Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 22:53, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть кредитно-денежную политику, ее основные цели, инструменты и проблемы эффективного осуществления в России.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. Дать характеристику целям, объектам и субъектам кредитно-денежной политики государства;
2. Рассмотреть методы и инструменты кредитно-денежной политики государства;
3. Проанализировать особенности кредитно-денежной политики ЦБ РФ на современном этапе.
Введение………………………………………………………………………..3
1.Денежно-кредитная политика: теоретические аспекты.
1.1 Понятие денежно-кредитной политики, ее объекты и субъекты…....5
1.2 Основные концепции денежно-кредитной политики………………...10
1.3 Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег)…………………………………………………………….13
2.Цели и инструменты денежно-кредитной политики.
2.1 Цели денежно-кредитной политики……………………………………15
2.2 Инструменты денежно-кредитной политики………………………….16
2.3Передаточный механизм кредитно-денежной политики, ее связь с бюджетно-налоговой и валютной политикой………………………………..24
3. Реализация денежно-кредитной политики на современном этапе.
3.1 Реализация денежно-кредитной политики в 2011 году………………26
3.2 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов……………………………………………………..31
Заключение……………………………………………………………………..40
Список литературы…………………………………………………………….42
Операции Банка России по абсорбированию ликвидности.
В результате постепенного изъятия ликвидности через бюджетный канал объем денежных средств кредитных организаций на корреспондентских и депозитных счетах в Банке России, а также в облигациях Банка России (ОБР) на 1.10.2011 сократился более чем на 1,2 трлн. рублей по сравнению с началом года.
Общий объем депозитных операций Банка России с кредитными организациями в январе-сентябре 2011 года увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2010 года в 2,4 раза и составил 62,3 трлн. рублей.
Проведение депозитных аукционов с привлечением средств на срок 3 месяца приостановлено Банком России с 1 января 2011 года в связи с переходом на выпуск трехмесячных ОБР.
За январь-сентябрь 2011 года Банк России разместил на первичном рынке ОБР в объеме 0,5 трлн. рублей по рыночной стоимости (1,8 трлн. рублей за аналогичный период 2010 года). При этом объем выплат по погашению ОБР за указанный период составил 1,1 трлн. рублей. По состоянию на 1.10.2011 совокупный объем ОБР в обращении по рыночной стоимости составил 10,3 млрд. рублей.
Дополнительным инструментом абсорбирования ликвидности были операции Банка России по продаже государственных ценных бумаг без обязательства обратно го выкупа. Объем продажи Банком России ОФЗ из собственного портфеля за январь-сентябрь 2011 года составил 8,0 млрд. рублей.
Операции Банка России по предоставлению ликвидности.
В январе-июле 2011 года в условиях высокого уровня ликвидности в банковском секторе спрос кредитных организаций на большинство инструментов рефинансирования был незначительным – кредитные организации обращались к ним в отдельные периоды, что преимущественно было обусловлено необходимостью осуществления налоговых платежей. Валовой кредит Банка России кредитным организациям в целом за январь-сентябрь 2011 года увеличился на 188,6 млрд. рублей. При этом задолженность кредитных организаций по кредитам, обеспеченным ценными бумагами из Ломбардного списка Банка России и нерыночными активами, уменьшилась на 9,6 млрд. рублей, по операциям прямого РЕПО – увеличилась на 199,0 млрд. рублей.
В целях обеспечения бесперебойного функционирования платежной системы Банк России ежедневно предоставлял кредитным организациям внутридневные кредиты. За январь-сентябрь 2011 года их объем увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2010 года на 25,5% и на 1.10.2011 составил 25,1 трлн. рублей.
Среднедневной объем задолженности по операциям прямого РЕПО Банка России за январь-сентябрь 2011 года составил 11,6 млрд. рублей (27,7 млрд. рублей за аналогичный период 2010 года). Общий объем предоставленных кредитным организациям ломбардных кредитов в январе-сентябре 2011 года был равен 42,7 млрд. рублей (в январе-сентябре 2010 года – 57,4 млрд. рублей), из них 34,7 млрд. рублей составили ломбардные кредиты по фиксированной процентной ставке на срок от 1 до 30 календарных дней.
Существенно сократился по сравнению с предыдущим годом спрос кредитных организаций на кредиты под залог нерыночных активов. В январе-сентябре 2011 года их объем составил 6,7 млрд. рублей (320,9 млрд. рублей за соответствующий период 2010 года).
