Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 14:45, курсовая работа
Краткое описание
Для эффективного и устойчивого функционирования государства необходима оптимально построенная налоговая система, не снижающая стимулов налогоплательщика к предпринимательской деятельности, при этом подталкивая его к поиску путей повышения эффективности его хозяйственной деятельности, с другой стороны, не ограничивающая поступления в бюджет. Поэтому показатель налоговой нагрузки предприятия является серьезным показателем качества построения налоговой системы, ведь она должна обеспечивать необходимые потребности государства.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ…………………….6 1.1 Сущность и роль налогов в экономике…………………………………...6 1.2 Общая характеристика налоговой системы Российской Федерации.....13 1.3 Налоговое бремя организации…………………………………………...18 Выводы…………………………………………………………………………...21 2. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ………………………...22 2.1 Создание структурного отдела по налоговому планированию………..22 2.2 Способы оптимизации налогообложения……………………………….27 Выводы…………………………………………………………………………...36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….........37 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ………39
ВВЕДЕНИЕ
Для эффективного и устойчивого
функционирования государства необходима
оптимально построенная налоговая система,
не снижающая стимулов налогоплательщика
к предпринимательской деятельности,
при этом подталкивая его к поиску путей
повышения эффективности его хозяйственной
деятельности, с другой стороны, не ограничивающая
поступления в бюджет. Поэтому показатель
налоговой нагрузки предприятия является
серьезным показателем качества построения
налоговой системы, ведь она должна обеспечивать
необходимые потребности государства.
В первую очередь налоговое
планирование является одной из важнейших
составляющих частей финансового менеджмента,
что вытекает из присутствия налогового
аспекта в любом сегменте управления финансами
предприятия. Так как налоговые отношения
являются завершающим звеном любого предпринимательского
решения, налоговому планированию, как
составной части финансового менеджмента
присуща ограниченная самостоятельность.
Не имея полностью самостоятельного характера,
налоговое планирование, тем не менее,
оказывает существенное влияние на принятие
предпринимательских решений и, как следствие,
повышение эффективности финансово-хозяйственной
деятельности предприятия. Также за счет
правильного налогового планирования
происходит увеличение собственных финансовых
ресурсов предприятия, поэтому конечной
целью налоговой политики предприятия
можно рассматривать не только оптимизацию
налогов, но и повышение финансовой устойчивости
предприятия.
В условиях современного рыночного
хозяйства возрастает роль проблемы оптимизации
налогового бремени на предприятии. Потребность
в налоговом планировании определяется
рядом факторов, таких как тяжесть налогового
бремени и изменчивость налогового законодательства.
Здесь важно «не перейти границу», уйдя
вместо оптимизации налогов в уклонение
от них, тем самым нарушив закон, и повлечь
за собой уголовную ответственность.
Актуальность выбранной темы
заключается в том, что проблеме уменьшения
налогового бремени в современной науке
уделяется пристальное внимание, с каждым
годом разрабатываются все новые методы
минимизации налогового бремени, а также
способов ухода от налоговой нагрузки.
От того, насколько правильно выстроена
налоговая политика фирмы, зависит не
только эффективное функционирование
самого предприятия, но и всего государства.
Целью курсовой работы является
исследование теоретических аспектов
формирования налоговой политики и в частности
налоговой оптимизации, определение путей
исчисления и снижения налогового бремени,
а также рассмотрение основных рисков
налогового планирования.
Для достижения поставленной
цели необходимо решить ряд задач:
раскрыть сущность роль налогов;
дать общую характеристика налоговой системы
Российской Федерации;
рассмотреть принципы реализации
налоговой политики;
проанализировать риски налогового
планирования;
изучить современные методики
исчисления налогового бремени;
рассмотреть ряд путей минимизации
налоговой нагрузки на предприятии;
обозначить границы налоговой
оптимизации.
Объектом исследования являются
экономические отношения, возникающие
в процессе оптимизации налогового бремени
на предприятии.
Предметом исследования является
система налогообложения и пути ее оптимизации.
