Кредитование проектов малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 16:06, реферат

Краткое описание

Цель работы - изложить концепцию организации работы банка по кредитованию проектов малого бизнеса, отражающую специфику его становления в нашей стране и учитывающую мировой опыт работы кредитных организаций с малыми предприятиями. Автор сразу оговаривается, что акценты в Дипломной работе смещены в сторону работы с проектами.

Содержание

Введение
Глава 1 Основы функционирования малого предпринимательства и предпосылки необходимости его кредитования
1.1. Экономическая сущность малого предпринимательства
1.2. Малое предприятие в экономике страны
1.3. Малое предпринимательство как формирующийся рынок приложения кредитных ресурсов коммерческого банка
Глава 2 Инвестиционные проекты субъектов малого предпринимательства в коммерческом банке
2.1. Особенности кредита как одного из источников финансирования проектов
2.2. Проектный цикл в банке
2.2.1. Организация процесса отбора проектов
2.2.2. Оценка инвестиционного проекта
2.2.3. Кредитный договор
2.2.4. Контроль за реализацией проекта
2.2.5. Оценка результатов реализации инвестиционных проектов
2.3. Основные методы оценки эффективности проектов
2.3.1. Методы дисконтирования
2.3.2. Традиционные методы
Глава 3 Пути решения основных проблем при кредитовании малого предпринимательства
3.1. Гарантийные фонды как источник обеспечения кредитов малому предпринимательству
3.2. Экспресс-анализ проектов
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

кредит малого бизнеса реферат.docx

— 198.75 Кб (Скачать файл)

На данный момент в России малым  предпринимательством занимается только 9 % населения, производя 12 % ВВП. Исходя из вышесказанного можно утверждать, что в России существует большой  потенциал развития малого предпринимательства.

Учитывая выявленный потенциал  можно было бы предположить, что  малое предпринимательство должно развиваться сверхбыстрыми темпами  с начала реформ и по сегодняшний день; что должен включиться механизм саморегуляции рыночной экономики, стимулируя создание и развитие малого предпринимательства экономическими методами. Однако этого не происходит, как видно на рисунке 1.1.

 

 

Рис. 1.1 Динамика численности малых  предприятий в РФ в 1992-1997гг.

 

Анализ официальной статистики обнаруживает резкое замедление темпов роста числа субъектов малого предпринимательства: если за 1992 г. их количество увеличилось в 1,2 раза (560 тыс. против 268 тыс.), а за 1993 г. - в 1,5 раза (865 тыс. на конец года), то за 1994 г. прирост составил лишь 3,7% (896,9 тыс. на конец года). В 1995 г. впервые наблюдалось абсолютное сокращение количества малых предприятий - до 877,3 тыс., или на 2,2%. Падение продолжилось и в 1996 г.: по данным Госкомстата РФ, в сентябре 1996 г. показатель составил 829,5 тыс. единиц субъектов малого предпринимательства, или 92,5% от уровня 1994г., самого удачного в новейшей истории российского малого предпринимательства. Незначительный рост в 1997 г. (на 1,02  %) можно отнести на счет общей экономической стабилизации.

Таким образом сопоставляя качественные и количественные характеристики малого предпринимательства можно выявить  следующее противоречие: с одной  стороны, налицо возрастание отмечавшейся выше значимости малых предприятий, а с другой – стагнация малого предпринимательства. Очевидно, что если не включаются экономические стимулы развития малого предпринимательства, значит этому мешают различные элементы надстройки: административные, правовые, культурные. На отсутствие предпринимательского образа мышления, выкорчеванного у советского человека административно-командной системой накладывается нежелание малых предпринимателей играть по правилам государства: “перерегистрацию многие предприятия не прошли, спрятались “в тень”, подтверждает и Генеральный директор Федерального фонда поддержки малого предпринимательства Высоков В.В. (15, стр.1).

Сложившаяся тревожная ситуация усугубляется рядом обстоятельств: негативная динамика численности малых фирм сопровождается консервацией неблагоприятной отраслевой и региональной структуры российского малого предпринимательства (см. табл. 1.2 и 1.3).

Таблица 1.2

Распределение и динамика численности малых предприятий  по ведущим отраслям

в 1994-1996гг.

