Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 16:29, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в том, что финансовое планирование является важным аспектом в деятельности любого предприятия. Связано это, прежде всего, с переходом от командной модели экономики, при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…….3
Сущность и процесс финансового планирования на предприятии.........4
Методы финансового планирования………………………………….......6
Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием……..9
Заключение……………………………… …………………………………...13
Список используемой литературы…………………………………………..14

Вложенные файлы: 1 файл

финансовый менеджмент (1).docx

— 36.22 Кб (Скачать файл)

                                          Содержание

     Введение………………………………………………………………….…….3

  1. Сущность и процесс финансового планирования на предприятии.........4
  2. Методы финансового планирования………………………………….......6
  3. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием……..9

     Заключение……………………………… …………………………………...13

     Список используемой литературы…………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что финансовое планирование является важным аспектом в деятельности любого предприятия. Связано это, прежде всего, с переходом от командной модели экономики, при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования.

В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию, как о состоянии целевых рынков, положения на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

Цель данной работы – рассмотреть, в чем заключается сущность и процесс финансового планирования, а также описать методы и виды финансового планирования.

           В рамках данной цели поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть сущность и процесс финансового планирования;
  2. Описать методы финансового планирования;
  3. Описать виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием.

 

     

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Сущность и процесс финансового планирования на предприятии.

Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. Финансовое планирование представляет собой процесс разработки финансовых планов и плановых показателей по обеспечению предприятия финансовыми ресурсами и увеличению эффективности ее деятельности на определенном отрезке времени. К финансовым ресурсам относятся прибыль и доходы от всех видов предпринимательской деятельности, амортизационный фонд на восстановление основных фондов, долгосрочные ссуды банка, прочие доходы и поступления.

Цель финансового планирования состоит в увязке доходов с необходимыми расходами. При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд. При превышении расходов над доходами сумма недостатка финансовых средств восполняется за счёт выпуска ценных бумаг, получения кредитов, получения благотворительных взносов и т.д.

Основные задачи финансового планирования:

1. Обеспечение нормального воспроизводственного процесса необходимыми источниками финансирования. При этом огромное значение имеют целевые источники финансирования, их формирование и использование;

2. Соблюдение интересов акционеров и других инвесторов. Бизнес-план, содержащий подобное обоснование инвестиционного проекта, является для инвесторов основным документом, стимулирующим вложение капитала;

3. Гарантия выполнения обязательств предприятия перед бюджетом и внебюджетными фондами, банками и другими кредиторами. Оптимальная для данного предприятия структура капитала приносит максимальную прибыль и максимизирует при заданных параметрах платежи в бюджет;

4. Выявление резервов и мобилизация ресурсов в целях эффективного использования прибыли и других доходов, включая и внереализационные;

5. Контроль рублём за финансовым состоянием, платёжеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Процесс финансового планирования включает несколько этапов.

На первом анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий – бухгалтерский баланс, отчёты о прибылях и убытках, отчёты о движении денежных средств. Баланс предприятия входит в состав документов финансового планирования, а отчётный бухгалтерский баланс является исходной базой на первой стадии планирования.

Второй этап предусматривает составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчёта о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.

На третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвёртом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.

Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением. Данный этап заключается в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставлении с запланированными показателями, выявлении причин, следствий, отклонений от плановых показателей, в разработке мер по устранению негативных явлений.

 Важно помнить, что максимальной эффективности можно добиться только при последовательном выполнении всех этапов процесса финансового планирования, так как они взаимосвязаны.

 

 

              2.    Методы финансового планирования.

Методы планирования - это конкретные способы и приемы расчетов показателей. Планирование финансовых показателей осуществляется с помощью нескольких методов. К ним относятся:

1. Нормативный метод. Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др. Нормы и нормативы бывают разные: федеральные, региональные, местные, отраслевые, нормативы самого предприятия.

Федеральные нормативы являются обязательными для всей территории России. К ним относятся: ставки федеральных налогов; нормы амортизации по отдельным группам основных средств; минимальная месячная оплата труда и т.д.

Региональные и местные нормативы действуют в отдельных субъектах РФ и утверждаются  представительными и исполнительными органами власти. К ним относятся, как правило, ставки региональных налогов и сборов.

Отраслевые нормативы применяются в рамках отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм предприятий (малые предприятия, акционерные общества, предприятия с иностранными инвестициями).

Нормативы предприятия разрабатывают сами хозяйствующие субъекты и используют их для контроля за эффективностью использования ресурсов и урегулирования внутрихозяйственных процессов. К этим нормативам относятся: нормативы плановой потребности в оборотных активах; нормы запасов материалов, заделов незавершенного производства, запасов готовой продукции на складе; нормативы распределения чистой прибыли на потребление, накопление и в резервные фонды и ряд других.

