Государственный внешний долг и перспективы его погашения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 22:08, курсовая работа

Краткое описание

Проблема государственного долга является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направления финансовой и бюджетной политики. Государственный долг – неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, с ростом предельных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т. д.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты исследования государственного долга 7
1.1 Экономическое содержание государственного долга 7
1.2 Классификация государственных займов 11
1.3 Принципы и методы управления государственным долгом 17
2 Анализ государственного внешнего долга в РФ 21
2.1 Динамика внешнего долга России 21
2.2 Анализ расходов на обслуживание и погашение
государственного долга 28
2.3 Взаимоотношения с международными финансовыми организациями 33
3 Перспективы погашения государственного внешнего долга 38
3.1 Основные направления урегулирования государственного
внешнего долга 38
3.2 Зарубежный опыт: Парижский и Лондонский клубы 47
Заключение 55
Список использованных источников 57
Приложение А
Приложение Б

Вложенные файлы: 1 файл

внешний долг курсовая работа.doc

— 514.50 Кб (Скачать файл)

       Государственные займы как форма  государственного кредита характеризуется  тем, что временно свободные  денежные средства физических (населения) и юридических лиц (организаций и предприятий) привлекаются на финансирование государственных затрат. Привлечение временно свободных средств в форме государственного кредита осуществляется путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

      Внутренний государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным ценным бумагам, размещенным на территории РФ, включая затраты на погашение и выплату крупного дохода. Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образований  Российской Федерации, если они не были гарантированы правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах.

      Внешний государственный долг – это кредит, в котором государство выступает в роли заемщика на мировом рынке. Сумма полученных внешних заимствований с начисленными процентами включается в государственный долг страны. Основными кредиторами России выступают зарубежные развитые страны, международные финансовые организации – международный валютный фонд (МВФ), международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). 

      При определении всего (внутреннего  и внешнего) государственного долга  используется следующая терминология. Капитальный долг – это сумма выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств, гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Основной долг – это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований.

      В соответствии с Бюджетным  кодексом в объем государственного  внутреннего долга России включается  основной долг, т. е. номинальные  суммы долга по государственным  ценным бумагам РФ, по кредитам, ссудам и кредитам, полученным от бюджетов других уровней, по государственным гарантиям, предоставленным Россией. Аналогично во внешний долг включаются обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и сумма основного долга по кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций. Таким образом, если возникает задержка с выплатой процентов по основной сумме государственного долга, то долг государства не увеличивается на сумму невыплаченных процентов.

      Федеральным законом о федеральном  бюджете на очередной финансовый  год утверждаются предельные  объемы государственного внутреннего  и внешнего долга, пределы внешних  заимствований Российской Федерации  с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации.

      Правительство РФ имеет право осуществлять внешние и внутренние заимствования с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственных внешних и внутренних заимствований, если при этом оно снижает расходы на их обслуживание в рамках установленного предельного объема государственного долга. 

      Государственная Дума вместе  с проектом федерального закона  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год рассматривает  также Программу государственных внешних заимствований Российской Федерацией государственных кредитов, которая содержит перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования с указанием по каждому из них целей, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году. В эту программу в обязательном порядке включаются соглашения о займах, заключенных в предыдущие годы, если таковые не утратили силу в установленном порядке.

      Обслуживание государственного  долга связано с перераспределением  доходов в стране. Для погашения  долга можно использовать имеющиеся  у государства активы, приватизируя государственную собственность. Другой подход связан с увеличением доходов бюджета путем расширения налогооблагаемой базы. В конечном счете, бремя обслуживания перекладывается на налогоплательщиков. Еще одним источником погашения долга могут стать кредиты центрального банка. Однако в условиях независимого от правительства главного банка страны использовать эмиссию для сокращения долга весьма сложно. Обслуживание внешнего долга фактически означает легальный вывоз капитала, что отражается отдельной строкой в платежном балансе, т. е. приводит к перераспределению части национального дохода через бюджетно-налоговую и денежно-кредитную систему в интересах нерезидентов [12, с.27].

      Финансирование дефицита бюджета  за счет внутренних источников также не всегда способствует развитию национальной экономики. Увеличение внутреннего долга означает рост доли государственных заимствований на финансовом рынке. Это может привести к конкуренции за ресурсы на внутреннем финансовом рынке, росту процентных ставок и снижению капитализации рынка частных ценных бумаг.  

    1.   Классификация государственных  займов
 

      Практическим воплощением механизма государственного кредита, приводящим к образованию государственного долга, являются государственные займы. Наиболее распространенной формой государственных займов являются облигации. Государственная облигация представляет собой ценную бумагу – долговое обязательство государства, которая дает ее держателю право получить при погашении в определенный срок основную сумму долга и проценты. Номинальная цена государственной облигации устанавливается эмитентом, т. е. государством, она выражает сумму, которую эмитент получил во временное пользование. Именно эта сумма подлежит возврату в оговоренный срок с начисленными на нее процентами. Реальная доходность облигации для инвесторов может отклоняться от номинального процента, поскольку сделки с облигациями производятся по курсовой цене, складывающейся на рынке на основе спроса и предложения.

      Облигации государственного займа представляют собой особую форму фиктивного капитала. В самом деле, если источником дохода по ценным бумагам предприятий выступает прибавочная стоимость, то проценты по государственным бумагам выплачиваются за счет доходов бюджета, поскольку средства, полученные по государственным займам, как правило, не инвестируются в производство, а идут на финансирование бюджетного дефицита. Следовательно, государственный фиктивный капитал не связан непосредственно с производством прибавочной стоимости; инвесторы в государственные ценные бумаги становятся собственниками части будущих налоговых и неналоговых поступлений государства, в чем и заключается специфичность государственного фиктивного капитала.