Регион

1994г.

1995г.

Сентябрь 1996г.

Сентябрь 1996г. к 1994г. абс. прирост, тыс.

 

Тыс.

В % к итогу

Тыс.

В % к итогу

Тыс.

В % итогу

 

Всего предприятий

896,9

100

877,3

100

829,5

100

-67,4

В том числе:

             

Промышленность

127,2

14,2

128,5

14,6

129,8

15,6

+2,6

Строительство

123,5

13,8

145,5

16,6

136,9

16,5

+13,4

Торговля и общественное питание

 

 

419,4

 

 

46,7

 

 

374,6

 

 

42,7

 

 

347,6

 

 

41,9

 

 

-71,8

Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

 

 

 

 

 

51,9

 

 

 

 

 

5,8

 

 

 

 

 

42,4

 

 

 

 

 

4,8

 

 

 

 

 

35,8

 

 

 

 

 

4,3

 

 

 

 

 

-16,1

Наука и научное обслуживание

 

51,7

 

5,8

 

48,8

 

5,6

 

47,9

 

5,8

 

-3,8


 

По состоянию на сентябрь 1996г. 42 % малых предприятий России было сосредоточено в сфере торговли и общественного питания, по 16 % приходилось  на промышленность и строительство. По Ростовской области доля малых предприятий, сосредоточенных в торговле и общественном питании ещё выше – 49 % ( на 1 июля 1997г.) Таким образом доля промышленных малых предприятий застыла на отметке 14-16%.

Рис. 1.2.

 

В региональном аспекте сохраняется  сверхконцентрация малых предприятий  в Центральном районе России (30-32 % всех зарегистрированных в РФ малых  предприятий, в том числе доля Москвы стабильно составляет 21-22 %).

 

Таблица 1.3

Распределение и динамика численности малых предприятий по регионам России

в 1994-1996 гг.

Регион

1994г.

1995г.

Сентябрь 1996г.

Сентябрь 1996г. к 1994г. абс. прирост, тыс.

 

Тыс.

В % к итогу

Тыс.

В % к итогу

Тыс.

В % итогу

 

РФ, всего

896,9

100

877,3

100

829,5

100

-67,4

Северный

26,4

2,9

25,7

2,9

17,6

2,1

-8,8

Северо-Западный

 

78,6

 

8,8

 

84,6

 

9,6

 

96,9

 

11,7

 

+18,3

Центральный

296,6

30,1

267,6

30,5

270,3

32,6

+0,7

в т.ч. Москва

159,4

17,8

175,8

20,0

183,1

22,1

+23,7

Волго-Вятский

 

26,6

 

2,9

 

25,4

 

2,9

 

27,8

 

3,4

 

+1,2

Центрально-Черноземный

 

26,9

 

3,0

 

23,7

 

2,7

 

23,1

 

2,8

 

-3,8

Поволжский

88,4

9,9

84,6

9,6

72,4

8,7

-16,0

Северо-Кавказский

 

79,5

 

8,9

 

86,5

 

9,9

 

68,9

 

8,3

 

-10,6

Уральский

101,5

11,3

93,7

10,7

73,1

8,8

-28,4

Западно-Сибирский

 

100,9

 

11,2

 

91,7

 

10,5

 

90,2

 

10,9

 

-10,7

Восточно-Сибирский

 

45,0

 

5,1

 

45,4

 

5,2

 

43,9

 

5,3

 

-1,1

Дальне-восточный

 

47,7

 

5,3

 

43,8

 

5,0

 

39,3

 

4,7

 

-8,4

Калинин-градская обл.

 

5,8

 

0,6

 

4,7

 

0,5

 

6,0

 

0,7

 

+0,2


 

 

Динамика численности постоянно  занятых на малых предприятиях еще более негативна: показатель сентября 1996 г. (6,01 млн. человек) составил лишь 70,9% от уровня 1994 г. Абсолютное падение за 1996 г. по сравнению с 1995 г. достигло, по оценкам Госкомстата РФ, 2,9 млн. человек, а в отраслевом разрезе от этого больше всего пострадали промышленность и строительство (см. рис. 1.3 и табл. 1.4).