Операции «валютный своп» в январе-сентябре 2011 года Банком России не проводились вследствие отсутствия спроса на них со стороны кредитных организаций.
В 2011 году Банк России завершил работу по созданию нового инструмента рефинансирования кредитных организаций – кредитов, обеспеченных золотом. В октябре Банк России принял решение об увеличении до 180 дней срока предоставления кредитов, обеспеченных золотом, и установлении с 1 ноября 2011 года процентной ставки по указанным кредитам на срок от 91 до 180 дней в размере 7,25% годовых.
Вместе с
тем, учитывая возросшие потребности
кредитных организаций в
– возобновил предоставление кредитов, обеспеченных поручительствами кредитных организаций;
– повысил поправочные коэффициенты, применяемые для расчета стоимости «нерыночных» активов, принимаемых в обеспечение по кредитам Банка России, с 0,2 – 0,5 до 0,5 – 0,8;
– возобновляет с 1.11.2011 предоставление кредитов Банка России, обеспеченных активами или поручительствами, на срок от 90 до 180 календарных дней.
3.2 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов
Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программ.
В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2012 году до 5 – 6%, в 2013 году – до 4,5 – 5,5%, в 2014 году – до 4 – 5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели по инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 4,5 – 5,5% в 2012 году, 4 – 5% в 2013 году и 3,5 – 4,5% в 2014 году.
Расчеты по денежной программе на 2012 – 2014 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции и прогнозной динамике ВВП, а также прогнозным показателям платежного баланса и параметрам проекта федерального бюджета.
Ожидается, что в рассматриваемый период экономический рост будет обеспечиваться за счет как внешних факторов, связанных с благоприятной конъюнктурой мировых рынков сырья и капитала, так и внутренних факторов, включая увеличение кредитования банками реального сектора российской экономики.
Банк России разработал три варианта денежной программы, соответствующие основным сценариям прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2012 – 2014 годов и другим параметрам, указанным выше. При этом второй вариант программы базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта федерального бюджета на 2012 год и плановый период 2013 – 2014 годов. Темп прироста денежной базы в узком определении, рассчитанный исходя из необходимости достижения целевых показателей по инфляции и соответствующий оценкам динамики экономического роста, в зависимости от сценарных вариантов может составить в 2012 году 9 – 16%, в 2013 году – 12 – 14%, в 2014 году – 13 – 15%.
С учетом прогнозируемой в течение рассматриваемого периода динамики показателей платежного баланса ожидается, что в условиях первого варианта формирование денежного предложения будет происходить в основном за счет увеличения чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования при сокращении объема чистых международных резервов (ЧМР), второго и третьего вариантов – в большей степени за счет увеличения ЧМР. При этом большое значение для реализации денежно-кредитной политики будут иметь параметры исполнения федерального бюджета, оказывающие влияние на изменение чистого кредита банкам со стороны Банка России.
В рамках второго и третьего вариантов денежной программы предполагается снижение чистого кредита федеральному правительству, обусловленное в основном накоплением средств на счетах суверенных фондов, в первом варианте – его рост.
Указанные условия будут определять влияние бюджетного канала на формирование денежного предложения в 2012 – 2014 годах. С учетом прогнозируемой динамики чистого кредита расширенному правительству по всем вариантам прогноза в указанный период ожидается последовательный рост объемов рефинансирования кредитных организаций со стороны Банка России.
В рамках первого варианта денежной программы, предусматривающего значительное снижение мировых цен на нефть, в 2012 – 2014 годах прогнозируется абсолютное уменьшение ЧМР: в 2012 году – на 0,5 трлн. рублей, в 2013 году – на 0,6 трлн. рублей, в 2014 году – на 0,7 трлн. рублей.
Для обеспечения роста денежной базы до уровня, соответствующего параметрам данного варианта программы, необходимо увеличение ЧВА на 1,1 трлн. рублей в 2012 году, на 1,5 трлн. рублей в 2013 году и на 1,8 трлн. рублей в 2014 году.
В первом варианте денежной программы предполагается увеличение объема чистого кредита расширенному правительству на 0,3 трлн. рублей в 2012 году, на 0,4 трлн. рублей в 2013 году, а также на 0,5 трлн. рублей в 2014 году. Согласно расчетам, при реализации данного сценария в 2012 – 2014 годах прирост чистого кредита банкам может составить 0,8 – 1,3 трлн. рублей в год при активизации операций Банка России по предоставлению ликвидности банковскому сектору. В 2014 году валовой кредит банкам может достигнуть 40% от объема денежной базы.