Методологической основой
для написания данной курсовой работы
послужили труды таких ученых, как: Абрамов
В.А., Александров И.М., Вылкова Е.С., Карпов
А.Н., Козенкова Т.А., Красноперова О.А.,
Лукаш Ю.А., Майбуров И.А., Митюкова Э. С.,
Пансков В.Г., Слесаренко В.К., Кирина Л.С.,
Горохова Н.А., Кирова Е.А. и других. Также
использовались статьи из бизнес-журналов,
нормативно-правовые акты Российской
Федерации в области налогообложения.
Курсовая работа имеет традиционную
структуру и включает в себя: введение,
основную часть, состоящую из двух глав,
выводы после каждой главы, заключение,
список использованных источников и литературы.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1Сущность и роль налогов в
экономике
Под налогом понимается обязательный,
индивидуально безвозмездный платеж,
взимаемый с организаций и физических
лиц в форме отчуждения принадлежащих
им на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления
денежных средств в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и (или) муниципальных образований.1
Под сбором понимается обязательный
взнос, взимаемый с организаций и физических
лиц, уплата которого является одним из
условий совершения в отношении плательщиков
сборов государственными органами, органами
местного самоуправления, иными уполномоченными
органами и должностными лицами юридически
значимых действий, включая предоставление
определенных прав или выдачу разрешений
(лицензий).
Признаками налога являются:
Общеобязательный характер.
Статья 57 Конституции РФ устанавливает,
что платить законно установленные налоги
и сборы обязан каждый. В соответствии
с этой установкой Налоговый кодекс РФ,
нормативно-правовые акты субъектов РФ
и муниципальных образований закрепляют
жесткий перечень налогов, начислять и
уплачивать которые обязаны все налогоплательщики,
определенные законом;
Индивидуальная безвозмездность.
За счет налогов происходит финансирование
всей деятельности государства, но при
этом конкретное физическое или юридическое
лицо, начисляющее и уплачивающее определенный
налог, какого-либо возмещения в виде получения
имущества, имущественных или неимущественных
прав не получает. Именно в этом основное
отличие налога от сбора: сбор уплачивается
за совершение государственными органами определенного действия, таким
образом, лицо, уплачивающее сбор, получает
вполне ощутимое возмещение оплаченной
суммы в виде оказанных услуг;
Денежная форма. Налоги взимаются
в форме денежных средств, принадлежащих
организациям или физическим лицам на
праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления;
Публичный характер. В соответствии
со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан
платить законно установленные налоги
и сборы. Данная конституционная обязанность
имеет особый, а именно публично-правовой,
а не частноправовой (гражданско-правовой),
характер, что обусловлено публично-правовой
природой государства и государственной
власти2.
Нецелевой характер. Основной
целью налогообложения является обеспечение
деятельности государства и (или) муниципального
образования в целом. Указанный признак
налогов вытекает из ст. Бюджетного кодекса, в которой установлен принцип общего (совокупного) покрытия расходов3. Данный принцип, в свою очередь, означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. В соответствии с этим налогами покрываются не какие-либо отдельные расходы государства (например, на содержание армии), а все расходы в целом.
Налоги выполняют следующие
функции:
Фискальную.
Фискальная природа налога
появилась вместе с появлением самого
обязательного платежа. Так, для того чтобы
государство успешно функционировало,
деятельность государственных органов
и должностных лиц необходимо финансировать.
Финансирование деятельности государства
во многом происходит именно благодаря
налогам и сборам. В этом и заключается
фискальная функция налогов и сборов;
Регулирующую.
При помощи налогов происходит
регулирование общественных отношений.
При помощи установления налогов и их
ставок государством осуществляется поддержка
одних отраслей экономики и снижение развития
других. В зависимости от того, поддерживается
определенная хозяйственная деятельность
или нет, выделяются стимулирующая и пресекающая
функции налогов. Так, стимулирующую функцию
выполняет, например, установление единого
налога на вмененный доход для определенных
видов деятельности. Наоборот действуют
акцизы на алкоголь или налог на игорный
бизнес. С помощью установления высоких
ставок в данных отраслях государство
снижает количество желающих заниматься
этим видом бизнеса.
