Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 22:08, курсовая работа
Проблема государственного долга является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направления финансовой и бюджетной политики. Государственный долг – неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, с ростом предельных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т. д.
Введение 5
1 Теоретические аспекты исследования государственного долга 7
1.1 Экономическое содержание государственного долга 7
1.2 Классификация государственных займов 11
1.3 Принципы и методы управления государственным долгом 17
2 Анализ государственного внешнего долга в РФ 21
2.1 Динамика внешнего долга России 21
2.2 Анализ расходов на обслуживание и погашение
государственного долга 28
2.3 Взаимоотношения с международными финансовыми организациями 33
3 Перспективы погашения государственного внешнего долга 38
3.1 Основные направления урегулирования государственного
внешнего долга 38
3.2 Зарубежный опыт: Парижский и Лондонский клубы 47
Заключение 55
Список использованных источников 57
Приложение А
Приложение Б
Необходимо отметить тот факт,
что все развитые страны уже
давно отказались от
В современных условиях, учитывая
специфические особенности РФ
и особенности заимствований
у международных финансовых
– развития отдельных отраслей промышленности;
– совершенствования
– создания ноу-хау;
– перевода отечественных производителей на выпуск импортозамещающей продукции.
В отличие от займов МФО
кредиты правительств
В нашей стране кредиты
– для целей бюджетных
– для целей коммерческих
В первом случае все выплаты, связанные с погашением и обслуживанием кредитов, должен нести федеральный бюджет, во втором – коммерческие организации, для которых привлекаются кредиты. Сложившаяся в нашей стране порочная практика предполагает, что все выплаты автоматически производятся из средств федерального бюджета. Иными словами, гарантии, предоставленные Правительством РФ, для получения кредитов коммерческими организациями автоматически переводятся в категорию кредитов РФ. Предполагается, что коммерческие организации должны производить возврат средств в федеральный бюджет. Между тем, в настоящее время задолженность федеральному бюджету по долговым обязательствам коммерческих организаций составляет более 2,5 млрд. долл. США.
Эти проблемы могут быть
Данные вопросы целесообразнее
было бы закрепить
Кроме того, необходимо внедрить
среднесрочное планирование
Формирование внешнего долга предполагает проведение такой политики заимствований, которая позволяла бы в дальнейшем осуществлять выплаты по долгу без существенных нагрузок на имеющиеся ресурсы. Такая политика предполагает реализацию следующих мер: обозначение пределов новых внешних заимствований. Сейчас саамы важным моментом является снижение величины задолженности путем частичного отказа от новых внешних заимствований, а также определения приоритетных направлений финансирования долга за счет привлеченных источников; особое внимание следует уделять первичным условиям заимствованиям: номинальной стоимости облигаций, валюте инструментов, схемам размещения, процедуре и частоте выплаты доходов и т. п.; структура заимствований должна быть оптимальной по срокам и по самому портфелю. Оптимизация заимствования состоит в том, чтобы избежать в будущем пиков платежей. Но если в практике управления портфелем ценных бумаг ставится задача повышения их доходности, то при управлении долговым портфелем стремятся к сокращению затрат. В связи с этим кредитный портфель необходимо удешевлять в обслуживании, что требует оптимального выбора долговых инструментов.
Также необходимо организовать
подготовку квалифицированных
Подводя итоги, можно сделать
такой вывод: российской
Решать проблему долга,
3.2
Зарубежный опыт: Парижский
и Лондонский клубы
Парижский клуб – неформальное объединение правительств стран-кредиторов, которыми являются Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Швейцария, Швеция, Франция, Финляндия и Япония. Объединение было создано в 1956 году с целью реструктуризации задолженности развивающихся стран. Членство в Парижском Клубе предполагает постоянный обмен информацией между кредиторами о задолженности и ходе ее погашения. Все соглашения стран-должников с Парижским Клубом содержат статью, обязывающую их не предоставлять третьим странам более выгодных условий погашения долга перед ними, чем условия, предоставленные членам Клуба. Наиболее бедным странам списывается до 80% их внешнего долга официальным кредиторам. Принятая Клубом практика ограничивает также сумму уступки страной-кредитором активов на вторичном рынке долгов пределом в 20 млн. долларов или 10% от общей суммы требований к данной стране-кредитору ( в зависимости от того, что больше ). Парижский Клуб функционирует в тесном сотрудничестве с МВФ. Если какое-либо государство-должник, испытывающее экономические трудности (например, по части баланса платежа), начинает осуществлять программу оздоровления под эгидой МВФ. Парижский клуб совместно с правительством данной страны вырабатывает соглашение о реструктуризации её внешнего государственного долга.