Во втором варианте денежной программы предполагается умеренная динамика мировых цен на нефть в рамках прогнозного периода. Соответствующий показателям прогноза платежного баланса прирост ЧМР составит в 2012 году 0,8 трлн. рублей, в 2013 году – 0,7 трлн. рублей, в 2014 году – 0,8 трлн. рублей.
Согласно расчетам, в 2012 – 2014 годах указанный прирост ЧМР необходимо будет дополнить увеличением ЧВА, которое с учетом динамики денежной базы, определенной в соответствии с ориентирами по инфляции, в указанный период должно составить 0,2 – 0,5 трлн. рублей в год.
Исходя из предусматриваемого в соответствии с основными параметрами бюджетной политики сокращения дефицита федерального бюджета и его финансирования в основном за счет немонетарных источников, можно ожидать, что объем чистого кредита расширенному правительству в 2012 году сократится на 0,2 трлн. рублей, в 2013 и 2014 годах – на 0,5 трлн. рублей ежегодно.
При указанной динамике кредита расширенному правительству основным каналом увеличения ЧВА в 2012 – 2014 годах будет прирост чистого кредита банкам (на 0,3 – 1,0 трлн. рублей в год), который будет обеспечен в значительной мере за счет повышения валового кредита банкам.
В соответствии с третьим вариантом денежной программы, предполагающим высокие цены на нефть, увеличение ЧМР в 2012 – 2013 годах составит 2,2 трлн. рублей ежегодно, в 2014 году – 2,3 трлн. рублей. При этом с учетом оцениваемой динамики денежной базы ожидается, что в 2012, 2013 и 2014 годах снижение ЧВА по данному варианту должно составить 1,0; 1,0 и 0,9 трлн. рублей соответственно.
С учетом предполагаемой благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и более значительного роста ВВП по данному варианту можно ожидать и более существенное, чем по второму варианту, увеличение остатков средств на бюджетных счетах в Банке России, что соответствует снижению чистого кредита расширенному правительству на 1,1 – 1,4 трлн. рублей в год в 2012 – 2014 годах. Объемы государственных заимствований в этом случае могут быть ниже заложенных в бюджетных проектировках.
В рамках данного сценария предполагается, что в 2012 году чистый кредит банкам увеличится на 0,2 трлн. рублей, в 2013 году – на 0,4 трлн. рублей, в 2014 году – на 0,7 трлн. рублей.
Основные параметры денежно-кредитной политики в предстоящий трехлетний период будут определяться развитием ситуации на внешних рынках, соотношением между уровнем ставок на внутреннем и внешнем рынках, степенью жесткости бюджетной политики и ходом реализации экономических реформ. В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет применять весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении.
Политика валютного курса.
Основной задачей курсовой политики на 2012 год и период 2013 – 2014 годов является последовательное сокращение прямого вмешательства Банка России в курсообразование и создание условий для перехода к режиму плавающего валютного курса. Банк России продолжит политику, направленную на повышение гибкости курса рубля, что позволит подготовить участников рынка к переходу к плавающему курсу, облегчая процесс их адаптации к значительным колебаниям валютного курса, вызванным внешними шоками.
В течение переходного периода курсовая политика будет направлена на сглаживание колебаний курса рубля к основным мировым валютам, а также на компенсацию устойчивых дисбалансов спроса и предложения на внутреннем валютном рынке. Параметры механизма курсовой политики будут определяться с учетом основных факторов формирования платежного баланса, показателей бюджетной системы и конъюнктуры российского денежного рынка и согласовываться с целями единой денежно-кредитной политики. При этом Банк России не будет устанавливать каких-либо целевых значений или фиксированных ограничений на уровень курса национальной валюты.
В настоящее
время сохраняющийся
Инструменты денежно-кредитной политики и их использование.
Одной из ключевых задач Банка России на 2012 – 2014 годы является формирование необходимых условий для повышения эффективности проводимой процентной политики. Для этого Банк России продолжит осуществление мер, направленных на повышение гибкости курсообразования, совершенствование системы инструментов денежно-кредитного регулирования, сглаживание влияния автономных факторов на динамику банковской ликвидности. Это будет способствовать постепенному усилению воздействия канала процентных ставок трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики на достижение конечной цели по инфляции.