 

Таблица 1.4

Распределение и динамика численности постоянно работавших на малых предприятиях по ведущим  отраслям в 1994 - 1996гг.

Регион

1994г.

1995г.

Сентябрь 1996г.

Сентябрь 1996г. к 1994г. абс. прирост, тыс.

 

Тыс.

В % к итогу

Тыс.

В % к итогу

Тыс.

В % итогу

 

Всего постоянно работавших

 

8,48

100

8,94

100

6,01

100

-2,47

Промышленность

2,38

28

2,59

29,0

1,37

22,8

-1,01

Строительство

2,63

31

2,62

29,3

1,55

25,7

-1,08

Торговля и общественное питание

 

 

2,1

 

 

25

 

 

2,20

 

 

24,6

 

 

1,77

 

 

29,4

 

 

-0,33

Наука и научное обслуживание

 

0,2

 

2

 

0,23

 

2,6

 

0,17

 

2,8

 

-0,03

Общекоммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

 

 

 

 

0,3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

0,32

 

 

 

 

3,6

 

 

 

 

0,22

 

 

 

 

3,6

 

 

 

 

-0,08


 

 

Рис. 1.3. Динамика численности постоянно  занятых на малых предприятиях РФ в 1991-1997гг.

Кризисное положение дел в сфере  российского малого предпринимательства во многом обусловлено силой отрицательных процессов, происходящих во внешней среде. В чем же суть деструктивного действия основных факторов внешней среды российского малого предпринимательства?

Первая из групп факторов связана с состоянием важнейших ресурсных рынков. Характерные черты ситуации с факторами производства для малых предприятий следующие:

  • усложненность процедуры доступа к ресурсам (в первую очередь к земле и производственным помещениям), обусловливающая существенные потери времени и финансовых средств;
  • отсутствие широкой информации о наличии ресурсов, порядке и условиях доступа к ним;
  • недостаточная степень конкурсности и открытости в предоставлении ресурсов со стороны государства, ведущая к созданию неравных условий доступа к ним субъектов малого предпринимательства;

В настоящее время на первое место  по значимости для малого предпринимательства в отношении ресурсного обеспечения выходит нехватка производственных площадей. Имеющиеся на крупных предприятиях избытки оборудования и неиспользуемых производственных мощностей только в ограниченном объеме включаются в рыночный оборот. Наиболее часто встречающимся вариантом взаимоотношений малых предприятий и основных владельцев недвижимости (крупных предприятий и муниципальных органов) стал договор краткосрочной аренды и, как правило, на неблагоприятных для малого предприятия условиях (срок такого договора 3-5 лет с правом заключения долгосрочной аренды в дальнейшем, однако реализация этого права по мнению многих предпринимателей проблематична, что сдерживает и заставляет их работать с оглядкой на возможность расторжения договора аренды). В дополнение к этому можно отметить высокую монополизированность рынка недвижимости.

Выход из данной ситуации видится  в дальнейшем развитии рынка недвижимости. Уже сейчас есть достаточно эффективные  проекты, позволяющие инициаторам  окупить вложения в недвижимость в течение 2-3 лет. Развитие кредитно-финансового рынка позволяет уже сегодня привлекать заемные ресурсы на такой срок. К сожалению, большинство таких проектов относится к торговой сфере.

На начальном этапе развития малого предпринимательства (конец 80-х - начало 90-х годов) весьма острым был  дефицит специализированного оборудования для малых предприятий, поскольку отечественные производители ориентировались на удовлетворение потребностей крупных государственных предприятий. С развитием рыночных преобразований и активизацией внешнеэкономической деятельности предложений по поставкам отечественного и импортного оборудования стало во многих случаях достаточно. Однако теперь трудности в приобретении малыми предприятиями подобного оборудования связаны прежде всего с финансовыми проблемами и информационным вакуумом (малый предприниматель зачастую не может выйти на импортного производителя оборудования, не имеющего представительства в России). В связи с этим актуален опыт поддержки инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, предлагаемый банком “Центр-инвест” в рамках “программы поддержки малых предприятий Дона”: специалисты банка могут помочь малому предприятию в поисках партнера, заключении контракта, оформлении сделки, осуществлении платежей на наиболее выгодных условиях.

Информация о работе Кредитование проектов малого предпринимательства