В 1956 году, как только клуб был организован, первые переговоры с официальными кредиторами в Париже провело правительство Аргентины с целью выработки взаимоприемлемой для пересмотра графиков платежей по гарантированным государством экспортным кредитам. В следующие полтора десятилетия с просьбами о пересмотре графиков платежей в клуб обращались Бразилия, Чили и Турция. Наибольшая активность приходится на последние двадцать лет, когда около 100 стран заключили более двухсот соглашений о реструктурировании долгов на сумму боле 350 млрд. долл. Свою лепту вносят также и коммерческие банки, значительно сокращая обязательства должников по погашению не гарантированных государством кредитов.
Особенность
структурной организации
Поскольку Парижский Клуб не имеет фиксированного членства, в переговорном процессе в рамках Клуба может участвовать любое государство-кредитор, являющееся держателем обязательств по долгам, по которым может потребоваться пересмотр условий погашения. Большую часть займов и кредитов развивающиеся страны , а также государства Центральной и Восточной Европы получают от стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) , поэтому последние почти всегда участвуют в таких переговорах. Среди других традиционных участников переговоров в Парижском Клубе следует назвать МВФ, Всемирный банк, Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и, естественно, саму страну-должника, обратившуюся с просьбой о пересмотре задолженности. Ряд крупных должников, например Россия и Бразилия, сами предоставляют значительные кредиты другим странам, и их должники также обращаются в Парижский Клуб. Таким кредиторам выгодно решать вопросы уже на многосторонней основе.
Многосторонний
подход является наиболее эффективным
и облегчает работу в административно-
В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами:
· наличие непосредственной угрозы прекращения платежей,
·
обусловленность
·
равномерное распределение
Первые
два принципа — это условия, которые
страна-должник обязана
С
1991г. Российская Федерация вела переговоры
с Парижским клубом по реструктуризации
официальной задолженности
В январе 1992 г. Парижский клуб согласился продлить сроки выплат в погашение основной суммы долга СССР, приходящиеся на декабрь 1991г.
В 1993г. заключено первое соглашение о реструктуризации долга СССР Парижскому клубу. В дальнейшем соглашения о реструктуризации платежей текущего года достигались еще дважды: в 1994г. и 1995 г.
29 апреля 1996 г. было подписано соглашение о многолетней (на 25 лет) реструктуризации внешнего долга СССР перед Парижским клубом в сумме 33,2 млрд. долл. США с предоставлением 7-летнего льготного периода, в течение которого выплачиваются только проценты.
Последнее соглашение о реструктуризации задолженности бывшего СССР перед кредиторами Парижского клуба было достигнуто в августе 1999 года. В рамках договоренности платежи 1999-2000 гг. в объеме 8,3 млрд. долл. США были переоформлены в обязательства со сроками погашения до 2020 г. с предоставлением льготного периода до 1,5 лет.
В соответствии с Соглашением от 13 мая 2005 г. в период июля-августа 2005г. двумя траншами (12,5 и 2,5 млрд. долл. США соответственно) был досрочно погашен по номиналу долг в сумме 15 млрд. долл. США.
В результате проведения в июне 2006 года второго этапа операции по досрочному погашению долга бывшего СССР перед Парижским клубом (Соглашение от 16 июня 2006 года) задолженность перед 17 странами-кредиторами была погашена в полном объеме.
17 сентября 1997 г. в Париже Правительством Российской Федерации подписан Меморандум о взаимопонимании, оформивший присоединение России к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве полноправного государства-участника. Начиная с даты подписания Меморандума российские долговые требования приобретают тот же статус, что и аналогичные требования членов Парижского клуба.
Информация о работе Государственный внешний долг и перспективы его погашения