Социальную.
Эту функция состоит в перераспределении
общественных доходов (происходит передача
средств в пользу более слабых и незащищённых
категорий граждан за счёт возложения
налогового бремени на более сильные категории
населения).
Контрольная.
Данная функция позволяет государству
отслеживать своевременность и полноту
поступлений в бюджет денежных средств
и сопоставлять их величину финансовых
ресурсов.
Основной функцией сборов
является оплата расходов государственных
органов и их должностных лиц, возникающих
в связи с совершением ими действий
в пользу физических лиц или организаций.
Характерные черты налога как
платежа следующие4:
обязательность;
индивидуальная безвозмездность;
отчуждение денежных средств,
принадлежащих организациям и физическим
лицам на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления;
направленность на финансирование
деятельности государства или муниципальных
образований.
Рассмотрим основные принципы
налогообложения. К основным принципам
налогообложения относятся:
Принцип законности налогообложения;
Данный принцип общеправовой
и опирается на конституционный запрет
ограничения прав и свобод человека и
гражданина иначе, чем федеральным законом5. Налогообложение — это ограничение
права собственности, закрепленного в
ст. 35 Конституции РФ, но ограничение законное,
т. е. основанное на законе, в широком смысле,
направлено на реализацию права (через
финансирование государственных нужд
по реализации государством и его органами
норм права). НК РФ также указывает на то,
что каждое лицо должно уплачивать лишь
законно установленные налоги и сборы6.
Принцип всеобщности и равенства
налогообложения;
Принцип всеобщности налогообложения
конституционный и закреплен в ст. 57 Конституции
Российской Федерации, согласно новелле
этой статьи «каждый обязан платить законно
установленные налоги и сборы». Кроме
того, в Конституции РФ устанавливается,
что каждый гражданин несет равные обязанности,
предусмотренные Конституцией РФ. Указанные
положения Конституции развиваются в
налоговом законодательстве7.
Принцип справедливости налогообложения;
В Российской Федерации до принятия
первой части НК РФ данный принцип первоначально
был сформулирован в п. 5 постановления
Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996
г. № 9-П: «В целях обеспечения регулирования
налогообложения в соответствии с Конституцией
Российской Федерации принцип равенства
требует фактической способности, к уплате
налога исходя из правовых принципов справедливости
и соразмерности. Принцип равенства в
социальном государстве в отношении обязанности
платить законно установленные налоги
и сборы8 предполагает, что равенство
должно достигаться посредством справедливого
перераспределения доходов и дифференциации
налогов и сборов». В соответствии
с этим принципом каждый член общества
обязан участвовать в финансировании
публичных затрат государства и общества
наравне с другими. Всеобщность налогообложения
состоит в том, что определенные налоговые
обязанности устанавливаются, по общему
правилу, для всего круга лиц, соответствующего
конкретным родовым требованиям (например,
земельный налог, по общему правилу, уплачивают
все владельцы земельных участков), при
этом налогообложение строится на единых
принципах.
Равенство налогообложения
вытекает из конституционного принципа
равенства всех граждан перед законом9. Конституционные положения
рассматриваемого принципа развиваются
в ст. 3 НК РФ: налоги или сборы не могут
не только устанавливаться, но и фактически
взиматься различно, исходя из социальных
(принадлежность или не принадлежность
к тому или иному классу, социальной группе),
расовых или национальных (принадлежность
либо не принадлежность к определенной
расе, нации, народности, этнической группе),
религиозных и иных различий между налогоплательщиками10. В развитие этих положений
в абз. 2 п. 2 ст. 3 НК запрещено устанавливать
дифференцированные ставки налогов и
сборов, а также налоговые льготы в зависимости
от формы собственности (государственная
— федеральная и субъектов РФ, муниципальная,
частная), гражданства физических лиц
(граждане РФ, граждане иностранных государств,
лица без гражданства, лица с двойным гражданством)
или места происхождения капитала.