Но это не всегда возможно. Так, некоторые бюджеты могут быть составлены в неденежном (натуральном) выражении, т.е. в единицах продукции, тоннах, часах, количестве работ и т.д. Однако финансовый бюджет может состоять только в денежной форме.
Бюджеты могут быть составлены по каждому отдельному виду деятельности (закупки, производство, сбыт, доведение до потребителя), структурным подразделениям предприятия, бизнес-направлениям, видам затрат, центрам ответственности, бизнес-процессам предприятия, проектам и т.д.
На практике бюджеты зачастую разрабатываются на год, в том числе с разбивкой по кварталам, месяцам. В течение года бюджеты могут пересматриваться и уточняться (поэтому процесс бюджетирования может стать непрерывным).
Разработка бюджета субъектов хозяйствования предусматривает поэтапную подготовку операционных и финансовых бюджетов. По назначению выделяют главный (генеральный) бюджет и операционные бюджеты. Генеральный бюджет объединяет бюджеты различных подразделений и видов деятельности на основе суммирования операционных бюджетов для составления общего финансового бюджета предприятия за отчетный период. В результате составление генерального бюджета разрабатываются бюджет денежных средств, бюджет доходов и убытков, прогнозный баланс [2, с. 45].
Информация о работе Бюджетирование как составная часть финансового менеджмента