      Спрос со стороны инвесторов  на любые ценные бумаги, в том  числе и государственные, формируется на основе следующих факторов:

      – доходности – способности приносить доход (через проценты, дивиденды или курсовой стоимости);

      – надежности – возможности понести потери (риск невозврата вложенных средств);

      – ликвидности – возможности скорейшего для держателя получения денежных средств [13, с.547].

      Государственные бумаги, которые  эмитированы промышленно развитыми  странами, считаются сверхнадежными  со средним и низким уровнем  доходности. Они привлекательны для инвесторов, особенно таких, которые готовы довольствоваться хотя и относительно небольшим, но гарантированным доходом. Кроме того, существуют обязательства иных эмитентов, которые, эмитируя менее надежные бумаги, предлагают более высокую доходность в качестве «платы за риск».

      В мировой практике государственные  ценные бумаги являются наиболее  безопасным видом капиталовложений, а при наличии развитого финансового  рынка они выстраиваются как  высоколиквидные активы, в то  же время именно поэтому такие бумаги наименее доходны.

      Во всех странах с рыночной  экономикой действуют различные  системы оценки надежности ценных  бумаг. Существует норма разницы  между доходностью по государственным  и доходностью по корпоративным  ценным бумагам. Если этот показатель снижается, то происходит отток капиталов из корпоративного сектора в пользу государственных облигаций, курсовые цены на корпоративные бумаги снижаются, и их доходность и привлекательность для инвесторов возрастают.

      Мировая практика использует следующую классификацию государственных займов.

      По месту размещения займы могут подразделяться на внешние и внутренние. Внешние займы – это обязательства государства перед нерезидентами, а внутренние – перед резидентами. В течение длительного времени в СССР разделение государственных займов на внешние и внутренние проводилось не на основе резиденства, а по принципу валютирования, т. е. на основе того, в какой валюте номинировано обязательство: внешним займом считался заем, произведенный и номинированный в иностранной валюте, а внутренним – номинированный в национальной валюте. Растущий уровень глобализации современной экономики и допуск нерезидентов на рынок рублевых обязательств обусловили переход от критерия валютирования к критерию резиденства кредитора.

      По способу обращения займы могут быть подразделены на рыночные и нерыночные. Рыночные займы – это займы, оформленные в такие ценные бумаги, которые свободно обращаются и перепродаются после их первичного размещения на рынке. В промышленно развитых странах доля таких займов составляет до 70 % всех долговых обязательств государства. Нерыночные государственные займы – это займы, оформленные в фондовые инструменты, не имеющие вторичного фондового рынка, т. е. они покупаются инвестором у правительства и только ему могут быть проданы. Такие бумаги не котируются на фондовой бирже. Основная цель, которую преследует эмитент, выпуская в обращение нерыночные бумаги, - привлечение в качестве кредитных ресурсов мелких сбережений населения. Выпуская такие ценные бумаги, правительства промышленно развитых стран оказывают влияние на депозитную политику коммерческих банков по отношению к населению, поскольку нерыночные ценные бумаги государства выступают альтернативой вложению средств на депозиты частных кредитных учреждений.

      По сроку заимствования средств займы подразделяются на краткосрочные (со сроком обращения бумаг продолжительностью до одного года), среднесрочные (со сроком обращения бумаг от одного года до пяти лет), и долгосрочные (со сроком обращения бумаг свыше пяти лет).

      По способу обеспечения  возвратности кредитных ресурсов займы могут быть подразделены на закладные и беззакладные. Закладные займы – это займы, возвратность которых обеспечивается конкретным залогом – каким-либо имуществом. Беззакладные займы – это займы, оформленные в облигации и другие обязательства, не имеющие конкретного имущественного обеспечения. На практике государственный кредит реализуется посредством беззакладных займов, поскольку государство считается надежным заемщиком.

      По уровню эмитента в трехуровневой финансовой системе России государственные займы могут быть подразделены на федеральные, региональные и местные.

      По форме выплаты дохода государственные займы можно разделить на следующие виды: процентные займы, доход по которым устанавливается в виде фиксированного процента от номинала, этот тип займа является основным, именно в процентных бумагах размещена основная часть государственного долга в промышленно развитых странах; дисконтные займы, доход по которым инвестор получает за счет приобретения долговых обязательств с дисконтом и последующим их погашением по номинальной стоимости по окончании срока предоставления заемщику средств; выигрышные займы, доход по которым устанавливается на основе тиражей выигрыша, они наименее привлекательны для инвестора, поскольку не предоставляют гарантированного дохода к определенному моменту времени; индексационные займы, доход по которым выплачивается посредством индексирования номинальной стоимости первоначально приобретенных инвестором ценных бумаг.

      По принципу наличия обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа обязательства, эмитированные заемщиком, можно разделить на обязательства без права досрочного погашения и обязательства с правом досрочного погашения. Выпуск обязательств с правом досрочного погашения означает наличие у заемщика прав на досрочный выкуп своих долговых обязательств. Такое право может быть выгодно эмитенту при значительном снижении стоимости заемных ресурсов на рынке ссудного капитала. В этом случае эмитент имеет возможность разместить новый заем, обслуживание которого будет более дешевым, и за счет полученных средств выкупить ранее эмитированные обязательства. При этом достигается экономия средств, направляемых на обслуживание долга. Если обязательства были выпущены без права их досрочного погашения, то при снижении рыночной цены заимствований эмитент не имеет возможности выкупить свои долговые обязательства и несет в связи с этим обстоятельством определенные потери, а инвестор, наоборот, дополнительную выгоду.

Информация о работе Государственный внешний долг и перспективы его погашения