Итак, нормативный метод финансового планирования заключается в установлении для определенного отрезка времени фиксированной системы норм. Использование этого метода возможно, если на предприятии есть обширная и эффективная нормативная база.

2. Расчётно-аналитический метод. Сущность расчётно-аналитического метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей.

Расчётно-аналитический метод широко применяется при планировании суммы прибыли и доходов, определении величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный, по отдельным видам использования финансовых ресурсов и т.д. Этот метод планирования показывает влияние факторов на величину прибыли, однако он в достаточной степени не учитывает влияние всех меняющихся условий хозяйствования на финансовые результаты и не обеспечивает их достоверности, прежде всего из-за постоянно меняющихся условий хозяйствования.

3. Балансовый метод. Сущность балансового метода планирования финансовых показателей заключается в том, что путём построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется, прежде всего, при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды - фонд накопления, фонд потребления и др.

При прогнозировании баланса рассчитываются, в первую очередь, ожидаемые значения его активных статей. Что касается пассивных статей, то работа с ними завершается с помощью метода балансовой увязки показателей и выявляется потребность во внешних источниках финансирования.

Балансовая увязка по финансовым фондам имеет вид:

Он + П = Р + Ок, где

Он - остаток средств фонда на начало планового периода, руб.

П - поступление средств в фонд, руб.

Р - расходование средств фонда, руб.

Ок - остаток средств фонда на конец планового периода, руб.

4. Метод оптимизации плановых решений. Сущность метода оптимизации плановых решений заключается в разработке нескольких вариантов плановых расчётов, с тем, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. Собственно прогнозирование осуществляется в ходе имитационного моделирования, когда при расчетах варьируют темпами изменения базового показателя и независимых факторов, а его результатом является построение нескольких вариантов прогнозной отчетности.

5. Экономико-математическое  моделирование. Содержание экономико-математического моделирования в финансовом планировании заключается в том, что оно позволяет определить количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их величину. Эта взаимосвязь выражается через экономико-математическую модель, которая представляет собой точное математическое описание экономических процессов с помощью графиков, таблиц, уравнений и неравенств. В модель включают только основоопределяющие факторы.

Цель каждого предприятия подобрать такие методы финансового планирования, чтобы конечный результат оказывался как можно ближе к прогнозу.

 

    1. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием.

Финансовое планирование на фирме бывает трех видов и различается по типу составляемого плана и сроку на который он разрабатывается. Финансовое планирование бывает: перспективное (стратегическое), текущее и оперативное. Все виды финансового планирования на фирме связаны друг с другом и осуществляются в определенной последовательности.

    1.  Перспективное финансовое планирование  (ПФП)

ПФП охватывает в современных условиях период от одного года до трех (редко – пяти) лет. ПФП включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование его финансовой деятельности. Финансовая стратегия – это определение долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия и выбор наиболее эффективных способов и путей их достижения.

Процесс формирования финансовой стратегии включает в себя следующие основные этапы:

1) Определение периода реализации стратегии. Продолжительность этого период зависит от периода формирования общей стратегии предприятия. Кроме того, на него воздействуют и другие факторы: динамика макроэкономических процессов, изменения, происходящие на финансовом рынке, отраслевая принадлежность и специфика внешней среды деятельности предприятия.

2) Анализ факторов внешней среды предприятия;

3) Формирование стратегических целей финансовой деятельности. Главная цель данного этапа – максимизация рыночной стоимости предприятия. Система стратегических целей предприятия должна быть сформулирована четко, отражая каждую из целей в конкретных показателях-нормативах. Обычно в качестве стратегических нормативов используют такие, как: среднегодовой темп роста собственных финансовых ресурсов, формируемых их внутренних источников; минимальная доля собственного капитала; соотношение оборотных и внеоборотных активов предприятия и пр. На основе финансовой стратегии формируется финансовая политика по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной и пр.

4) Разработка финансовой политики предприятия;

5) Разработка системы мероприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии;

6) Оценка разработанной финансовой стратегии. Она осуществляется по нескольким параметрам. Во-первых, оценивается насколько, разработанная финансовая стратегия согласуется с общей стратегией предприятия, выявляется степень согласованности целей, направлений и этапов реализации этих стратегий. Во-вторых, оценивается согласованность финансовой стратегии предприятия с прогнозируемыми изменениями во внешней среде. В-третьих, оценивается реализуемость разработанной финансовой стратегии, т. Е. рассматриваются возможности предприятия в формировании собственных и привлеченных финансовых ресурсов. В заключении оценивается результативность финансовой стратегии. Такая оценка может быть основана на прогнозных расчетах различных финансовых показателей, а также на прогнозе динамики нефинансовых результатов реализации разработанной стратегии, таких, как: рост деловой репутации предприятия, повышение уровня управляемостью финансовой деятельностью структурных подразделений и пр.

Информация о работе Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием